Семинар-практикум для педагогов, работающих в адаптационных группах доу.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Риянова Ольга Ивановна

материал содержит информацию о протекании процесса адаптации детей к доу, о роли воспитателя в период адаптации ребенка к доу, о том в какие игры можно играть с детьми в период адаптации и о новых формах работы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semnar_-_trening_s_adaptatsionnikami.odt45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов,

работающих в адаптационных группах.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в адаптационных группах.

Задачи:

- сплочение коллектива,

- развитие наблюдательности,

- развитие навыков эффективного общения и взаимодействия,

- ознакомление педагогов с особенностями адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста,

- ознакомление педагогов с картотекой игр с детьми в адаптационный период,

- ознакомление педагогов с особенностями работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ,

- улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья педагогов.

Дата проведения: 22 апреля.

Начало: 13.30.

Длительность: 1 час 40 минут.

Место проведения: музыкальный зал, сенсорная комната.

Организатор: педагог-психолог.

Приветствие. Обозначение темы семинара, его цели и задач.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашем занятии. Занятие наше посвящено адаптации наших малышей. Вам досталась очень тяжелая и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в садик. С первых дней посещения детьми детского сада, у родителей складывается обще впечатление об учреждении, об их подготовке, об оснащенности групп и т.д.  получается, что вы являетесь лицом детского сада. На вас ложится вдвойне сложная работа: с одной стороны – обеспечить деткам быструю и бесполезную адаптацию, с другой стороны – наладить контакт с родителями деток. Ведь всю информацию о своих детках они получают именно от вас. С момента поступления в сад, вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей жизни проводят в садике, проводят с вами. Вы им заменяете маму. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными. В общем, быть профессионалами.

Вы только что вошли в наш коллектив. Сложность заключается в том, что на группах вам приходится работать в одиночку. Да и если требуется какая-то помощь, то все воспитатели так же в основном работают на группах в одиночку, да и с коллективом вы еще как следует не познакомились.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться друг с другом поближе, ведь вы у нас – на передовой! И вам очень важно держаться вместе, быть командой для взаимопомощи.

Кроме этого, сегодня я познакомлю вас с процессом адаптации малышей к доу, с играми, которые рекомендуются для адаптационного периода. Также  я познакомлю вас с такой формой работой с родителями, как акции. Эта форма взаимодействия с родителями является относительно новой в пед.деятельности.

Итак, приступим.

Сначала предлагаю немного подвигаться. Упражнение Карандаши. Все встают в круг. Расстояние между участниками 50-60 см. карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронном выполняют следующие упражнения: поднять руки вверх, вернуть их в исходное положение; вытянуть руки вперед – отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; наклониться вперед-назад-выпрямиться, присесть-встать.

Сейчас Игра «Разноцветные ленточки». Каждому педагогу выдается разноцветная лента. Педагог коротко рассказывает о своих достоинствах. Пока он рассказывает, привязывает ленточку к ленточке соседа. Когда образуется единая лента, пп подводит участников к тому, что все они исключительно разные, не похожие друг на друга, но всех многое объединяет: общая профессия, любовь к детям, творческий потенциал и другое. Об этом говорит и круг, получившийся из лент: посмотрите, все ленточки разные, тем не менее, круг единый. Мы представляем единую команду. Все мы связаны друг с другом.

Итак, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей, и для воспитателей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,  чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей,  другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Сейчас немного поиграем. Игра Перебежчики и охранники. Группа делится пополам. Половина участников «перебежчики» садится в круг. За спиной каждого из них стоит охранник. Задача перебежчиков – поменяться с кем-нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для охранников. Охранники же внимательно наблюдают за перебежчиками. И если видят что-то подозрительное, то кладут на плечо перебежчику свою руку. Перебежчику на плече которого лежит рука нельзя двигаться. Охранникам нельзя все время держать руку на плече перебежчиков. Например,  можно ограничиться двумя секундами непрерывного удержания. Через некоторое время необходимо поменяться ролями.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Предлагаю вновь немного подвигаться. Упражнение На льдине. В ряд выстраиваются стулья в количестве равном количеству участников. Каждый участник встает на стул. Ваша задача разместиться всей группой на наименьшем количестве стульев, стоя. При этом нельзя сходить на пол. После того как участники начинают накапливаться, ведущий убирает освободившиеся. Можно убирать стул, если одной ногой участник стоит на одном стуле, а другой – на другом.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Очень важно в процессе беседы с родителями выяснить особенности поведения ребенка. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Узнать привычки ребенка помогают беседы с родителями и анкетирование.

Предлагаю немного размяться. Игра Скала. Все участники встают в одну линию очень плотно. Ступни – выступы на скалах. Каждый по очереди проходит по краю пропасти, держась за скалу. И встает в конце линии. Проходить вдоль пропасти нужно ступая вплотную к ступням. Можно некоторым участникам сделать выступы на скалы – вытянуть вперед руки.

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостоверится в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первыми контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы.

Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей, детям нравится в воспитателях:  эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие  ласковые движения.

А теперь давайте снова разомнемся, отвлечемся от раздумий. Игра Вездеход. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображая то о чем идет речь. Итак, готовы? Начали! Идем через лес. Птицы щебечут. Бабочки порхают. Высокая трава на опушке…крапива больно стегает по голым ногам…комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются….снежное поле, пронизывающий ветер…..и пули свистят над головой. Еще и еще. Где бы укрыться. В окоп. Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой…но очень холодной, градусов восемь десят. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков…..паутина липнет к лицу, цепляется к волосам..ею наполнено все пространство… нет, показалось. Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело, ух как кисло. Вперед через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад. Берег моря, закат, идем по кроме воды….

Этапы работы с детьми в период адаптации:

Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

-игру повторяют в течение дня несколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Я вам предлагаю перечень игр, которые рекомендованы в адаптационный период малышей. Раздать картотеку игр.

Упражнение Рисование по инструкции. Участники разбиваются на пары. Садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением.

Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот не видя карточки, смог нарисовать ее изображение на своей карточке. Можно задавать уточняющие вопросы. Затем изображения сверяются.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам: целенаправленность, систематичность, плановость; возрастной характер взаимодействия с родителями; доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско–родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

         Упражнение Очередь. Вы все стоите в очереди в кассу за билетами на поезд. В кассе был 15минутный технологический перерыв. В зале +25.духота….мухи. не только воздух, но и вы все накалены до предела. К тому же билетов осталось мало. Напряженность в очереди зашкаливает. Выбирается один участник. Его задача: без очереди пройти к кассе и купить билет на поезд. Одному из игроков дается задача: не пропустить нахала ни в коем случае.

Разработаны следующие формы работы воспитателя с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей во время адаптационного периода в группе. Я хочу вас познакомить с такой формой работы с родителями, как акции. Детско-родительские. Акции малозатратны. Не требуют особой подготовки. Не отнимают много времени. Объединяют родителей детей и воспитателя. Они информативны. Как правило акции проводятся в вечернее время, когда родители приходят за детьми. Раздатка по акциям.

Сейчас наше заключительное упражнение. Сито. Нужны три добровольца. Один из них садится на стул. Двое других встают у него за спиной слева и справа. Каждый из них по сигналу начинает свой монолог. Задание игроку который сидит – через две минуты пересказать как можно более подробно рассказ каждого из участников.

Наше занятие подходит к концу. В заключение скажу, что различают степени адаптации.

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала

Исход адаптации. Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет.

Фактором влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания является личность воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь внимание детей. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского сад.

И я желаю вам, уважаемые коллеги, чтобы вы были именно такими, какими я перечислила выше. И чтобы период адаптации наших малышей проходил максимально легко и безболезненно.

Сейчас обратная связь (если позволяет время, то получить обратную связь в сенсорной комнате).

Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:

  1. Каковы ваши впечатления от прошедших занятий.
  2. В чем оправдались/не оправдались ваши ожидания от занятия.
  3. Какое упражнение вам понравилось больше всего.
  4. Какое задание было самым сложным для вас и почему.
  5. Какая информация была полезной.
  6. Ваши пожелания по организации следующих групповых занятий.


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ

Иди ко мне №1

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.

Пришел Петрушка№2

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей№3

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод №4

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов.

Среди травок и цветов,

кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба "падают" на землю. Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

среди травок и цветов,

водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся №5

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем   мишку №6

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик №7

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко" (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд № 8

Ход игры. Воспитатель говорит: "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Затем поезд опять отправляется в путь. Игра способствует отработке бега и ходьбы.

Хоровод с куклой №9

Материал. Кукла средних размеров, (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый предлагает детям подержать куклу за руку. Кукла танцует. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева). Предложить детям поиграть в догонялки, побуждая их убегать от куклы. Вариант; игра проводится с мишкой.

Солнечные   зайчики №10

Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

пусть бегут к тебе!

По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза

Игра с собачкой №11

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!" При повторении игры воспитатель называет другого ребенка.

Собирание "сокровищ" №12

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком "сокровища" (камешки, стручки веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие "сокровища" вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо "сокровище" и просит достать его из корзины. Можно «сокровища спрятать» в группе. Вместе с детками отправиться на их поиски.

Делаем     коллаж №13

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи. Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться

Ловись, рыбка №14

Материал. Коробка, металлические пробки или большие гайки, либо рыбки  ("рыбки"), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать "рыбок" из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. Когда будут извлечены все пробки, взрослый считает их ("Вот сколько рыб мы поймали!"), игра повторяется. Игра способствует развитию согласованности движений.

Прогулки по очертаниям   разных фигур №15

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: "Мы идем по кругу, тра-ля-ля. Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру. Игра способствует развитию представлений о предметах.

Вместе с мишкой  №16

Материал. Игрушечный медвежонок,

Ход игры. Воспитатель беседует "на равных" с мишкой и ребенком, например: "Катя, тебе нравится пить из чашки?", "Миша, нравится пить из чашки?" Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Чертим   разные фигуры №17

Материал. Принадлежности для рисования, бумага, мягкие цветные карандаши.

Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: "Какая хорошая получилась картинка". Помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзаобразные линии, и каждый раз повторяет: "Какая хорошая получилась картинка". Затем предмет ребенку действовать карандашом самостоятельно. При этом воспитатель берет карандаш другого цвета, а ребенок учится различать цвета.

Собираем игрушки №18

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде бы «Мы игрушки собираем,! тра-ля-ля, их на место убираем".

Передай колокольчик №19

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит; "Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик". Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка №20

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок -"зайка" -сидит в кругу на стуле ("спит"). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

с нами вместе поплясать?

Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. "Зайка" встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Позови №21

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть - покатать мяч друг другу. Затем говорит; "Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови". Мальчик зовет: "Вова, иди играть". После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Мяч в кругу №22

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Кто в кулачке?  №23

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? ('Сжать пальцы в кулак,)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик?

Ай-ай-ай!. (Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук №24

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это "струи дождя". Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - "кисточкой" кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп.

Покатаемся   на   лошадке №25

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо; "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка\"(Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание -громко и четко. Игра развивает речевую активность.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь №26

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Все дальше  и выше №30

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: "Бросим дальше, бросим выше". Малыш ловит мяч, повторить с другим ребенком.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок  №27

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет. Игра способствует развитию речевого аппарата.

Книжка-угадайка  №28

Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке. Игра развивает воображение и логическое мышление.

Забава с увеличительным стеклом №29

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д. Игра развивает наблюдательность.

Бегом к дереву №31

Ход игры. В 2-3 местах участка - к дереву, к двери, к скамейке - привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит :"Я хочу побежать к дереву". Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.

Затем предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Еле-еле, еле-еле №32

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

По словам песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются

Мы  топаем   ногами  №33

Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель вместе с детьми произносит медленно текст, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

мы хлопаем руками,

киваем головой,

Мы руки поднимаем,

мы руки опускаем,

мы руки подаем. (Дети образуют круг.)

Мы бегаем кругом.

На сигнал "Стой". Все останавливаются. Игра повторяется.

Мяч №34

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

"Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!"

После этого "мячик" убегает, а взрослый ловит его,

Огуречик-огуречик, № 35

Ход игры. На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают, а воспитатель их догоняет.

МНОГИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВОДИТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИЛИ СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ.

Детско-родительские акции.

Варианты акций:

  • Акция «Солнце семейных традиций»: изготовление солнца с лучами, на которых написаны семейные традиции.
  • Акция «Неколючая  елочка»:  к новому году: детские и родительские ладошки обводятся на зеленой бумаге, вырезаются  и наклеиваются на конус из ватмана. Затем елочка украшается.
  • Акция «Шары пожеланий»: на «неколючую елочку» наклеиваются шары, вырезанные из бумаги, с написанными на них пожеланиями.
  • Акция «Букет для мамы»: к 8 марта, ко Дню семьи: с папами вырезаются из цветного картона цветы, на них записываются пожелания мамам. В раздевалке на ватмане рисуется корзина. Все светы с помощью двустороннего скотча наклеиваются в корзину. Мама может взять цветок, предназначенный ей, и прочитать пожелания в свой адрес.
  • Акция «Генеалогическое древо группы №___»: на ватмане или на обоях рисуется ствол дерева, ветки. Родителей просят принести из дома фотографии свои и детей. Каждой семье выделяется отдельная ветка, на которую приклеивается фотографии семьи. Можно каждую семью поместить в «гнездо». В центр дерева приклеивается фотография воспитателя. Дети приклеивают листочки, вырезанные из цветной бумаги.
  • Акция «Дети – цветы жизни»: родителей просят принести фотографии детей. Затем родители изготавливают цветок: в центре - фото ребенка, по краям – разноцветные лепестки. Затем все цветы «помещаются» в вазу, нарисованную на ватмане.
  • Акция «Ладошки»: воспитатель с детьми обводит ладошки. Не белом листе. Затем ладошки раздаются родителям и им дается задание: на каждом пальчике написать окончание предложения: мой ребенок хороший, потому что…. А в центре ладошки необходимо написать то, как родители ласково называют ребенка.
  • Акция «Чего хотят дети»: из цветной бумаги вырезается большое красное сердце. Затем оно разрезается на кусочки. Кусочки нумеруются. Каждому родителю дается задание: представьте, что вы вернулись в детство. Вам 3-4 (5-6) годика. Подумайте, чего вы хотите больше всего и напишите это одним словом на кусочке красной бумаги. С обратной стороны. Затем воспитатель собирает кусочки, зачитывает что написано и собирает из них сердце. Закрепляет магнитами либо наклеивает на ватман. И подводит итог:  все наши детки хотят одного: любви своих родителей, внимания и заботы.
  • Акция «Вот какие мы…»: родителям раздаются вырезанные из цветной бумаги листочки. Воспитатель на ватмане рисует контур дерева. Задание родителей: на листочке необходимо написать имя своего ребенка и перечислить все хорошие качества. Но, качества должны начинаться с той же буквы, что и имя ребенка. Затем воспитатель озвучивает написанное и «формирует» крону дерева из листочков.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации

(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

  • Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
  • Необходимо подготовить полочку любимой игрушки, где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  • Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
  • В психологически напряженной стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики, яблоки.
  • Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора Лего, играть резиновыми пищалками, игры с водой, пальчиковые игры.
  • Периодически необходимо включать негромкую спокойную музыку. Но строгая дозировка и определение времени звучания обязательны.
  • Лучшее лекарство смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используют игрушки-забавы, петрушки, мультфильмы. Кукольный театр.
  • Необходимо исключить однообразие жизни детей. То есть определить тематические дни.
  • Исключить интеллектуальные и физические нагрузки.
  • Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы становятся дл педагога профессиональными проблемами.
  • Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Анкета для педагогов работающих в многонациональных группах.

Анкета для педагогов, работающих в многонациональных группах. Совет всем педагогам: дети все равны. Уважаемые педагоги, будьте толерантны и терпимы!...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Ольга Ивановна понравился семинар, памятка для педагогов группы и главное для мл.воспитателя.

Риянова Ольга Ивановна

спасибо большое)))я все думаю:кто-нибудь вообще читает смотрит то,что я пишу????жаль нельзя отслеживать то,посещает ли кто нибудь страничку и пользуется материалами)))))