самообразование
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
города Невинномысска
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Балюра Елены Николаевны
(Ф.И.О. педагога)
воспитатель
(должность)
2013-2014 уч.г.
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Образование высшее, Невинномысский государственный гуманитарно –
(ср-спец, высшее (указать), образовательное учреждение, год окончания)
технический институт, 2013г
специальность преподаватель дошкольной педагогики и психологии
квалификация высшая
24 года 22 года 8 лет
общий стаж работы педагогический стаж стаж работы в данном ДОУ
(квалификационная категория, дата присвоения)
Курсы повышения
(год, тема курсов)
Перспективный план самообразования:
Учебный год | Тема самообразования | Этап | Форма и срок отчёта |
2013/2014 | Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» | практический | Открытый показ |
2014/2015 | |||
2015/2016 | |||
2013/2014 учебный год
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
(название темы)
подготовительная группа 6 -7 лет
(возрастная группа)
Этап практический
Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
3. Расширить знания о народных промыслах
4. Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
7. Систематизировать изученную литературу.
Литература по теме:
1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.
3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.
8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
План работы на 2013-2014 уч.г.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | Отчёт об исполнении |
Работа с детьми | ||||
сентябрь | Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа. Подобрать для чтения детям русские народные сказки. Познакомить с русским фольклором. | Выставка народных инструментов | выполнена | |
октябрь | Организация народных подвижных игр | Ежедневно на прогулке | проведены | |
ноябрь | Подготовить беседу-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. | Создание альбома | выполнено | |
декабрь | Подготовить беседа с показом о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. | Выставка расписных платочков | проведена | |
январь | Рассматривание изделий с городецкой росписью. | Организация выставки предметов с городецкой росписью | проведена | |
февраль | Подобрать материал для проведения праздника «Масленица». | Участие в проведении масленицы (праздник) | проведена | |
март | Подготовить «Весенние потехи и забавы» | Организовать показ для детей старшей группы | ||
апрель | Подготовить беседу «Традиции русского народа – народные и государственные праздники России» | Создание альбома | выполнено | |
май | Организовать выставку детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками». | Выставка детских рисунков | выполнено | |
Работа с родителями | ||||
сентябрь | Подготовить анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье» | выполнено | ||
ноябрь | Подготовить индивидуальные беседы с родителями на тему «Роль родителей в возрождении русских традиций | выполнено | ||
январь | Изготовить стенгазету на тему «Семейные традиции» | выставка | выполнено | |
март | Оформить стенд «народная песня , как средство воспитания». | выставка | выполнено | |
май | Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры | выполнено | ||
Работа с педагогами | ||||
Сентябрь, декабрь | Оформить серию выставок по русским народным промыслам | выставка | выполнено | |
март | Организовать выставку педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания | выставка | выполнено |
Отчёт о проделанной работе по самообразованию за 2013-2014 учебный год.
Балюра Елены Николаевны
Воспитатель
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Над данной темой работала один год.
Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
3. Расширить знания о народных промыслах
4. Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
7. Систематизировать изученную литературу.
Актуальность темы
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий,
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
(ежедневно).
Работа с методической литературой
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Изучение теоретического материала.
За предыдущий год изучила следующую литературу:
1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.
3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.
8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
Практическая реализация темы по самообразованию
1. Участвовали в Проведение осеннего праздника "Осенины".В январе организовала посиделки «Раз в крещенский вечерок… ».
2. Проведение конкурса детских рисунков "Рисуем праздник".
3 Участие и победа в городском конкурсе поделки своими руками «Рождественская сказка»,
4 .участие в выставке народно-прикладного искусства (Цветы родному городу»
5. Проведение мастер – класса "Народные праздники как средства приобщения детей к истокам русской культуры".
Работая по приобщению детей к истокам русской народной культуры, организовала особые условия в группе, создала яркие образности и наглядности, которые обеспечивали детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе был создан Музей «Хлеба», «Игрушек».
Были изготовлены альбомы «Русский быт», «Одежда» с помощью которых дети знакомились с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Накопленный практический материал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...