Коррекционная помощь детям с олигофренией в степени имбецильности.
консультация по теме

Этот материал будет полезен учителям- дефектологам и родителям, воспитывающих детей  с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная помощь детям с олигофренией в степени имбецильности.

Особую категорию умственно отсталых детей представляют глубоко отсталые дети- имбецилы. Это инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако, при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Начинать коррекционную работу с такими детьми надо как можно раньше, проводить регулярно, а не эпизодически. Только в этом случае можно добиться определенных положительных результатов.

В своей работе я хочу остановится на начальных этапах работы по преодолению недостатков в развитии. Для всех глубоко отсталых детей характерны помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание детей - имбецилов слабо и малоустойчиво. Удерживать его удается только с помощью сильных раздражителей. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне. Чтобы ребенок — имбецил воспроизвел какой- либо материал, требуется большое количество упражнений, повторений. Для мышления характерны узкая конкретность и чрезвычайная — затрудненность обобщений. В тесной связи с грубыми нарушениями мышления у детей- имбецилов находится глубокое недоразвитие речи. Дети плохо понимают чужую речь, улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные слова, связанные с личным опытом.

Моторика этих детей так же имеет свои особенности. Координация, темп и точность произвольных движений у них нарушены. Действия замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, прыгают. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: трудности в застегивании, шнуровке завязывании. Эмоции детей- имбецилов относительно сохранны.

Учитывая все выше описанные особенности детей-имбецилов остановлюсь на важнейших принципах проведения коррекционной работы.

Главное в работе с детьми- имбецилами- практическая направленность всех занятий. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлимо и бесполезно. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Взрослый показывает им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяет действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развивать у глубоко отстальных детей речь, корректировать недостатки их мышления, формировать положительные эмоционально-волевые качества. Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучать навыкам самообслуживания: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, а так же элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда.

Дети - имбецилы в еде очень неопрятны, торопливы и неаккуратны. Не умеют захватывать пищу губами, пользоваться ложкой. Этому надо учить ребенка, т. к. самостоятельно он не научится.

Поначалу учим ребенка пользоваться ложкой, управляя его рукой. Затем побуждаем ребенка губами захватывать пищу. Ложку лишь подносим ко рту и чуть касаемся его губ. Ребенок при этом, наклоняет голову, раскрывает рот и делает необходимые движения губами. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно. Для того, чтобы выработать аккуратность, мы поступаем следующим образом: даем детям не всю порцию сразу, а делим ее на несколько частей и докладываем на тарелку по мере того, как ребенок ее съедает. Так невольно вырабатывается привычка есть медленнее, а следовательно аккуратней.

Овладение умыванием-длительный процесс. Прежде всего детей приучаем к воде, с начала к теплой, а затем к холодной. Лучше всего это проделывать в игре:

« Купание куклы», « Плыви, плыви кораблик», « Достань затонувший предмет» и т.д.

Затем проводим подготовительные упражнения: потирания сухих рук, складывание ладоней, как при умывании лица. Потом, держа ладони ребенка в своих потираем их друг о друга, проводим ими по лицу. В процессе деятельности следует обязательно разговаривать с детьми: называть части тела и предметы, которыми приходиться пользоваться при умывании, а ребенок должен повторять их. Необходимо поощрять каждое самостоятельное движение ребенка, что сделает процедуру умывания для него приятной. Очень сложно ребенка — имбецила научить самостоятельно одеваться. Тем не менее нужно, вооружаясь терпением, многократно возвращаться к показу одних и тех же действий, причем порядок их выполнения должен оставаться неизменным. Действие должно зарождаться как совместное. В начале, мы помогаем ребенку держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда снимаем кофточку, в месте с ребенком снимаем заранее расшнурованные ботинки. Поощряются малейшие самостоятельное движения ребенка. Позднее, по мере овладения необходимыми умениями, ребенок выполняет многие действия самостоятельно. Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения, которые проводятся на специальных дидактических пособиях.

Это жилетики с пуговицами различной величины, дощечки или вырезанные из них сапожки для шнуровки с проделанными в них отверстиями в два ряда. Только после выработки определенного умения, ребенок переходит к действиям с реальными предметами. Необходимо поощрять даже незначительный успех, любую попытку сложить и положить вещь в определенное место. Этим создается привычка к аккуратности и формируется положительные установки поведения.

Умственно отсталые дети отличаются замедленностью физического развития. Поэтому, большое внимание нужно уделять развитию у детей двигательных навыков и предметно- практической деятельности. В силу резкого снижения позновательной деятельности у детей- имбецилов не возникает потребности к передвижению, обусловленной желанием посмотреть, потрогать интересующий предмет. Лучше всего побуждать ребенка двигаться в процессе игры. Обращать внимание на правильность движений: как ребенок садится, встает, прыгает,перескакивает. Упражнять в этом глубоко-

отсталого ребенка приходится долгое время. Для развития мелких движений можно использовать работу с пластилином, бумагой, мозайкой.

Начинать надо с очень простых заданий: раскатать палочку из пластилина; затем, концы слепить- получится колечко, уз колечек составить цепочку. Раскатать рукой шарик, распластать шарик, слепить гриб и т.п.

Бумагу используют, чтобы научить ребенка приему отщипывания, отрывания клочков бумаги. Сначала отщипывают кусочки от любой части листа бумаги. Делается это большим и указательным пальцами правой руки, в ходе отрищипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движение освоено, можно предложить выполнить следующим образом: отщипывать с одной стороны листа, или кругом листа или по ограниченной линии, проведенной карандашом.

Это очень хорошее упражнение по укреплению пальцев рук. Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. И чем мельче клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенесивнее упражняется рука. Можно также мять бумагу и разглаживать ее рукой, сгибать бумагу по прямой линии в любом направлении, сгибать лист пополам, совмещая углы и стороны.

Развитию мелких движений хорошо служит и работа с мозайкой. Дети учатся выкладывать различные фигурки, дорожки и т.д. Например, строится дорожка из чередующихся цветов- красного и синего. В ходе выполнения задания проводится и работа по различению цветов.

Большое внимание в работе с детьми следует уделять обучению действиям. Это реализация предметно- практической деятельности. Дети учатся с помощью взрослого выполнять следующие действия: катать, бросать, перекладывать предметы, складывать предметы в коробку таким образом, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывать и закрывать коробки, матрешки и т.п. Управляться с простейшими конструкторами-закручивать руками крупные гайки: деревянные или пластмассовые, нанизывать шары на шнур,предметы с отверстиями на стержень. Кроме того, ребенок, поставленый в определенную ситуацию, учится использовать различные предметы как орудия действия, например доставать предмет, находящийся в труднодоступном месте, при помощи палки. Детей также обучают умению использовать стул или скамейку для достования высоко лежащих предметов. Эти навыки дети должны уметь использовать в быту.

Одно из характерных проявлений аномального развития имбецильных детей их неумение играть. Игра носит манипулятивный характер, нет замысла игры, бесчисленное представление игрушек с места на место. Задача педагога -научить ребенка играть, ведь в процессе игры происходит коррекция всех психических функций ребенка- внимания, памяти, мышления, восприятие, развивается его эмоционально-волевая сфера.

Для занятий с детьми должен быть устроен специальный игровой уголок, где были бы игрушечная больница, игрушечная мебель, посуда, предметы быта, одежды, набор кукол и т.д. Игрушки должны быть яркие, красочные, чтобы привлекать внимание ребенка. Игровые ситуации побуждают его к высказываниям, воздействуют на чувства.

Взрослый должен быть активным учасником игры. Следует периодически менять игрушки, чтобы поддерживать интерес к ним.

Большое внимание должно быть уделено развивающим играм. Поэтому поводу хочу сослаться на книгу предложенную авторами А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой: Игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. Я считаю, что эта должна быть настольной книгой воспитателей специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Творческий подход в применении предложенных занятий может дать неплохие результаты.

Определенное внимание должно быть удалено и подвижным играм. Дети при этом учатся лазить, бегать, прыгать, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу. Такие занятия помогают организовать движения, вырабатывать нормальную походку.

Значительное место в системе воспитательной коррекционной работе с детьми занимает обучение их бытовому труду. Практика работы с детьми, страдающими нарушением интелекта, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возросте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В более старшем возросте они в состоянии овладеть мытьем полов, стиркой, глажением мелкого белья и т.д.

Это залог их самостоятельной жизни, элементарному, простейшему общественно полезному труду.

Проводя коррекционные мероприятия с умственно-отсталыми детьми-желательно многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянн-ребенку будет легче их усвоить. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослыми те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем.

Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно.

Нельзя выпускать из виду крупицы положительного отношения к заданию даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

Я остановилась лишь на отдельных разделах коррекционной работы с глубоко умственно- отсталыми дельми. Но на мой взгляд, они наиболее существенны в их социальной адаптации.

Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Умственно отсталый ребенок в значительно большей степени чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем системотичном педагогичном воздействии. Восприятие умственно отсталого ребенка проходит своеобразно. имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе восприятия и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Коррекционной задачей является: -обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия;

- ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация;

- преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях коррекция, в других компенсация. ЛИТЕРАТУРА.

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии (Составитель Т.М. Лифанова -М: Просвещение 1995г.527с.)

2. Дети с отклонениями в развитии. Под редакцией Т.А. Власовой — М: Просвещение.1984г.

3. Дети с отклонениями в развитии ( отграничение олигофрении от сходных состояний)- под ред.М.С. Певзнер. М: Просвещение.1966г.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогичуская диогностика умственного развития детей. 2-е изд. Перераб.-М.Просвещение.Владос 1995г.

5. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М: «Бук-Мастер»1993г.

6. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. (Инст.дефектологии М:Ж. Дошк.воспит№5 1991г. Стр69)

7. Певзнер М.С. Дети- олигофрены. М:Просвещение1964г

8. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Заявление от родителей для заключения договора на оказание коррекционной помощи детям.

Заявление от родителей для оказания коррекционной помощи детям. Согласие на обработку персональных данных....

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»

Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...

Оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ раннего возраста методом кинезиологии

quot;Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения"....

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...