Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ
статья по теме

Москалева Мария Ивановна

Данный материал содержит описание опыта работы молодого педагога, Евтушенко Елены Владимировны по организации сюжетно-ролевой игры с детьми среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.rar793.85 КБ
Файл proekt.rar45.35 КБ
Файл nod.rar386.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

(Из опыта работы Евтушенко Елены Владимировны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

«Игра это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование

их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям

самого ребенка»

 Л. С. Выготский

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Я начала свою работу с детьми среднего возраста. Поэтому тему организации сюжетно-ролевой игры я рассматривала для данной возрастной группы.  Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности.

Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Я наблюдала, как, играя в дочки-матери, одна «мама» постоянно кричит на своих детей, поучает их. Другая примеряет наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Наблюдая за детской игрой, я сделала определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя.

С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам.

Понимая актуальность темы для меня, как молодого педагога, определила для себя цель и задачи  выбранной мною темы по самообразованию «Организации сюжетно-ролевой игры»

Цель:

Создание условий для перевода детей средней группы к более сложному ролевому поведению в игре. 

Задачи:

  • научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.
  • развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол».
  • поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.
  • формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров;
  • формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

Методологическая и теоретическая основа – «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Михайленко, Н. Коротковой, «Игра с правилами в дошкольном возрасте», «Как играть с ребёнком», «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» Тверитиной Е.Н, Барсуковой Л. С; (под ред. Васильевой) и пр. (см. п. 6).

Работа над данной темой началась с сентября 2012 года. Планируемая дата окончания – май 2015 года. На первый год работы по теме я разработала проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» (Приложение 1).

При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

В подходе к руководству игрой, основное внимание мною уделялось содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта», «строителя», «учителя» и т. п.).

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями взрослых) требует обязательного подбора игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей. Например, чтобы дети играли в «Парикмахерскую», мы с детьми рассматривали иллюстрацию «Парикмахер». Изготовили атрибуты для игры, сделали альбом «Прически для куклы Кати». Затем детям был предложен специальный игровой набор «Детский парикмахер»: флаконы, расческа, ножницы и др.; то же самое делала в отношении магазина, больницы и т. п.C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0481.JPG

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль. Он должен понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофер».  И не только принять, но и  обозначить ее для партнера, чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Егором, а «шофером» автобуса.  Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Кариной), т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре, с этой целью многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не всегда).

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Строя совместную игру с детьми, постепенно ее усложняю, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

Игру с детьми в «Больницу» начинала таким образом. Достаю заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3—4 предмета — фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник), надеваю белую шапочку и на виду у детей начинаю играть, «приписывая» себе роль «доктора»: «Буду детей лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница. Павел, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставлю палочку — градусник). Теперь послушаю тебя... У тебя ангина». Пообщавшись, таким образом, с персонажем-игрушкой, вовлекаю в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Даша, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Процедура «лечения» может повториться с 2—3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей (выбрав наиболее продвинутых в игре): «Сашенька, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришел. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем, игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Артем? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей».C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0485.JPG

В самостоятельной игре ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора), а действия его пока направлены на партнера-игрушку. Здесь следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. Такие «подытоживания» важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния.

В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», распределяю роли следующим образом: себе беру основную роль (например, «доктора»), а детям предлагаю одинаковые дополнительные роли («пациентов»). Выбрав спокойное место (за столиками или на ковре кружочком), ввожу смысловую ситуацию и предлагаю роли двоим, вовлеченным в игру детям: «Давайте опять в телефон поиграем, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? ... Больная девочка? Что у тебя болит?». На следующем этапе, вовлекая детей в игру, не только развертываю «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирую диалог детей друг с другом.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

  • Непосредственное руководство играми детей.
  • Создание необходимой игровой среды

Необходимую игровую среду мне помогали создавать в группе мои родители. Пошили халатики и шапочки для больницы. Приобрели детские наборы «Поликлиника». Принесли различных кукол, зверюшек  и пр.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что медсестра, врач «слушает» дыхание ребенка, «дает лекарство», «ставит укол» ... Знакомила детей с названиями лекарств, медицинских приборов. Впоследствии играя, дети « ставили укол, давали лекарство, слушали фонендоскопом дыхание и т.д.C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0480.JPG

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу средней группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети» Провела и рекомендовала ряд консультаций: «Дети начинают играть», «Ребенок и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0477.JPG

К 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если в прошлом году они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Сюжеты, развертываемые детьми, станоли разнообразнее и сложнее, приобрели многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.

Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Как показывают исследования, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на мой взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего — уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Поликлиника», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

  • Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

  • Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

  • Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

  • Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

  • Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

  • Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

  • Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка (таблица № 7). Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Таблица № 7

Уровень сформированности игровых навыков

Группа_________________   Дата наблюдения____

Возраст детей от  _____  до ______

Воспитатель

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Использование  ролевой  речи

Выполнение правил

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

Результаты диагностики игровой деятельности в моей группе показали положительный результат такой работы (диаграммы № 4 и № 5).

Диаграмма № 4

Уровень сформированности игровых навыков средней группы

(май 2013 г.)    

Диаграмма № 5

Уровень сформированности игровых навыков старшей группы

(апрель 2014 г.)    



Предварительный просмотр:

Евтушенко Елена Владимировна

Проект  сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника»

Евтушенко Елена Владимировна

воспитатель МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

Постановка проблемы

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы:  мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Вид проекта: 

краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.

Сроки реализации:

1 месяц. Реализуется в режиме дня.

Руководитель: 

воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.

Участники проектной деятельности: 

дети средней группы, педагог группы, родители.

Виды деятельности: 

совместная деятельность.

Направление развития:

  • познавательно-речевое,
  • социально-личностное,
  • эстетическое,
  • коммуникативное,
  • музыкальное.

Образовательные области: 

  • коммуникация,
  • познание,
  • музыка,
  • социализация,
  • безопасность.

Цель проекта:

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

  • продолжать обогащать игровой опыт детей;
  • формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;
  • способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;
  • воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;
  • прививать нормы и правила поведения в совместной игре.
  • активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.

Этапы проекта: 

Первый этап - подготовительный:

  • постанова проблемы;
  • составление плана и паспорта проекта;
  • составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;
  • создание соответствующей развивающей среды;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
  • презентация и обсуждение проекта на МПС;

Второй этап:

  • постановка проблемы вместе с детьми;
  • вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).

Третий этап:

  • тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, пошив костюмов, рисование, творческая игра).

Четвёртый этап:

  • анализ проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • отражение в игре впечатлений о посещении поликлиники, деятельности людей, связанных с поликлиникой;
  • построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;
  • интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;
  • проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;
  • формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);
  • развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).

Сопутствующие сюжеты: «Аптека», «Автобус», «Регистратура», «Кабинет врача».

Выполнение проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы

Познавательное развитие

рассматривание картинок по ознакомлению с трудом педиатра, фармацевта, медицинской сестры; иллюстраций и  фотографий к теме «Поликлиника»;

Развитие речи

беседы: «Поликлиника»,

«Запись к врачу в регистратуре поликлиники», «Как выписать рецепт больному пациенту», «лекарственные препараты для лечения детей», «Кукла Катя заболела»; обсуждение впечатлений детей о посещении городской поликлинки; просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит»;

Ознакомление с художественной литературой

чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разучивание стихов по теме;

Игровая деятельность

игры-занятия: «Кукла Катя заболела», «Мы едем в поликлинику»;

Изобразительная деятельность

изготовление атрибутов вместе с детьми «таблетки из пластилина»; работа с раскрасками по теме;

Конструирование

постройка автобуса;

Музыкальная деятельность

слушание песен, танцевальной музыки;

Работа с родителями

оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»;

памятка «Познаю мир играя»;

консультация «Учите детей играть»;

фотовыставка «Вот как мы играем»;

привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «Кабинет врача», «Аптека», «Регистратура», «Катаемся в автобусе по городу».

Этапы развития сюжетной – ролевой    игры «Поликлиника»

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия носят условный характер.

Роль осуществляется фактически, но не навязывается.

Сюжет – цепочка из 2-3-х действий,  воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4 – 5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер.

Роль называется, дети могут по ходу менять роль.

Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5 – 6 лет

Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей.

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры.

Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых.

6 – 7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна.

Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала.

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Аптека

Фармацевт

Касса, лекарственные препараты (таблетки, инъекции, мази) халатик, рецепт

Выслушивает просьбы посетителей, «читает рецепт», подаёт лекартства, пробивает по кассе, рекомендует сопутствующие лекарственные препараты, приглашает посетить аптеку ещё.

«Здравствуйте». «Где ваш рецепт?», «Этот препарат такого же действия, но более современный», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания».

Автобус

Водитель

Руль

Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином.

«Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется».

Контролёр

Сумка, билеты

Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки.

«Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Поликлиника», «Остановка «Аптека», «Не забывайте вещи».

Кабинет врача

врач

Элементы ряженья (халат, шапочка), фонендоскоп, термометр, ложечка, зеркальце медицинское

Приглашает больного в кабинет, выслушивает жалобы «больного» или его «родителя», ведёт беседу, , делает записи в медицинской карте больного, дает указание медсестре о выписке рецепта

«Здравствуйте», «Что вас беспокоит?», «Разрешите вас послушать», «Давайте смеряем температуру», «Покажите, пожалуйста, ваше горлышко»,  «До свидания».

Кабинет врача

медсестра

Элементы ряженья (халат, шапочка), рецепты, ручка, штамп

Выписывает рецепт, ставит штамп

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт», «Лекарства по рецепту купите в аптеке», «До свидания!»

Регистратура

медсестра

Элементы ряженья (халат, шапочка), медицинские карты, талоны к врачу

Записывает больного в медицинскую карточку. Выдает талон для посещения врача

«Здравствуйте», «Вам к какому врачу записать?», «Возьмите талон», «До свидания!»

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

 

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

 

Диагностическая методика Сафоновой  

Обрисовка сюжетной канвы

Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист)

 

Изучение литературы:

Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»  Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей»  Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть».

Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников».

Организационная работа

Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда»,

И.Туричина «Человек заболел»,

К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности.

Изготовление атрибутов для игры.

«Айболит».

Беседы с детьми:  о работе врача, медсестры.

Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Наблюдение за работой врача

Занятие на тему: «Предметы для врача».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Кому, что нужно для работы», «Чего нет?».

Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт;

Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.)

Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.)

Работа

с родителями

Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки.

Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья».

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения)

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность

Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Взаимосвязь партнеров.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.        

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры

Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры

«Детская поликлиника».

Цель: формирование умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.

Задачи: 

  • побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;
  • продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
  • обеспечить развитие игры;
  • учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  • развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
  • формировать навык речевого этикета;
  • развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
  • воспитывать уважение к людям разных профессий.

Структуры

Общие методические приемы

Методиче6ские приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор.

Учить выполнять роли:

Доктор – лечит,

Пациент – принимает лекарство,

Аптекарь – продает лекарства,

Кассир – берет деньги,

Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар.

Общая стратегия игровых  взаимодействий с детьми

Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры.  Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль.

Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

Структура сюжета игры

Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.

Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей.

Словарный минимум

Часть словаря

Профессии

Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.

Инструменты

Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер.

Трудовые действия

Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация.

Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Регистратор

Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.

Врач

Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы.

Медсестра

Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает.

Пациент

Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство.

Аптекарь

Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство.

Кассир

Принимает деньги от покупателя, выдает чек.

Шофер

Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар.

Подготовка к игре:

  • приемы, направленные на обогащение впечатлений;
  • составление плана-сюжета: определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)
  • определить сопутствующие сюжеты;
  • атрибуты к игре;
  • оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

*Изготовление градусников из картона

*Изготовление горчичников из цветной бумаги

* Изготовление медицинских карт

* изготовление рецептов

* Просмотр мультфильма «Айболит»

* Чтение Б.Житков «Обвал»

* Чтение С.Маршак «Ледяной остров»

* Экскурсия в мед. кабинет

* Наблюдение за работой медсестры

* Д/И «Кому что нужно для работы»

«Кто назовёт больше действий»

* Научить измерять температуру *накладывать горчичники

* накладывать повязку *измерять давление    

* обмакивать ватку в спирт и протирать место для укола

* набирать шприцом лекарство из флакона

Ход игры.

  • приемы создания интереса к игре

(полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);

  • сговор на игру:
  • определение плана-сюжета
  •  планирование игры
  • распределение ролей
  • создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
  • приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
  • приемы поддержания и развития игры:
  • внесение дополнительных атрибутов
  • участие педагога во второстепенных ролях
  •  показ новых игровых действии
  • напоминание, вопросы
  • введение новых игровых ситуаций
  •  оценка;
  • приемы формирования взаимоотношений в игре:
  • напоминания о взаимоотношениях
  •  направление на внимание друг к другу
  • поощрение вежливости


Таблица взаимодействия ролей

Регистратор

Врач

Медсестра

Пациент

Аптекарь

Кассир

Шофер

Регистратор

Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу.

Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме.

Просит помочь в разборе документации, поиске карточки.

Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом.

---

---

---

Врач

Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом.

Общаются, обсуждают новые методы лечения.

Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления.

Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению.

---

---

---

Мед

сестра

Помогает в разборе документации, помогает найти карточку.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает рецепт, ходит на уколы.

---

---

Отвозит больного в стационар

Пациент

Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки.

Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы.

Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес.

Ожидают очереди, общаются.

Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать.

Выдает чек, получает деньги.

Отвозит больного в стационар.

Аптекарь

---

---

---

Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются.

Привозит лекарство.

Кассир

---

---

---

Платит деньги за лекарство.

Общаются.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает заработную плату.

Шофер

---

---

---

Шофер отвозит больного в стационар.

Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством.

Выдает заработную плату.

Общаются, выполняют совместную работу.



Предварительный просмотр:

Конспект модели сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Евтушенко Елена Владимировна,

воспитатель МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

Задачи:

  • Обучающая: 
  • Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру.
  • Учить играть дружно, не ссориться.
  • Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения.
  • Обогащать словарь детей:
  • Развивающая:
  • Развивать интерес к профессиям.
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и  творческих способностей детей.  
  • Прививать чувство коллективизма, коммуникативность, отзывчивость, доброжелательность.
  •  Развивать ролевой диалог.
  • Воспитательная: 
  • Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль  
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Методы и приемы:

  • привлечения и сосредоточения внимания (мешочки на чудо-дереве с медицинским инструментарием, художественное слово);
  • обеспечения эмоциональности, интереса детей;                                                         
  • активизации самостоятельного мышления детей (наводящие вопросы);
  • «вхождения в образ» (вхождение в роль врача, медсестры, пациента, аптекаря, регистратора);
  • прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания» (дети уже играли в игры «Аптека», «Кукла Катя заболела», «Регистратура», «Мы едем в поликлинику»).

Атрибуты: 

  • Чудо-дерево с мешочками (медицинские инструменты: фонендоскоп, термометр, ложечка, ножницы, очки доктора)
  • Мягкие игрушки: заяц, медведь, кукла Маша, корова…
  • Халатики и колпачки медицинские, стулья;
  • Стенгазета «Если хочешь быть здоров»
  • Бланки рецептурные, медицинские карты больных, визитки врача
  • Муляжи лекарственных препаратов

Игровые роли: 

  • доктор
  • медсестра
  • аптекарь
  • пациенты – дети и мягкие игрушки
  • регистратор

схема расположения группы:

Схема игры

 Ход игры.

Воспитатель: (Дети входят в группу. У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными мешочками):

А у наших у воротC:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0470.JPG

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо 

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем. Чего-то очень много там. Садитесь на коврики-листочки в кружочек.

(Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку, ребенок открывает свой мешочек, а в мешочке….)

Воспитатель:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Воспитатель: Правильно, ребята, это доктор, а теперь посмотрим, что у вас в мешочках?

мешочках?

Дети достают из мешочков медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?

(Кукла сообщает, что она заболела).C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0475.JPG

Наша кукла заболела.

Утром даже не поела. 

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Воспитатель: Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?

(Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит).

Воспитатель: Что болит у Маши?

Дети: Голова. (Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!)

Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель: Как будем лечить Машу? (Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех).

Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит...голова, горлышко?
Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Алёша, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Максим будет медсестрой, он будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель: Андрюша, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу пришёл.C:\Users\1\Desktop\занятия Евтушенко\101_0478.JPG

Зайка ушко простудил - 

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).
Воспитатель: Максим, мишка тоже заболел.

Плачет мишка-медвежонок

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)

Воспитатель: Максим, кошка Мурка тоже заболела.

Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

Воспитатель раздаёт детям игрушки, просит пожалеть свои игрушки, успокоить их и предлагает встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.

Игра продолжается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно!

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....