«Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды в ДОУ»
консультация на тему
Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.
Предметно – развивающая среда, должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
- содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
- учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:
- учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
- учёт этапов развития гендерной идентичности;
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sapezhinskaya_e.a._gendernyy_podhod_v_organizatsii_sredy.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сапежинская Екатерина Анатольевна
Воспитатель ГБДОУ д\с №38 Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга
«Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды в ДОУ»
Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.
Предметно – развивающая среда, должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
- содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
- учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:
- учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
- учёт этапов развития гендерной идентичности;
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»
О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...
Сабщение на тему: Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды.
Сабщение на тему :Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды....
Проект «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Вашему вниманию представляется проект организации развивающей среды в ДОУ с учётом полоролевой идентификации детей. В проекте представлены актуальность гендерного воспитания, план реализации проекта....
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.
Статья для педогогов...
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды.
В работе рассматривается гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, который нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста....
Гендерный подход в организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ
Организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является...