Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
консультация (младшая группа) по теме
В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_i_oborudovanie_dlya_issledovatelskoy_deyat-ti_detey_rannego_vozrasta_.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Общие основания подбора материала
Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Познавательно - исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами , в ходе которого и развиваются различные виды восприятия , проявляется способность к простейшему распределению предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .
Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания мира (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), предлагаем условно разделить материал для познавательно – ислледовательской деятельности детей на следующие типы:
-объекты для исследования в реальном действии
-образно – символический материал
В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно – исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.
Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами ( цвет, форма, величина) заключают в себе задачи освоения операций вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.
К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки доля вбивания втулок и.т.п.
В число объектов для исследования полезно включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.
Большое поле для исследования открывает оборудование для игры с песком и водой, которым , по возможности , следует оснастить групповое помещение, что позволит способствовать расширению чувственного опыта ребенка, стимуляции тонких движений руки, умению экспериментировать.
Материалы, относящиеся к типу образно-символических позволяют
расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигать его на уровень образного представления мира, способствуют освоению операций соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление временных отношений.
Это мир картинок с изображением простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные картинки (из 2-4 элементов), парные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и.т.п.
Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей и фруктов и.т.п.
Размещение материала
В каких же центрах группового помещения можно разместить объекты для исследования в действии и образно – символический материал?
Это может быть центр сенсорики или манипулятивных игр, центр конструирования, центр воды и песка.
Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного подзабытым материалом.
Примерный набор материалов для детей раннего возраста
Тип материала | Наименование | Кол-во на группу |
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВА-НИЯ В ДЕЙСТВИИ | Пирамидки (3-5 элементов), окрашенные в основные цвета | 6, разные |
Напольная пирамида(6-7 элементов) | 1 | |
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами(5-7 элементов) | 8 | |
Набор: грибочки - втулки на стойке(4-6 элементов),4 цветов | ||
Дидактический стол | 1 | |
Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) | 6-8 | |
Матрешки ( 3 элемента ) | 5, разные | |
Доски-вкладыши (с основными формами ) | 5, разные | |
Набор объемных тел -кубы, цилиндры, бруски, шары, диски | 1 | |
Рамки- вкладыши с геометрическими формами, разными по величине ,4 цветов | 8 | |
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная ) | 3 | |
Набор кубиков с цветными гранями ( 4 цвета ) | 1 | |
Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел | 1 | |
Емкости с крышками разного размера и цвета *(для сортировки мелких предметов) | 10 | |
Рамки с одним видом застежки (шнуровки, пуговицы, кнопки ). | 3 | |
Игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия ( неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.д.) | 10 | |
Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами | 1 | |
Набор для забивания : молоточек со втулочками ( пластмассовые ) | 2 | |
Набор шумовых коробочек ( по Монтессори ) | 1 | |
Звучащие игрушки , контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения ( колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки ) | По 1-2 каждого наименования | |
Мягконабивная игрушка ( крупная напольная ) из тканей разной фактуры | 1 | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки | 1 | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия - совочки, лопатки | 1 | |
ОБРАЗНО – СИМВОЛИ-ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки | По 1 набору каждой тематики |
Наборы парных картинок ( предметные ) для сравнения, той же тематики | 10, разные | |
Наборы парных картинок типа «лото» ( из 2-3 частей ) , той же тематики | 5-6, разные | |
Разрезные ( складные ) кубики с предметными картинками, разделенные на 2-4 части | 3, разные | |
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой | 10, разные | |
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации ) | 10, разные | |
Сюжетные картинки различной тематики, близкой ребенку – сказочной, социобытовой, крупного формата | 20-30, разные |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей раннего возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка, способствует освоению различных видов движений, как с предметами, так и без. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности и является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма, поэтому педагог должен позаботиться об ее организации, разнообразии, выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Дети раннего возраста очень подвижны, активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием различных пособий (ходьба по скамейке, лазание и ползание под столом, стульями, прокатывание мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и т.д.)
Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определенные усилия, чтобы достать тот или иной предмет.
В освоении движений и проявлений двигательной активности значительную роль у детей играет способность подражать знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т.д..
Для малыша главное - многократно самостоятельно повторять действия , при этом ощущая огромную радость.
Значительно увеличивается двигательная активность детей в процессе игр с использованием физкультурных пособий.
Для того, чтобы каждый ребенок проявлял свою двигательную активность, необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.
Весь предлагаемый материал для двигательной активности разделен по видам движений: ходьба, бег, равновесие, прыжки, катание, бросание, ползание, лазание; для выполнения общеразвивающих упражнений.
Размещение физкультурного оборудования
В групповой комнате следует освободить место, расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Это может быть центр движения или центр физкультурного оборудования.
Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, мячи, шарики) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который можно встать и достать предмет. С целью увеличения двигательной активности детей их любимые игрушки (зайчика, мишку) расставить на крупных пособиях (гимнастической лесенке). В центре игровой деятельности можно поставить игрушки- двигатели (тележки, машины). Крупное физкультурное оборудование лучше расположить вдоль одной свободной стены \ горка, лесенка \.
Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно.
Мелкие пособия держать в открытых ящиках \ контейнерах \, чтобы дети могли ими свободно пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования для детей раннего возраста
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Количество на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Валик мягкий укороченный | Длина 30 см Диаметр 30 см | 2 |
Горка детская | 1 | ||
Коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) | 180 х 140 | 2 | |
Шнур длинный | Длина 100-150 см | 1 | |
Для прыжков | Мини - мат | Длина 60 см Ширина 60 см Высота 7 см | 2 |
Куб деревянный малый | Ребро 15-30 см | 5 | |
Обруч плоский ( цветной) | Диаметр 40-50 см | 5 | |
Палка гимнастическая длинная | Длина 150 см Сечение 3 см | 2 | |
Шнур короткий плетеный | Длина 75 см | 5 | |
Для катания, бросания, ловли | Корзина для метания мячей | 1 | |
Мяч резиновый | Диаметр 10-15 см | 10 | |
Мяч-шар надувной | Диаметр 40 см | 2 | |
Обруч малый | Диаметр 54-65 см | 5 | |
Шарик пластмассовый | Диаметр 4 см | 5 | |
Для ползания и лазания | Лесенка-стремянка двухпролетная | Высота 103 см Ширина 80-85 см | 1 |
Лабиринт игровой (трансформер) | 1 | ||
Ящики для влезания (складирующиеся один в другой) | 1 комплект | ||
Для общеразвивающих упражнений | Мяч массажный | Диаметр 6-8 см | 10 |
Мяч резиновый | Диаметр 20-25 см | 10 | |
Обруч плоский | Диаметр 20-25 см | 10 | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 60-80 см | 10 | |
Колечко с лентой Кольцо резиновое | Диаметр 5 см Диаметр 5-6 см, 18 см | 10 по 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
Предложенный примерный перечень материалов и оборудования для познавательно - исследовательской деятельности поможет педагогам в создании условий для полноценного развития дошкольника в соответствии с...
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависи...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...