Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.
учебно-методический материал по теме
Музыкальное искусство помогает ребенку ярче видеть действительность, открывая двери в мир прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкальное искусство помогает ребенку ярче видеть действительность, облагораживает чувства, делает человека отзывчивее, открывая двери в мир прекрасного.
Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному
Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны соответствовать следующим требованиям:
• Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);
• Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;
• Очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному;
• В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту;
• Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.
Итак, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.
КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОГРАММ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ К ПРЕКРАСНОМУ.
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
1. Программа “Детство” под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой;
2. Программа “Семицветик” – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова;
3. Программа “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” – авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева;
4. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина;
5. Программа экологического образования детей “Мы” под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Какую музыку слушать детям? Все дети любят веселые, быстрые ритмы. Это соответствует их обычному внутреннему состоянию — «встроенному моторчику». Однако не уходите и от грустных, минорных тем, от лирических мотивов. Ребенок должен прочувствовать, что любое (талантливое!) музыкальное произведение — это живой организм, который дышит своим настроением. Многие специалисты рекомендуют воспитывать детей, начиная с внутриутробного развития, на классической музыке (Моцарт, Вивальди, Бетховен, Чайковский, Бах, Шопен). Большинство детей также любят слушать народные и детские песни. Предлагайте ребенку богатое и разнообразное музыкальное меню.
Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и другими, поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Гортань взрослого человека расположена на уровне IV – VII шейных позвоночников. У ребёнка она расположена выше на один – два позвонка и только к 7-8 годам опускается до VII шейного позвонка, как у взрослого.
Каждому музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом: «НЕ НАВРЕДИ!» Обучение дошкольников пению должно вестись ПЛАНОМЕРНО, ПОСТОЯННО, СО СТРОГОЙ ПОСТЕПЕННОСТЬЮ, НАЧИНАЯ С САМЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРИЁМОВ усвоения того или иного навыка!!!
Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ
СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Рекомендации по развитию чувства ритма
• Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
• Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
• Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
• Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2 младшая группа)
Куклы-неваляшки
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, и т.п.)
Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки
Игрушки инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
Музыкально- дидактические игры : «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?»,
«Птицы и птенчикки», «Музыкальные волчки», «Угадай на чем играю», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» (лучше использовать два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «кто как поет?») и др.
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)
Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка », «Кошка и котята», «паровоз», «Мячи» и др.
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезону)
Ширма настольная
Перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Поющие и двигающиеся игрушки,
Перчаточные игрушки для детей.
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей 4- 5 лет (средней группы детского сада).
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4 -5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы, а также дополнительно к этому:
Металлофон
Шумовые инструменты для детского оркестра
Книжки- малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам)
Фланелеграф или магнитная доска
Музыкально- дидактические игры: «три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик - семицветик», «Угадай колокольчик» др.
Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Летчики» и др.
Музыкальные лесенки (трехступенчатая пятиступенчатая) на которых находятся маленькая и большая птички или другой персонаж.
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и пр.)
Ширма настольная и набор игрушек,
Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей 5 -6 лет (старшей группы детского сада).
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Бубны, барабаны, треугольники и др.
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
Иллюстрации по теме «Времена года»
Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр)
Портрет композиторов
Иллюстрации из «Музыкального букваря»
Музыкально- дидактические игры «Пчелка», «музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «повтори звук», «Три поросенка », «Угадай что звучит» и др.
Атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»…
Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
Ширмы: настольная ширма и по росту детей.
Музыкальные лесенки : трех пяти и семи ступенчатые
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым танцам и др.
Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты
Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.д.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"
В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...
"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"
Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...
Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП
Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последн...
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в целях развития личности ребенка
Информационно-аналитический отчет по работе с родителями за несколько лет...
Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...
Консультация "Развитие личности ребенка, через художественно-эстетическое творчество"
Одна из важнейших задач воспитания - полноценное развитие личности ребёнка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации – ложится на дошк...