Перспективное планироание область "Художественная литература"
методическая разработка по теме
Перспектиное планирование область "Художественная литература" во всех возрастных группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_2.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая младшая группа (с двух до трех лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Козлятки и волк», песенки «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на Торжок…», «Заяц Егорка…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Октябрь | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А. Барто «Мишка», «Грузовик», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Ноябрь | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | В. Берестов «Больная кукла», Э. Мошковская «Приказ», Н. Пикулева «Лисий хвостик» | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Декабрь | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Маша и медведь», песенки «Из-за леса, из-за гор…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Огуречик, огуречик…», «Солнышко, ведрышко…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Январь | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А.Барто «Слон», «Лошадка», Л. Толстой «Три медведя». | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Февраль | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | В. Берестов «Котенок», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»» | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Март | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Теремок», песенки «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Ой ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Апрель | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А. Барто «Кораблик», А. Введенский «Мышка», К. Чуковский «Путаница». | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Май | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…», В. Бианки «Лис и мышонок». | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Вторая младшая группа (с трех до четырех лет).
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение слушать знакомые и новые произведения. - формировать умение следить за развитием действия, сопереживать героям. - формировать умение читать наизусть потешки. | р/н сказка «Кот, петух и лиса», С. Черный «Приставалка», А. Майков «Колыбельная песня». | - умеют слушать знакомые и новые произведения. - следят за развитием действия, сопереживают героям. - умеют читать наизусть потешки. |
Октябрь | - формировать умение повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. -продолжать формировать умение внимательно рассматривать рисунки в книге. | р/н сказка «Колобок», А. Блок «Зайчик», А. Плещеев «Осень наступила». | - повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. -внимательно рассматриваю рисунки в книге. |
Ноябрь | - продолжать формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения (внятно произносить каждое слово). - продолжать формировать рассматривать рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя. | р/н сказка Волк и козлятки», С. Маршак стихотворения из цикла «Детки в клетке», К. Чуковский «Так и не так». | - читают наизусть небольшие стихотворения. -рассматривают рисунки в книге, отвечают на вопросы воспитателя. |
Декабрь | - продолжать развивать представление о загадках, песенках, потешках. - формировать умение строить свои высказывания (при помощи вопросов воспитателя). | р/н сказка «Снегурочка и лиса», Л. Воронкова «Снег идет», А. Босев «Трое». | - рассказывают песенки, потешки, разгадывают загадки. - строят свои высказывания при помощи вопросов воспитателя. |
Январь | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихотворения. -формировать умение инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (входить в роль, выразительно обыгрывать роль). | р/н сказка «Гуси-лебеди», Э. Мошковская «Митя сам», Н. Саксонская «Где мой пальчик». | - эмоционально воспринимают стихотворения. - инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя. |
Февраль | - продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию. - продолжать формировать умение эмоционально воспринимать сказку, сопереживать героям. | р/н сказка «Лиса и заяц», В. Берестов «Петушки распетушились», «Котенок». | - внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию. - эмоционально воспринимают сказку, сопереживают героям. |
Март | - продолжать формировать умение понимать содержание сказки, проговаривать отдельные слова. - продолжать формировать умение драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (говорить и действовать от лица героя). | р/н сказка «У страха глаза велика», Н. Косяков «Все она», В. Берестов «Курица с цыплятами». | - понимают содержание сказки, проговаривают отдельные слова. - драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя. |
Апрель | - продолжать формировать умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (внятно, отчетливо произносить слова). - совершенствовать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию. | р/н сказка «Курочка-рябушка», А. Плещеев «Весна». | -читают наизусть потешки и небольшие стихотворения. - внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию. |
Май | - совершенствовать умение следить за развитием действия, сопереживать героям. - развивать умение называть произведения (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. | р/н сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца», С. Белоусов «Весенья гостья» | - следят за развитием действия, сопереживают героям. - называют произведения, прослушав отрывок из него. |
Средняя группа (с четырех до пяти лет).
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. - познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым. | К. Ушинский «Бодливая корова», р/н сказка «Лисичка-сестричка», С. Маршак «Вот какой рассеянный», книги, оформленные Ю. Васнецовым. | - внимательно слушают произведения, запоминают небольшие и простые считалки. -рассматривают книги, оформленные Ю. Васнецовым. |
Октябрь | - формировать умение понимать эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения. -совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (передавать интонацию). | В. Вересаев «Братишка», р/н сказка «Зимовье зверей», С. Михалков «Дядя Степа». | -понимают эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения. -передают интонацию при чтении наизусть стихотворения. |
Ноябрь | - формировать умение понимать и оценивать характер и поступки героев. - формировать умение понимают поэтические образы стихотворения. | В. Бианки «Первая охота», А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», р/н сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Б. Заходер «Никто». | - понимают и оценивают характер и поступки героев. - понимают поэтические образы стихотворения. |
Декабрь | - Формировать умение высказывать желание послушать определенное литературное произведение. - познакомить с книгами, оформленными Е. Рачева. | В. Овсеев «Волшебная палочка», З. Александрова «Елочка», Э. Успенский «Разгром», р/н сказка «Жихарка», книги, оформленные Е. Рачевым. | -высказывают желание послушать определенное произведение. - рассматривают книги, оформленные Е. Рычевым. |
Январь | - формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - продолжать формировать умение драматизировать небольшие сказки при помощи воспитателя (передавать интонацией характер и голос героя). | Г. Циферов «В медвежий час», р/н сказка «Петушок и бобовое зернышко», А. Барто «Я знаю, что надо придумать». | - видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - передают интонацией характер и голос героя при драматизации сказки. |
Февраль | - продолжать формировать умение воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. - совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (читать выразительно, делать логические ударения). | С. Есенин «Поет зима, аукает», Ю. Кушак «Олененок», «Вини-Пух и все-все-все» пер. с англ. Б. Заходера, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича». | - воспринимают содержание произведения, сопереживают героям. - выразительно читают наизусть стихотворение, делают логические ударения. |
Март | - продолжать формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - познакомить с книгами, оформленными Е. Чарушиным. | Ш. Перро «Красная Шапочка», К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Заплатка», книги, оформленные Е. Чарушиным. | - видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - рассматривают книги, оформленные Е. Чарушиным. |
Апрель | - продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев. - формировать умение понимать значение образных (поэтических) выражений стихотворения. | С. Черный «Когда никого нет дома», М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…», К. Чуковский «Федорино горе». | - внимательно слушают рассказ, понимают юмор, оценивают поступки героев. - понимают значение образных выражений стихотворения. |
Май | - продолжать формировать умение понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения. - развивать умение рассматривать иллюстрации в детских книгах. | Е. Серова «Одуванчик», Х. К. Андерсен «Огниво», Я. Сегель «Как я был обезьянкой». | - понимают и отвечают на вопросы по содержанию сказки, понимают образные выражения. - рассматривают иллюстрации в детских книгах. |
Старшая группа (с пяти до шести лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. - прививать интерес к чтению больших произведений. | А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Т. Александрова «Домовенок Кузька», Л. Толстой «Лев и собачка», П. Бажов «Серебряное копытце». | - Внимательно и заинтересованно слушают произведения, знают считалки, скороговорки загадки. - Проявляют интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам. |
Октябрь | - познакомить с жанровыми особенностями рассказа, его композициями, отличием от других литературных жанров. - формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. | В. Драгунский «Друг детства», Е. Благинина «Посидим в тишине», р/н сказка «Царевна-лягушка», Н. Телешов «Крупеничка». | - знают жанровые особенности рассказа, отличие от других литературных жанров. -вслушиваются в ритм и мелодику стихотворного текста. |
Ноябрь | - продолжать формировать умение понимать характер и поступки героев произведения, замечать и понимать образные выражения. - Формировать умение читать в ролях стихотворения, продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения. | И. Суриков «Вот моя деревня…», р/н сказка «Заяц-хвастун», Н. Носов «Живая шляпа». | -оценивают характер и поступки героев, замечают и понимают образные выражения. - Читают по ролям стихотворение, драматизируют небольшие произведения. |
Декабрь | - познакомить с жанровыми особенностями сказки, отличием от других литературных жанров. - Формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. | В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Есенин «Черемуха», ненецкая сказка «Кукушка». | - знают жанровые особенности сказки, отличие от других литературных жанров. - Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами. |
Январь | - Формировать умение рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа. - Познакомить с докучными сказками, небылицами. | С. Городецкий «Котенок», М. Яснов «Мирная считалка», р/н сказка «Никита Кожемяка», Г. Снегирев «Пингвиний пляж» | - Рассказывают о своем восприятии поступка литературного персонажа. - Рассказывают докучные сказки, небылицы. |
Февраль | - познакомить с жанровыми особенностями стихотворения, отличием от других литературных жанров. - Формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. | А. Гайдар «Чук и Гек», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», р/н сказка «Сивка-Бурка», Л. Толстой «Косточка». | - знают жанровые особенности стихотворения, отличают от других литературных жанров. - Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. |
Март | - формировать умение определять жанр произведения. - совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (использовать средства выразительности речи). | Б. Житков «Как я ловил человечков», И. Белоусов «Весенняя гостья», «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена. | - определяют жанр произведения. - читает наизусть стихотворение, используя средства выразительности речи. |
Апрель | - продолжать формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - развивать представление о жанрах устного народного творчества. | М. Москвина «Кроха», Г. Виеру «Мамин день», р/н сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», устное народное творчество. | - Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - знают жанры устного народного творчества. |
Май | - продолжать формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. - продолжать формировать умение определять жанр произведения. | К. Паустовский «Кот-ворюга», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», Р. Киплинг «Слоненок», р/н сказка «Хаврошечка». | Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами. - определяют жанр произведения. |
Подготовительная к школе группа (с шести до семи лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
сентябрь | - Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию стихотворения). - познакомить с творчеством А. С. Пушкина. - Формировать умение испытывать сострадание и сочуствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем. | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Айога», нанайская народная сказка, М. Зощенко «Великие путешественники». | - Выразительно, в собственной манере читает стихотворение. - Сочуствует героям книги, отожествляет себя с полюбившимся героем. |
октябрь | - Формировать умение понимать главную мысль произведения, связно передавать его содержание. - Продолжать формировать умение различать жанры литературных произведений. | А. Ремизов «Хлебный голос», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. Куприн «Слон», М. Волошин «Осенью». | - Понимают главную мысль произведения, связно передают его содержание. - Различают жанры литературных произведений, аргументируют свой ответ. |
ноябрь | - Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся книги, рассматривать иллюстрации. - Познакомить с жанровыми особенностями былины (формировать умение понимать главную мысль былины). - Формировать умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя. | А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы), былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | - Проявляют интерес к главам понравившейся книги, рассматривают иллюстрации. - Понимают главную мысль былины. - Связно и образно выражают мысли при ответах на вопросы воспитателя. |
декабрь | - Совершенствовать умение различать стихотворный жанр от прозаического. - Познакомить с творчеством Д. Мамина –Сибиряка. - Формировать умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. | И. Суриков «Зима», Д. Мамин –Сибиряк «Медведко», русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Слепая лошадь». | - Различают стихотворный жанр от прозаического. - Оценивают поступки героев и мотивируют свою оценку. |
январь | -Продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки. - формировать умение понимать образные выражения. | С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка), Е. Носов «Тридцать зерен», русская народная сказка «Семь Симеонов – семь разбойников. | - Различают жанровые особенности сказки (Зачин, концовка). - понимают образные выражения. |
февраль | - Продолжать формировать умение чувствовать ритм стихотворения. - Продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения. - Продолжать знакомить с творчеством Х. К. Андерсена. - Продолжать формировать умение отличать рассказ от других литературных произведений. | С. Есенин «Береза», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», Е. Воробьев «Обрывок провода» | - Чувствуют ритм стихотворения. - Драматизируют небольшие произведения. - Отличают рассказ от других литературных произведений. |
март | - продолжать формировать умение выделять главную мысль сказки, ее мораль. - продолжать формировать умение понимать главную мысль былины | В. Даль «Старик-годовик», былина «Садко», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» | - выделяют главную мысль сказки, ее мораль. - понимают главную мысль былины |
апрель | - формировать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. - формировать умение понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание. - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. | П. Соловьева «Подснежник», Я. Ким «Апрель», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой. | - слышат и выделяют в тексте выразительные средства, чувствуют ритм стихотворения. - понимают главную мысль рассказа и связно передают его содержание. - воспринимают образное содержание произведения, его нравственный смысл. |
май | - совершенствовать умение различать жанры литературных произведений. - развивать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. | С. Романовский «На танцах», В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка…», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | - различают жанры литературных произведений. - воспринимают юмористические произведения, понимают их смысл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование ( Художественная литература)
Образная область...
Перспективное планирование ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 мл группа.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы на год....
перспективный план художественной литературы
перспективный план...
Перспективное планирование «Художественная литература» Подготовительная группа
Перспективное планирование...
Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нрав...
Перспективный план Художественная литература Средняя группа
Перспективный план Художественная литература Средняя группа...
перспективный план по литературе
Перспективный план по художественной литературе...