Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП
консультация на тему

Юлия Луцик

Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последние новинки в области фармакологии, новейшие исследования болезни, новые специалисты…

Но во всем этом теряется очень важный аспект, который может стать решающим для его лечения. В погоне за информацией родители забывают о внутреннем мире малыша. А ведь взглянув на болезнь глазами ребёнка, можно лучше понять её, а соответственно и оказать лучшую помощь.

Формирование личности ребёнка, больного ДЦП, подчиняется двум факторам:

  • биологическим особенностям, которые связаны с характером заболевания;
  • социальным условиям — воздействие на ребёнка семьи и педагогов.

Таким образом, становится понятно, что личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни (ограничение двигательной активности, плохое развитие речи), так и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Родителям же важно знать характерные особенности эмоционального и личностного развития детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом — незрелостью эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. При этом ребёнок в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети эгоцентричны, с детским поведением даже в старшем школьном возрасте. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью.

Любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. Эти все факторы очень важно учитывать при общении и занятиях с ребёнком.

Кстати, слабость воли у детей с ДЦП напрямую связана с особенностями их воспитания. Ведь довольно часто в семьях можно наблюдать следующую картину. Все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению.

Вместе с повышенной чувствительностью (а он очень остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах. Вместе с тем, очень ярко проявляется психический инфантилизм, с ярко выраженным эгоцентризмом и стремлением манипулировать людьми посредством своей болезни.

Но этого всего можно избежать, если избавиться от чрезмерной опеки и поселить в доме положительный психологический микроклимат. Необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность ребёнка в пределах возможного, стараться сформировать у него адекватную самооценку и убедить в том, что быть «другим» отнюдь не значит быть хуже.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

    Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последние новинки в области фармакологии, новейшие исследования болезни, новые специалисты…

Но во всем этом теряется очень важный аспект, который может стать решающим для его лечения. В погоне за информацией родители забывают о внутреннем мире малыша. А ведь взглянув на болезнь глазами ребёнка, можно лучше понять её, а соответственно и оказать лучшую помощь.

Формирование личности ребёнка, больного ДЦП, подчиняется двум факторам:

  • биологическим особенностям, которые связаны с характером заболевания;
  • социальным условиям — воздействие на ребёнка семьи и педагогов.

Таким образом, становится понятно, что личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни (ограничение двигательной активности, плохое развитие речи), так и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Родителям же важно знать характерные особенности эмоционального и личностного развития детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом — незрелостью эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. При этом ребёнок в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети эгоцентричны, с детским поведением даже в старшем школьном возрасте. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью.

Любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. Эти все факторы очень важно учитывать при общении и занятиях с ребёнком.

Кстати, слабость воли у детей с ДЦП напрямую связана с особенностями их воспитания. Ведь довольно часто в семьях можно наблюдать следующую картину. Все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению.

Вместе с повышенной чувствительностью (а он очень остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах. Вместе с тем, очень ярко проявляется психический инфантилизм, с ярко выраженным эгоцентризмом и стремлением манипулировать людьми посредством своей болезни.

Но этого всего можно избежать, если избавиться от чрезмерной опеки и поселить в доме положительный психологический микроклимат. Необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность ребёнка в пределах возможного, стараться сформировать у него адекватную самооценку и убедить в том, что быть «другим» отнюдь не значит быть хуже.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...