ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.
статья на тему
Статья для педогогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podkhod_v_predmetno-razvivayushchey_srede.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
гендерный подход в организации предметно - развивающей среды в Доу.
Оптимальная организация предметно - развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
- содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
- учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Анализ научно-методической литературы и программно-методического обеспечения по изучаемой теме позволил выявить проблемные стороны организации предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода. Рассмотрим их.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Также анализ программно-методического обеспечения показал отсутствие методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода.
Именно наблюдения, исследования, передовой педагогический опыт по вопросу организации предметно-развивающей среды выявили, что укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания так называемых «девчоночных» материалов и пособий.
Таким образом, анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, программно-методического обеспечения по изучаемой теме показал необходимость уточнения подходов к оптимальной организации предметно-развивающей среды в детском саду.
С данной целью нами были определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:
- учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
- учёт этапов развития гендерной идентичности;
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый их них.
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, что ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности. На сегодняшний день педагоги нашего детского сада стремятся учитывать гендерное пространство группы, пересматривая его с точки зрения соотношения предназначенности, хотя «ломка» их «феминных» представлений происходит медленно.
Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), располагаются в группе по обоюдной договоренности.
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы выкрашены в два цвета - для мальчиков и девочек, также предметные картинки на мешках для бассейна соответствуют полу гендера и так далее.
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Они считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому нами используется более светлая и яркая вариативность цветовой гаммы для мальчиков и девочек.
Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением, сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков мы приобретаем различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.
Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её периодической корректировки, с точки зрения, ассиметрии в распределении пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном, продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не должен оставаться без внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»
О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...
Сабщение на тему: Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды.
Сабщение на тему :Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды....
Проект «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Вашему вниманию представляется проект организации развивающей среды в ДОУ с учётом полоролевой идентификации детей. В проекте представлены актуальность гендерного воспитания, план реализации проекта....
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды.
В работе рассматривается гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, который нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста....
«Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды в ДОУ»
Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.Предметно – развивающая с...
Гендерный подход в организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ
Организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является...