«Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды в ДОУ»
консультация на тему

Сапежинская Екатерина Анатольевна

Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.

Предметно – развивающая среда,  должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:

  • ​содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
  • ​ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
  • ​учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • ​учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.

Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.

Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:

  • ​учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
  • ​ учёт этапов развития гендерной идентичности;
  • ​учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sapezhinskaya_e.a._gendernyy_podhod_v_organizatsii_sredy.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сапежинская Екатерина Анатольевна

Воспитатель ГБДОУ д\с №38 Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга

«Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды в ДОУ»

Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.

Предметно – развивающая среда,  должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:

  • ​содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
  • ​ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
  • ​учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • ​учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.

Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.

Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:

  • ​учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
  • ​ учёт этапов развития гендерной идентичности;
  • ​учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»

О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...

Сабщение на тему: Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды.

Сабщение на тему  :Инавационные  подходы к организации предметно развивающей среды....

Проект «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Вашему вниманию представляется проект организации развивающей среды в ДОУ с учётом полоролевой идентификации детей. В проекте представлены актуальность гендерного воспитания, план реализации проекта....

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды.

В работе рассматривается гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, который нацелен  на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста....

Гендерный подход в организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ

Организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является...