Социальный проект «Гендерное воспитание» «Я и все кто вокруг меня»
методическая разработка по теме

Горбушина Наталья Геннадьевна

 

Создание условий для социально - личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «детский сад №10

г. Горнозаводск

составила: Горбушина Н.Г

воспитатель 1 категории

2014 год

Социальный проект

«Гендерное воспитание»

«Я и все кто вокруг меня»

Аннотация

Проект «Я и другие» направлен на социально-личностное развитие дошкольника, его гендерную идентификацию. В проекте представлен методический материал из опыта работы ДОУ по социализации дошкольника, мини-проекты по данному направлению.

Материал поможет педагогам ДОУ повысить профессиональную компетентность по проблеме социально – личностного развития детей

Введение в проект

Актуальность.

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, его полоролевая принадлежность, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, который строится на предметно-практической деятельности, что является необходимым звеном целостного процесса коммуникативного, духовного, нравственного и интеллектуального развития дошкольника с учетом гендерных особенностей.

Цель.

Создание условий для социально – личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной и гендерной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;

2. Создавать условия для полноценного социального и полоролевого развития детей.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную и гендерную компетентность.

Гипотеза.

Ставя во главу угла воспитательно-образовательной деятельности ДОУ социализацию личности ребенка, мы создадим условия для необходимого уровня его социально-личностного и гендерного развития, получения навыков социальной адаптации и тем самым подготовим ребенка к переходу на новую ступень образования в начальной школе.

Участники проекта:

педагоги ДОУ;

дети

родители

Разработчики проекта:

Горбушина Наталья Геннадьевна -воспитатель

Ворошилова В.А

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам социального и гендерного развития детей;

2. Становление основ социальной и гендерной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;

3. Разработка методических материалов по вопросам социально-личностного и полоролевого развития детей;

4. Педагогическое и правовое просвещение родителей по вопросам социализации и адаптации дошкольника

Этапы реализации проекта 2011 -2014 год

Вводный        

        

· Анализ психолого-педагогической литературы по социальному и гендерному развитию детей дошкольного возраста.

· Диагностика развития социальной и полоролевой компетентности детей

Основной этап        

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения   родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.

Разработка проектов по социально - личностному и гендерному развитию дошкольников        

· Круглый стол

« Гендерные особенности личности ребёнка»

Деловая игра «Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста»

Тренинг для родителей

· «Если ребёнок не слушается»

· Дискуссия

«О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»

· Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры»

· Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»

· Проект «Овладение методами тестопластики для снятия гиперактивности у детей»

· Проект по гендерному воспитанию «Я-мальчик, я - девочка»        

Воспитатели

                

· Проект по социализации дошкольника «Я и все, кто вокруг меня»

Итоговый         

Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.        

ПРОЕКТ

«Я - мальчик, Я - девочка»

Составитель:

Горбушина Н .Г

Воспитатель

Аннотация.

Проект «Я-мальчик, я-девочка» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.

Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Введение в проект.

Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки),ее саморазвития начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта. Познавательно-творческий

Участники проекта. Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта:

· Активизировать представление детей о различиях полов(физических ,поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

· Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании ;

· Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности ;

· Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта «Я-мальчик, я-девочка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол ( физический, социальный ,поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

· определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

· осознание собственного Я - мальчика(девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности(женственности);

· проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни ;

· желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок –своеобразная детская речь..

У родителей

· активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;

· проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

· содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи ;

· разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я –мальчик, я-девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;

· разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства» , «Воспитывать мальчишек», «Мамы по –прежнему много знают»

Реализация проекта в фотолетописи

Игры мальчиков

Игры девочек

Этапы реализации проекта.

Вводный        

1.Проживание с детьми проблемной ситуации:

«Каким должен быть папа, какой должна быть мама»

2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания

с привлечением родителей.        

1. Подготовка к жизни счастливого ;эмоционально-благополучного ребенка.

2. Накопление и систематизация информации по проблеме.        

1.Анкетирование для родителей

- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?»

- «Какие мальчики и девочки?»

2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?»

3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»

4.Сбор материала тематическая папка(Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении ,этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках, материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) по теме;

5.Сбор фотографий на тему «Моя семья»;

6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»;

7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков»,»Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!»,»Пять заповедей отцовства»

7.Фотоконкурс «Мисс шляпка»

Основной        

1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика(девочки),

Активизация своего « я» в процессе совместной жизнедеятельности.

2. Активизировать свой поиск своего места в мире.

по теме

«Это-мужчина, это-женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости.        

1.Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я»в своей жизни.

2.Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.        

1.Моделирование ситуаций«Я и моя семья », «Кто живет в твоем сердце»

2. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший».

3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом»

4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».

5.Конкурс чтецов «О маме(папе)».

6.Выставка детских рисунков. «Мой папа(мама)».

7.Персональная творческая выставка « Кем быть»

8. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ

9. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я - умелая семья»; в районном конкурсе, посвященном «Год космонавтики», «пожарная ярмарка»

10.Оформление творческой работы

«Мода»,»Наши прически»,»Мой любимый герой».

Итоговый        

Подведение итогов        

1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»

2.Создание альбомов «Я как мама(я как папа)»,«Мой самый счастливый день ».

3. Праздник «Маленькая красавица».

Реализация содержания проекта.

Реализация проекта «Я - мальчик, я - девочка» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. « Я –мальчик (девочка)», был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.

Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре в, и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я –мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

Итогом реализации проекта явилась круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет» , «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин праздник», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношению друг к другу.

На наш взгляд, проект «Я - мальчик, я-девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я - мальчика(девочки) .

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: « Моя мама»

Задачи:

· закреплять представления детей о том, что мама - самый дорогой человек на земле, которого нужно любить и беречь;

· разбудить желание детей поздравлять маму с праздником каждый день, то есть помогать маме

Предварительная работа: чтение сказки «Айога», цикла стихов Е. Благининой «О маме», рассказа В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра»; рассматривание иллюстраций на тему «Мать и дитя»; чтение и толкование пословиц о маме.

Содержание.

Воспитатель читает детям рассказ Ю. Яковлева «Мама».

- Почему писатель говорит, что Родина начинается с мамы? (Ответы детей). Правильно, ведь мы появляемся на свет благодаря маме, она нас кормит, ухаживает за нами, когда мы беспомощны. Мама нас учит говорить, ходить, узнавать мир вокруг нас. Мама пожалеет, поможет в трудную минуту, похвалит, когда у нас все хорошо. Мама любит нас всегда.

Воспитатель читает стихотворение В. Шуграевой «Маме»

-А что вы дарите мамам на праздник? (Ответы детей). Хорошо. Вы знаете, что подарки маме нужно делать не только на праздники, а каждый день, она этого заслужила.

- А какие подарки мы можем делать мамам каждый день? (Ответы детей). Да, обнять, поцеловать, сказать ласковое слово, не капризничать и не огорчать маму, а иногда просто тихо посидеть, как в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине».

- Кто хочет прочесть это стихотворение?

- А вы помогаете маме? Как? Молодцы. Вы уже умеете заправлять кроватки, убирать свои игрушки, одежду, мыть посуду, вытирать со стола, пылесосить. Вот было бы здорово, если бы все ребята научились помогать маме не только в праздник, но и каждый день! Мы постараемся это сделать, правда, ребята?

Последующая работа: рисование «Портрет моей мамы», коллективное составление сказки «Мамины помощники».

Тема: «Мой папа »

Задачи:

· уточнить представления о профессиях пап, роли их в семье;

· воспитывать желание доставлять папе радость, делать ему подарки

Предварительная работа: чтение художественных произведений: Я Акима «Мужчина в доме», А. Гришина «На машине папа»; рассматривание иллюстраций на тему «Наши папы»

Содержание.

-Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Мой папа», затем проводится словесная игра « Какой мой папа?», где дети рассказывают о своем папе, его профессии, увлечениях.

- Далее проходит встреча с папой, работающим пожарным в МЧС. Он рассказывает о своей профессии. Дети задают ему вопросы. Воспитатель организует при помощи папы дидактическую игру «Что нужно пожарному?», в ходе которой дети примеряют каску- шлем пожарного.

Последующая работа: Конструирование из бумаги «Подарок для папы», организация встреч с папами и дедушками ребят на тему «Профессии»

ПРОЕКТ

«Я и все кто вокруг меня»

Составитель: Горбушина Н.Г

воспитатель

Аннотация.

Проект «Я и все кто вокруг меня» направлен на организацию особого рода взаимодействия педагогов и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности в период адаптации. В нём поставлены акценты на разработку содержания социально-эмоционального развития дошкольников, социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей. Проект ориентирует педагога на переосмысление позиции по отношению к ребёнку и необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества с семьей.

Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании условий для социально-личностной деятельности в период адаптации.

Введение в проект.

Актуальность проекта. В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает ребёнок, как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме и сполна развивать свои способности. В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей, появляются новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы. Эти изменения в обществе повлияли на обновление содержания Российской системы дошкольного воспитания и образования, которое сегодня ориентировано на развитие личности. Гуманистические перспективы современной России вскоре востребуют собой личность, глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, т. е. творца своей субъектности и своей жизни.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта. Создание условий адаптации детей в социуме, активного действования в нём, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта

-раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка через игровую и познавательную деятельность;

-оказать ребёнку необходимую помощь в период адаптации и включения в социальную жизнь;

-пробуждать детей уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми;

-помочь семье поддерживать и укреплять меж поколенные связи, опираться на своё здоровое духовное начало для приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям.

Гипотеза реализации проекта. Реализация данного проекта позволит ребёнку безболезненно войти в человеческое сообщество, заложить фундамент будущих гармоничных отношений дошкольника с самим собой и окружающими

Реализация проекта в фотолетописи.

Вводный        

  1. Установить контакт с родителями.        
  2. Заполнение индивидуального журнала ребёнка.
  3. Анкета для родителей (социальная) 3.Анкета «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ»
  4. Памятка для родителей

«Я уже детсадовец»

1.Знакомство детей группы с семьями друг друга.

2.Сбор фотографий для семейного альбома.

3.Экскурсии по саду

Основной        

1.Помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой

2.Совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности.        

1.Дидактические игры по адаптации совместно с родителями. «Ляля заболела»

«Гости», «Волшебные превращения», «Ходим-бегаем-Танцуем»

2.Пальчиковые игры «Помощники», «Семья», «Черепашка».

1.Создание «Почтового ящика»-вопросы о проблемах детского развития, интересующие родителей.

2.Игры с имитацией движений «На водопой»,»Веселись, детвора»,»Мы весёлые мартышки».

3 Консультации «Зарядка вместе с мамой»,»Правила организации режимных моментов»,»Зарядка для профилактики плоскостопия».

4.Проведение праздников вместе с родителями

«Здравствуй, осень золотая!»,»День матери», «Новый год»,23 февраля, 8 марта,»Праздник Весны».

5.Дни открытых дверей.

Итоговый        

Подведение итогов проекта.        

1.Представление семейного альбома «Я и все кто вокруг меня»

2. Концерт с участием всей семьи.

3.Спортивный праздник «Сильные, смелые, здоровые, умелые!»

Ожидаемые результаты проекта

У детей

· сохранение чувства защищённости и внутренней свободы;

· доверие к окружающему миру;

· смягчение социальной напряжённости при переходе из семьи в ДОУ, восстановление душевного равновесия ребёнка.

У родителей

· формирование потребности в частом индивидуальном общении с детьми;

· обогащение воспитательных умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

У педагогов

· оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;

· выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

Реализация содержания проекта.

По результатам анкет были выявлены индивидуальные особенности каждого ребёнка, что помогло воспитателю в планировании воспитательно-образовательного процесса. Частые встречи с родителями, которые участвуют в воспитательно-образовательном процессе группы, помогли наладить взаимодействие педагогов с семьями детей, создали атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Совместные дидактические игры ( дети и родители ) способствовали плавному переходу от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в ДОУ..

Дети очень эмоционально восприняли пальчиковые игры, игры с имитацией движений, хороводные и с большим удовольствием в них играли.

В рамках проекта был оформлен альбом « Я и все кто вокруг меня» При рассматривании фотографий дети с восторгом находили своих пап и мам, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Таким образом, реализация проекта «Я и все, кто вокруг меня» способствует социализации дошкольников, складыванию единого воспитательного пространства «Детский сад-семья»

Реализация проекта в фотолетописи

Вводный        

Сбор информации, материала по проблеме        

1.Формирование целей и задач проекта.

2.Анализ педагогической литературы по проблеме семейного неблагополучия.

3.Подбор анкет, консультаций для родителей.

4.Разработка перспективного плана мероприятий.

        

Основной        

Определение социального статуса семей воспитанников.

Получение информации от родителей воспитанников.

Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Повысить правовую и педагогическую компетентность родителей.

На основе анализа записок планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Формирование основ здорового образа жизни не только дома, но и в детском саду. Создание психологического комфорта        

1. Социологические исследования:

а) составление банка данных о семьях воспитанников;

б) определение микроклимата в семье

2. Анкетирование «Родительское сочинение» (автор В. В Сталин, адаптация А. И Тащевой) «Защита прав детей в семьях воспитанников».

«Права ребёнка в детском саду и семье».

«Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?»

3. Подведение итогов анкетирования

4. Оформление информационного стенда: «Конвенция ООН»; « О правах ребёнка»; «Защита прав и достойность маленького ребёнка»; Памятка « Родителям о воспитании детей»

5. « Почта Надежды»(в игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде)

6.Организация дополнительных услуг: «Кружок семейной оздоровительной гимнастики».

«Кружок психологической адаптации»

                

Дать родителям квалифицированный совет. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по вопросу.

Определение роли отца в жизни ребёнка.        

7.Консультации для родителей: «Воспитание и наказание»

«Можно ли наказывать детей?»

«Секреты ласкового воспитания»

«Чем и как занять ребёнка дома»

8.Родительское собрание на тему: «Какой хороший папа!»

Работа с детьми                

Изучение самочувствия ребенка в семье.

Формирование основ здорового образа жизни в привлечении родителей.

Поддержание традиций бережного отношения к матери. Закрепление семейных устоев.

Подарить детям много радости и веселья. Ведь ничего не может быть дороже детских улыбок!        

1. Диагностика, наблюдения

2.День здоровья. Совместное мероприятие детей и родителей.

3. Праздник приуроченный ко Дню матери «Планета непослушания»; изготовление поздравительных открыток для мам.

4.Праздник приуроченный к Дню защиты детей

«Пусть всегда буду я»

                

Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности.        

5.Выставка рисунков «Моя семья» Совместное рисование детей и родителей.

        

Итоговый        

Подведение итогов реализации проекта.        

Оформление папки «В мире мудрых мыслей»

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы. Анализ социологических исследований, анкетирования, наблюдение показали, что в настоящее время проблемы нарушений прав детей и жестокого обращения с ними, не утрачивают своей актуальности. В селе много неблагополучных семей, уровень педагогической и правовой компетентности родителей низок.

Для решения данной проблемы был создан проект «Искусство жить с детьми», в реализации которого приняли участие: родители, дети, специалисты МДОУ д/с «Степашка».

Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были проведены: консультации для родителей «Воспитание и наказание»; «Можно ли наказывать детей»; « Чем и как занять ребёнка дома»; проведено родительское собрание «Какой хороший папа!»; целью которого было, определение роли отца в жизни ребёнка.

Организация совместных мероприятий: «День здоровья»; «Кружок семейной оздоровительной гимнастики»; цели таких мероприятий – формирование основ здорового образа жизни не только в детском саду, но и в семье.

Анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повысилась.

Таким образом, образовательный проект «Искусство жить с детьми» способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получили дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.

Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствовали снижению остроты проявления кризиса в семьях. Данная работа ведется и в настоящее время, что позволяет своевременно выявлять детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь.

Авторские идеи проекта

«Эффективен тот метод, который приобщает к деятельности».

Занятие тестопластикой дает возможность всестороннего развития ребенка и способствует его умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. Для этого необходимо:

1. Построить общение с детьми, уделив внимание каждому: проводить занятия по подгруппам 6-8 человек.

2. Создавать мотивацию по теме занятия, поддерживать уверенность в собственных возможностях.

3. Планируя работу на следующий год, продолжить углубленное изучение технологии тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы деятельности с тестом. Особое место будет уделятся совместному творчеству, изготовлению сувениров, барельефов, игрушек, коллективных панно.

Эффективен прием: предложить детям обыграть поделку, или украсить сырое изделие мелким бисером, стразами, пуговицами. Дети с большим удовольствием лепят и украшают подарки для своих родных и близких.

Организация и развитие предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские сюжеты из плоских фигурок по сказкам, которые украсили интерьер группы (рамки для фотографий, поделки для сказок, для магазина).Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Во время занятий с тестом дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

Организация и проведение занятий по тестопластике

Проводятся по подгруппам 6-8 детей старшей и подготовительной к школе групп, 1 раз в неделю во второй половине дня.

Примерная структура занятий:

1. Демонстрация изделия из теста. Рассматривание. Педагог нацеливает детей на выполнение задания, рассказывает им о предстоящей работе.

2. Уточнение приемов лепки. Дети объясняют, как они представляют выполнение данного задания.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. По ходу работы детям оказывается индивидуальная помощь, уточняются приемы лепки, активизируется словарь.

5. Педагог заблаговременно напоминает дошкольникам об окончании работ.

6. Положительный анализ детских работ.

Рекомендация:

Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок (хранить в холодильнике несколько дней). Можно сделать цветным, добавляя краски при замешивании в воду или раскрасив после обжига и сушки. С поделками можно играть, украсить свой дом, подарить сувениры.

Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 0,5 стакана воды. Замесить до консистенции пластилина. Чтобы поделки не трескались, сушить в духовом шкафу при 100-150 градусов 5-8 минут.

Реализация проекта

В первую очередь было проведено ряд пробных занятий, «Угощение для кукол», поделки для сюжетно-ролевой игры «Кондитерский магазин». По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки, новогодние игрушки, лепили печенье «чудные фигурки», «вареники», пирожные «разноцветные колобки» и т. д. Угощали гостей, малышей, работников кухни. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.

Темы для лепки: котик, собачка, снеговик, коровка. И последней темой берется - «по замыслу».

В процессе деятельности у детей часто возникают ситуации, которые требуют особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций (порицания, критика, неодобрение). Нужно четко и понятно указать на это ребенку, например, «Ты сегодня быстро выполнил свою работу», «Ты меня огорчил тем, что отвлекал всех на занятии».

Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого было сделано много разнообразных фигурок из соленого теста, проведена выставку поделок «С днем Пасхи», сувениры ко Дню космонавтики. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, отмечают, какими приемами они сделаны.

Список литературы

  1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Здоровьесберегающая педагогика.-М., 2003

  1. Данкевич Е. Лепим из соленого теста.- М., 2008

  1. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: программа «Росинка».-М., 2009

  1. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства.- М., 2009

  1. Давыдова О. И. «Практикум по социально – педагогическим дисциплинам»: учебное пособие, Барнаул: БГПУ, 2006.- 216 с

  1. Колмогорова Л. С. «Педагогу о психическом здоровье дошкольников»: Методическое пособие. – Барнаул: 2008. – 119 с.

  1. Пашкевич Т. Д. «Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». – Барнаул: АКИПКРО, 2002. – 132 с.

  1. Пашкевич Т. Д. «Социализация дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры» Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов - Барнаул: АКИПКРО, 2004. – 36 с
  2. Сушкова И. В. «Социально – личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с

  1. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии: " Эко мир вокруг меня".

Экологический проект " Мир вокруг нас"...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

Программа дополнительного образования по социализации детей подготовительной группы "Я и мир вокруг меня"

Это рабочая программа составлена в соотчетствии с  Федеральными государственными требованиями  и преднозначена для детей подготовительной группы....

мир вокруг меня

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в развитии жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности....

Групповой Проект по экологическому воспитанию « Я и Мир вокруг меня»

Групповой Проектпо экологическому воспитанию « Я и Мир вокруг меня»...

Программа воспитания МБДОУ "Белоярский ДС" "Я и Мир вокруг меня"на 2021-2025 учебный год

Оглавление Пояснительная записка 3 Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольн...

Инновационный проект по социально-коммуникативному развитию "Мир вокруг меня"

На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ...