Цели: Учить детей определять признаки осени, воспитывать умение радоваться красивому лесу; развивать наблюдательность. Поддерживать желание участвовать в опытно-экспериментальной работе «Летающие листочки». Учить подбирать листочки для создания коврика по своему желанию; развивать эстетическое восприятие; формировать желание взаимодействовать при создании коллективной композиции.
Продолжать учить узнавать животных по части изображения. Правильно называть животных и их детёнышей; группировать предметы по одному признаку (цвет и величина); совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку(форма); закреплять знание основных цветов (красный, жёлтый, зелёный), познакомить с новым цветом (коричневый); стимулировать активную речь детей. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти. Продолжать учить детей ходить ровным кругом, чётко проговаривая слова игры; учить импровизировать, дать заряд положительных эмоций; укреплять связочно-мышечный аппарат кистей рук и мышцы спины, формировать навыки сохранения правильной осанки.
Материал и оборудование. Картинки с изображением животных и их детёнышей, заборчик (силуэт); бумажные листочки красного, жёлтого, зелёного, коричневого цветов, рамки-вкладыши: домики с изображением козлят в окошке, окошки разной геометрической формы и разного цвета; изображение козлят разной величины (по четыре на каждого ребёнка); полоски белого цвета(30х10 см) с меткой красного цвета с левой стороны ( по числу детей); клей-карандаш, «коврик» сделанный из ДВП белого цвета; половинки альбомных листов с нарисованным силуэтом козлёнка, гуашь белого цвета, жёсткие кисточки, фломастеры чёрного цвета(на каждого ребёнка). Игрушка козлёнка.
Ход занятия
Воспитатель (собирает детей возле избушки). Жили-были на опушке леса коза с козлятами. Вот какие козлята! Это козлёнок Витя-добрый; это козленок Аня-любопытный; это козлёнок Катя-весёлый; это козлёнок Паша-быстроногий; это козлёнок Ксюша-ласковый; это козленок Стёпа-задорный; это козлёнок Саша-осторожный; это козлёнок Соня-самый маленький. Жили они не тужили, веселились, играли и листочки собирали. (Подводит детей к «лесу», предлагает рассмотреть листочки на деревьях). Ребята, листочки какого цвета? Почему так стало красиво в нашем лесу? Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? ( Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, в лесу подул сильный ветер (дует на листочки и предлагает детям повторить). Скажите, почему листочки полетели от ветра? (Потому что они лёгкие). Давайте соберём листочки и сделаем красивый коврик, чтобы украсить наш домик. (Дети выкладывают коврик из листочков). Воспитатель хвалит детей за красивый коврик. Ну что ж, мои милые козлята, можно и гостей приглашать, а гости к нам придут разные… Хотите узнать какие? Дети садятся на ковёр, воспитатель показывает фрагмент животного, часть которого закрыта заборчиком.
Воспитатель. Смотрите, кто это спрятался за заборчиком? (Показывает картинку кошки с котятами) Узнали? Правильно, это кошка. Но кошка пришла не одна. Вы знаете с кем она пришла? (Ответы детей). Конечно, с котёнком. (Аналогично воспитатель показывает других «гостей»). Молодцы! Всех гостей узнали.
Коза гостей встречала и по дому хлопотала, а мы с вами поиграем. Воспитатель организует игру с правилами «Коза-хлопота». (С элементами пальчиковой гимнастики).
Коза-хлопота (показать рожки с помощью указательного пальца и мизинца обеих рук, шевелить ими)
День-деньской занята (прижать ладони к щекам, покачать головой).
Ей травы нащипать (руками «нарвать травы»), ей на речку бежать (указательным и средним пальцами изобразить бег),
Ей козляток стеречь (сложить руки на груди, слегка покачивать туловище),
Малых деток беречь (погладить поперечно левую и правую кисти рук),
Чтобы волк не украл (имитировать движения волка),
Чтоб медведь не задрал (изобразить медведя),
Чтобы лисонька-лиса (имитировать движения лисы)
Их с собой не унесла (погрозить пальцем).
Вот какая коза заботливая мама! Она бережёт своих деток. А знаете, кого больше всего боятся козлята? (Показывает картинку волка). Да, волка.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых разложены домики с вырезанными дверцами и наборами дверей к ним разного цвета и формы (на каждого ребёнка) и организует игровое упражнение « Спрячем козлят». Каждый ребёнок подбирает к своему домику дверцы такой же формы и такого же цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Молодцы! Хорошо спрятали своих козлят - волк их не найдёт. А ещё наши козлята ходили на речку купаться.
Игровое упражнение «Козлята идут купаться на речку»
Воспитатель предлагает разложить козляток на полосе, начиная от красной полосочки, слева на право, по порядку-от самого большого до самого маленького. После того как дети справились с заданием, вдруг раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто то стучится в дверь, сейчас я посмотрю (Вносит игрушечного козлёнка в группу), знаете кто это, правильно- это козлёнок, а зовут его Бишка и он ищет друзей. Предлагает нарисовать ему друзей. Дети рисуют друзей для Бишки тычком полусухой кисти гуашью белого цвета. После того как дети справились с работой воспитатель прикрепляет всех нарисованных козлят на «лужок» и предлагает придумать им имена. Выслушивает всех детей, хвалит за проявленную фантазию, затем предлагает им поиграть в игру «Весёлые козлята».
Подвижная игра «Весёлые козлята».
Мы козлята молодцы, веселимся от души (дети идут по кругу)!
Раз, два веселимся от души (дети выполняют различные движения, кому какие нравятся, хлопают в ладоши, весело смеются).
Отдыхать теперь пора, замолкает детвора (дети останавливаются, приседают и замолкают).
(Повторить игру два раза)
Воспитатель. Наше занятие закончилось, а игру вы можете продолжить сами.