Статья "Влияние дидактических игр на развитие умственных способностей"
статья (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Влияние дидактической игры на умственное развитие ребенка».
(из опыта работы воспитателя Ежовой И.А.)
В работе с детьми раннего возраста решение задач сенсорного развития занимает большое значение. Детей своей группы знакомлю со всеми основными разновидностями свойств:
четырьмя основными цветами, белым и черным;
с такими формами, как: круг, овал, прямоугольник , квадрат.
Работая в группе раннего возраста уже не один год, я с каждым разом убеждаюсь в том, что особенно в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний значительно эффективнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Систематически включая дидактические игры в педагогический процесс, строя занятия на игровой основе, всегда опираюсь на следующие принципы:
постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемой задачи.
Кроме того, при планировании дидактических игр, обдумываю конкретно приемы проведения каждой игры: как заинтересовать ребенка, с чего начинать игру и как изменить ее в дальнейшем.
На выставке представлены игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета, формы, величины. Например: игра «Веселые матрешки». Хочется отметить ее многофункциональность и возможность решения задач в комплексе. Вначале провожу игры с конкретным дидактическим содержанием:
- игра «Полянка цветов» - выбор однородных предметов по цвету из четырех предложенных;
-игра «Сделаем матрешкам бусы» - группировать предметы по цвету;
- игра «Напоим матрешек чаем» - соотнесение предметов по величине и цвету;
- игра «Помоги матрешкам найти свои игрушки» - группировать однородные , соотносить разнородные предметы по цвету.
Проводя эти игры, учитывается и разный возраст детей, малышам более старшего возраста, задача усложняется, например: воспитанники младшего возраста группируют однородные предметы по цвету, то есть только нанизывают бусы одного цвета, а старшего группируют разнородные предметы по цвету, нанизывают бусы и дарят той или иной матрешке. А в заключении объединяю эти игры одним сюжетным содержанием: матрешки нарядились в бусы, пошли прогуляться, каждая на свою полянку, набрали цветов, поставили в вазу, а теперь отдохнем и попьем чаю.
Такие же линии усложнения соблюдаются и в проведении других дидактических игр: «Спрячь мышку», «Составь цветок», «Коробка форм», «Закрой окошечко» и так далее. Такие занятия очень нравятся детям. Они целиком вовлекаются в определенный сюжет и незаметно для себя легко справляются с дидактическими задачами. И к моменту перехода во вторую младшую группу, многие умеют группировать однородные предметы, резко различающиеся по величине: большой – маленький;
по форме: квадрат – треугольник;
треугольник – круг;
по цвету: красный – желтый;
желтый – черный;
более близкие по величине, форме:
круг – овал;
прямоугольник – квадрат;
по цвету: красный – оранжевый;
синий – фиолетовый;
умеют группировать предметы двух разновидностей.
Таким образом, беря за основу сенсорного развития детей раннего возраста игру, используя комплексность и вариативность ее проведения, можно добиться больших успехов в умственном развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...
Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»
Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
Практическое занятие: разработка слушателями дидактических игр по развитию познавательной деятельности «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний»
Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка....
Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.
Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...