Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предложенный примерный перечень материалов и оборудования для познавательно - исследовательской деятельности поможет педагогам в создании условий для полноценного развития дошкольника в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_nabor_materialov_star._doshk._vozrast_-_kopiya.docx | 23.32 КБ |
materialy_i_oborudovanie_mladshaya_gruppa.docx | 20.54 КБ |
materialy_i_oborudovanie_sred.gr_.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный набор материалов
для познавательно-исследовательской деятельности
старшего дошкольного возраста
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | 8-10 разные |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | 2-3 | |
Танграм (головоломки) | 1 | |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 1 | |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | 3-4 разные | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | 1 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 1 | |
Наборы: блоки Дьенеша | 1 | |
Набор пластин из разных материалов | 1 | |
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | 3-4 разные | |
Головоломки плоскостные (геометрические) | 5-6 разные | |
Набор проволочных головоломок | 2-3 | |
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | 5-6 разные | |
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) | 5-6 разные | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3-4 | |
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) | 1 | |
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) | 1 | |
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) | не менее 10 разные | |
Система наклонных плоскостей для шариков | 1 | |
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | 1 | |
Термометр спиртовой | 1 | |
Часы песочные (на разные отрезки времени) | 2 | |
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | 1 | |
Циркуль | 4-5 | |
Набор лекал | 4-5 | |
Линейки | 10 | |
Набор мерных стаканов | 2-3 | |
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | 2-3 | |
Счеты напольные | 1 | |
Счеты настольные | 4-5 | |
Набор увеличительных стекол (линз) | 3-4 | |
Микроскоп | 1 | |
Набор цветных (светозащитных) стекол | 3-4 | |
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) | 1 | |
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 2-3 | |
Набор для опытов с магнитом | 2-3 | |
Компас | 1 | |
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | 4-5 | |
Флюгер | 1 | |
Воздушный змей | 1 | |
Ветряная мельница (модель) | 1 | |
Песочная мельница | 1 | |
Набор печаток | 1 | |
Набор копировальной бумаги разного цвета | 1 | |
Коллекция минералов | 1 | |
Коллекция топлива | 1 | |
Коллекция известняков | 1 | |
Коллекция тканей | 1 | |
Коллекция бумаги | 1 | |
Коллекция семян и плодов | 1 | |
Коллекция растений (гербарий) | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | по 1 набору каждой тематики |
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | до 10 разные | |
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 2-3 разные | |
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | 15-20 разные | |
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | 7-9 разные | |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | 3-4 разные | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | 15-20 разные | |
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | 8-10 разные | |
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 20-30 разных видов | |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | 1 | |
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) | 1 | |
Календарь настольный иллюстрированный | 1 | |
Календарь природы (модели суток и года, наглядно-схематические модели наблюдений, календари с моделями-значками и указывающей на них передвигающейся стрелкой, картины сезона и рисунки детей); макеты | 1 | |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 | |
Глобус | 1 | |
Детский атлас (крупного формата) | 1 | |
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет Коллекция игрушек (киндер-сюрприз) | ||
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | 4-5 |
Магнитная доска настенная | 1 | |
Наборы карточек с цифрами | 4-5 | |
Отрывной календарь | 1 | |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | 4-5 | |
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | 1 | |
Стержни с насадками (для построения числового ряда) | 4-5 | |
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | 4-5 | |
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями | 1 | |
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | 1 | |
Линейка с движком (числовая прямая) | 2 | |
Набор "лото": последовательные числа | 1 | |
Кассы настольные | 4-5 | |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 3-4 | |
Наборы моделей: деление на части (2-16) | 6 |
Материал для опытов и экспериментов | Воздух. Воздушные шары, веера. Почва. Земля и глина разного цвета и качества, мел, гранит. Камни. Морские, речные. Природный материал. Ракушки, шишки, жёлуди, деревяшки, пух, перья, кора дерева. Краски, пищевые красители; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). Звучащие инструменты. Музыкальная шкатулка. «Проблемный» ящик со звуковым, световым, механическими эффектами; (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, погремушки и др.) Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | Необходимое количество |
Вода. Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов Сосуды для воды, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, мини-бассейн | ||
Песок. Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов Песок разного цвета, стол-песочница, наборы игрушек. Материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов) Формочки разной конфигурации, предметы-орудия; совочки, лопатки | ||
Простейшие приборы и приспособления | Фонарики, «волшебные» очки, цветные «стёклышки» (из пластмассы); линейки, измерительная лента, ростомер; «ящик ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек), сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндера-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, пряности, апельсиновые корочки Воронки, стаканы (прозрачные), мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями, бутылочки с узким горлышком, пипетки, разные термометры, в том числе и тактильные. Предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций, спиртовка Предметы различных свойств (материалы) – прозрачный – непрозрачный, мягкие – твердые, легкие – тяжелые, ломкие – прочные и т.д. Бинокль, секундомер, магнит, рукавичка с вшитым магнитом Предметы из металла, резины, пластмассы, стекла, алгоритмы их рассматривания |
Предварительный просмотр:
Материалы и оборудование
для познавательно-исследовательской деятельности
Примерный набор материалов для второй младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета | 6-8 разные |
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) | 6-8 | |
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) | 4-6 | |
Матрешки (из 5-7 элементов) | 3 разные | |
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) | 6-8 разные | |
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине | 10 разные | |
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) | 2-3 | |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов) | 1 | |
Набор объемных геометрических тел | 1 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 1 | |
Наборы: блоки Дьенеша | 1 | |
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) | 2-3 | |
Набор плоскостных геометрических форм | 1 | |
Мозаика разных форм и цвета, крупная | 3 | |
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые) | 1 | |
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые) | 1 | |
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) | 2-3 | |
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами | 1 | |
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов) | 1 | |
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры | 1 | |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) | 10 разные | |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) | 10-15 разные | |
Разноцветная юла (волчок) | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода | по 1 набору каждой тематики |
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) | 3-4 разные | |
Наборы парных картинок (та же тематика) | 10 разные | |
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика | 5-6 разные | |
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами | 1 | |
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) | 4 разные | |
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) | 15-20 разные | |
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | 10 разных | |
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) | 2-3 разные | |
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | 2-3 разные | |
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) | 20-30 разные |
Материал для опытов и экспериментов | Бумага. Бумага разного цвета и плотности Вода. Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки. Сосуды для воды, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, мини-бассейн Воздух. Воздушные шары, веера, вертушки ветряные. Песок. Песок разного цвета, стол-песочница, наборы игрушек. Материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов) Формочки разной конфигурации, предметы-орудия; совочки, лопатки, песочная мельница. Камни. Морские, речные. Разные предметы. Глина, ракушки, шишки, жёлуди, деревяшки, пух, перья, различные плоды, металлические предметы. Звучащие инструменты. Музыкальная шкатулка. «Проблемный» ящик со звуковым, световым, механическими эффектами; (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, погремушки и др.) Набор шумовых коробочек (по Монтессори)
|
Простейшие приборы и приспособления, | Лупы, «волшебные» очки, цветные «стёклышки» (из пластмассы); линейки, измерительная лента, ростомер; «ящик тактильных ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек), песочные, водяные часы (сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой); игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, пряности, апельсиновые корочки и пр.) |
Предварительный просмотр:
Примерный набор материалов
для познавательно-исследовательской деятельности
для средней группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследова- ния в действии | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) | 1 |
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины) | 1 | |
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей) | 6-8 разные | |
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей) | 6-8 разные | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета) | 1 | |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками) | 1 | |
Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | 3-4 разные | |
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) | 2-3 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 1 | |
Наборы: блоки Дьенеша | 1 | |
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм | 1 | |
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами | 2-3 | |
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов | 1 | |
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | 1 | |
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) | 1 | |
Стойка-равновеска (балансир) | 1 | |
Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 | |
Счеты напольные | 1 | |
Набор волчков (мелкие, разной формы) | 1 | |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) | 10 разные | |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов) | 6-8 разные | |
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов) | 3-4 разные | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3-4 разные | |
Образно- символический материал | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. | по 1 наб. каждой тематики |
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) | 6-8 | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) | 10-15 разные | |
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) | 2-3 разные | |
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) | 2-3 разные | |
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | 10-15 разные | |
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) | 2-3 разные | |
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата | 20-30 | |
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) | 4-5 разные | |
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | 8-10 разные | |
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | 8-10 разные | |
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 20-30 разных видов | |
Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера | По возможностям детского сада | |
Нормативно-знаковый материал | Набор кубиков с буквами и цифрами | 1 |
Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 | |
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр | 1 | |
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | 1 | |
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | 1 | |
Наборы моделей: деление на части (2-4) | 2 | |
Модели, пиктограммы, схемы опытов | ||
Магнитная доска настенная | 1 |
Материал для опытов и экспериментов | Бумага. Бумага разного цвета и плотности | Необходимое количество | |
Вода. Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки. Сосуды для воды, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, мини-бассейн | |||
Воздух. Воздушные шары, веера, вертушки ветряные, вертушки разного размера | |||
Песок. Песок разного цвета, стол-песочница, наборы игрушек. Материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов). Формочки разной конфигурации, предметы-орудия; совочки, лопатки, песочная мельница. | |||
Камни. Морские, речные. | |||
Природный материал. Ракушки, шишки, жёлуди, деревяшки, пух, перья, кора дерева, семена растений, различные плоды. Также земля и глина разного цвета и качества, мел, гранит. Краски, пищевые красители; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крупы, крахмал, мука) | |||
Звучащие инструменты. Музыкальная шкатулка. «Проблемный» ящик со звуковым, световым, механическими эффектами; (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, погремушки и др.) Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | |||
Простейшие приборы и приспособления | Лупы, фонарики, «волшебные» очки, цветные «стёклышки» (из пластмассы); глобус, магнит, рукавичка с вшитым магнитом линейки, измерительная лента, ростомер; «ящик тактильных ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек), сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, пряности, апельсиновые корочки Песочные часы, весы с разновесами (стрелочные, пружинные), компас, зеркала различной формы и размера, стеклянные пластины, воронки, стаканы (прозрачные), мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями, бутылочки с узким горлышком, пипетки, разные термометры, в том числе и тактильные. Предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций Предметы различных свойств (материалы) – прозрачный – непрозрачный, мягкие – твердые, легкие – тяжелые, ломкие – прочные и т.д. Предметы из металла, резины, пластмассы, стекла, алгоритмы их рассматривания | ||
Календари природы (модели суток и года, наглядно-схематические модели наблюдений, календари с моделями-значками и указывающей на них передвигающейся стрелкой, картины сезона и рисунки детей); макеты и коллекционные материалы, в том числе экзотические. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Материалы и оборудование познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудования, необходимые для проведения исследовательской работы в ДОУ....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....