Перспективное планироание область "Художественная литература"
методическая разработка по теме

Раздомахина Марина Сергеевна

Перспектиное планирование область "Художественная литература" во всех возрастных группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Первая младшая группа (с двух до трех лет).

месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- продолжать формировать умение слушать народные песенки.

- формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности.

- Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

- Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

р/н сказка «Козлятки и волк», песенки «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на Торжок…», «Заяц Егорка…»

- Дети слушают знакомые народные песенки.

- Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением.

- Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Октябрь

- формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

А. Барто «Мишка», «Грузовик», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

- Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения.

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Ноябрь

- Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

- Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого.

В. Берестов «Больная кукла», Э. Мошковская «Приказ», Н. Пикулева «Лисий хвостик»

- Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого.

- Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку.

Декабрь

- продолжать формировать умение слушать народные песенки.

- формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности.

- Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

- Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

р/н сказка «Маша и медведь», песенки «Из-за леса, из-за гор…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Огуречик, огуречик…», «Солнышко, ведрышко…»

- Дети слушают знакомые народные песенки.

- Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением.

- Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Январь

- формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

А.Барто «Слон», «Лошадка», Л. Толстой «Три медведя».

- Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения.

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Февраль

- Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

- Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого.

В. Берестов «Котенок», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»»

- Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого.

- Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку.

Март

- продолжать формировать умение слушать народные песенки.

- формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности.

- Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

- Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

р/н сказка «Теремок», песенки «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Ой ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу…»

- Дети слушают знакомые народные песенки.

- Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением.

- Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Апрель

- формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений.

А. Барто «Кораблик», А. Введенский «Мышка», К. Чуковский «Путаница».

- Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения.

- Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений.

Май

- Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

- Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого.

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…», В. Бианки «Лис и мышонок».

- Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого.

- Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку.

Вторая младшая группа (с трех до четырех лет).

Месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- продолжать формировать умение слушать знакомые и новые произведения.

- формировать умение следить за развитием действия, сопереживать героям.

- формировать умение читать наизусть потешки.

р/н сказка «Кот, петух и лиса», С. Черный «Приставалка», А. Майков «Колыбельная песня».

- умеют слушать знакомые и новые произведения.

- следят за развитием действия, сопереживают героям.

- умеют читать наизусть потешки.

Октябрь

- формировать умение повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

-продолжать формировать умение внимательно рассматривать рисунки в книге.

р/н сказка «Колобок», А. Блок «Зайчик», А. Плещеев «Осень наступила».

- повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

-внимательно рассматриваю рисунки в книге.

Ноябрь

- продолжать формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения (внятно произносить каждое слово).

- продолжать формировать рассматривать рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя.

р/н сказка Волк и козлятки», С. Маршак стихотворения из цикла «Детки в клетке», К. Чуковский «Так и не так».

- читают наизусть небольшие стихотворения.

-рассматривают рисунки в книге, отвечают на вопросы воспитателя.

Декабрь

- продолжать развивать представление о загадках, песенках, потешках.

- формировать умение строить свои высказывания (при помощи вопросов воспитателя).

р/н сказка «Снегурочка и лиса», Л. Воронкова «Снег идет», А. Босев «Трое».

- рассказывают песенки, потешки, разгадывают загадки.

- строят свои высказывания при помощи вопросов воспитателя.

Январь

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихотворения.

-формировать умение инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (входить в роль, выразительно обыгрывать роль).

р/н сказка «Гуси-лебеди», Э. Мошковская «Митя сам», Н. Саксонская «Где мой пальчик».

- эмоционально воспринимают стихотворения.

- инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

Февраль

- продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию.

- продолжать формировать умение эмоционально воспринимать сказку, сопереживать героям.

р/н сказка «Лиса и заяц», В. Берестов «Петушки распетушились», «Котенок».

- внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию.

- эмоционально воспринимают сказку, сопереживают героям.

Март

- продолжать формировать умение понимать содержание сказки, проговаривать отдельные слова.

- продолжать формировать умение драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (говорить и действовать от лица героя).

р/н сказка «У страха глаза велика», Н. Косяков «Все она», В. Берестов «Курица с цыплятами».

- понимают содержание сказки, проговаривают отдельные слова.

- драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

Апрель

- продолжать формировать умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (внятно, отчетливо произносить слова).

- совершенствовать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию.

р/н сказка «Курочка-рябушка», А. Плещеев «Весна».

-читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.

- внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию.

Май

- совершенствовать умение следить за развитием действия, сопереживать героям.

- развивать умение называть произведения (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

р/н сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца», С. Белоусов «Весенья гостья»

- следят за развитием действия, сопереживают героям.

- называют произведения, прослушав отрывок из него.

Средняя группа (с четырех до пяти лет).

Месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

- познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым.                

К. Ушинский «Бодливая корова», р/н сказка «Лисичка-сестричка», С. Маршак «Вот какой рассеянный», книги, оформленные Ю. Васнецовым.

- внимательно слушают произведения, запоминают небольшие и простые считалки.

-рассматривают книги, оформленные Ю. Васнецовым.

Октябрь

- формировать умение понимать эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения.

-совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (передавать интонацию).

В. Вересаев «Братишка», р/н сказка «Зимовье зверей», С. Михалков «Дядя Степа».

-понимают эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения.

-передают интонацию при чтении наизусть стихотворения.

Ноябрь

- формировать умение понимать и оценивать характер и поступки героев.

- формировать умение понимают поэтические образы стихотворения.

В. Бианки «Первая охота», А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», р/н сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Б. Заходер «Никто».

- понимают и оценивают характер и поступки героев.

- понимают поэтические образы стихотворения.

Декабрь

- Формировать умение высказывать желание послушать определенное литературное произведение.

- познакомить с книгами, оформленными Е. Рачева.

В. Овсеев «Волшебная палочка», З. Александрова «Елочка», Э. Успенский «Разгром», р/н сказка «Жихарка», книги, оформленные Е. Рачевым.

-высказывают желание послушать определенное произведение.

- рассматривают книги, оформленные Е. Рычевым.

Январь

- формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

- продолжать формировать умение драматизировать небольшие сказки при помощи воспитателя (передавать интонацией характер и голос героя).

Г. Циферов «В медвежий час», р/н сказка «Петушок и бобовое зернышко», А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

- видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

- передают интонацией характер и голос героя при драматизации сказки.

Февраль

- продолжать формировать умение воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.

- совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (читать выразительно, делать логические ударения).

С. Есенин «Поет зима, аукает», Ю. Кушак «Олененок», «Вини-Пух и все-все-все» пер. с англ. Б. Заходера, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича».

- воспринимают содержание произведения, сопереживают героям.

- выразительно читают наизусть стихотворение, делают логические ударения.

Март

- продолжать формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

- познакомить с книгами, оформленными Е. Чарушиным.

Ш. Перро «Красная Шапочка», К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Заплатка», книги, оформленные Е. Чарушиным.

- видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

- рассматривают книги, оформленные Е. Чарушиным.

Апрель

- продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев.

- формировать умение понимать значение образных (поэтических) выражений стихотворения.

С. Черный «Когда никого нет дома», М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…», К. Чуковский «Федорино горе».

- внимательно слушают рассказ, понимают юмор, оценивают поступки героев.

- понимают значение образных выражений стихотворения.

Май

- продолжать формировать умение понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения.

- развивать умение рассматривать иллюстрации в детских книгах.

Е. Серова «Одуванчик», Х. К. Андерсен «Огниво», Я. Сегель «Как я был обезьянкой».

- понимают и отвечают на вопросы по содержанию сказки, понимают образные выражения.

- рассматривают иллюстрации в детских книгах.

Старшая группа (с пяти до шести лет).

месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.

- прививать интерес к чтению больших произведений.

А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Т. Александрова «Домовенок Кузька», Л. Толстой «Лев и собачка», П. Бажов «Серебряное копытце».

- Внимательно и заинтересованно слушают произведения, знают считалки, скороговорки загадки.

- Проявляют интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам.

Октябрь

- познакомить с жанровыми особенностями рассказа, его композициями, отличием от других литературных жанров.

- формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

В. Драгунский «Друг детства», Е. Благинина «Посидим в тишине», р/н сказка «Царевна-лягушка», Н. Телешов «Крупеничка».

- знают жанровые особенности рассказа, отличие от других литературных жанров.

-вслушиваются в ритм и мелодику стихотворного текста.

Ноябрь

- продолжать формировать умение понимать характер и поступки героев произведения, замечать и понимать образные выражения.

- Формировать умение читать в ролях стихотворения, продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения.

И. Суриков «Вот моя деревня…», р/н сказка «Заяц-хвастун», Н. Носов «Живая шляпа».

-оценивают характер и поступки героев, замечают и понимают образные выражения.

- Читают по ролям стихотворение, драматизируют небольшие произведения.

Декабрь

- познакомить с жанровыми особенностями сказки, отличием от других литературных жанров.

- Формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Есенин «Черемуха», ненецкая сказка «Кукушка».

- знают жанровые особенности сказки, отличие от других литературных жанров.

- Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами.

Январь

- Формировать умение рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа.

- Познакомить с докучными сказками, небылицами.

С. Городецкий «Котенок», М. Яснов «Мирная считалка», р/н сказка «Никита Кожемяка», Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

- Рассказывают о своем восприятии поступка литературного персонажа.

- Рассказывают докучные сказки, небылицы.

Февраль

- познакомить с жанровыми особенностями стихотворения, отличием от других литературных жанров.

- Формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

А. Гайдар «Чук и Гек», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», р/н сказка «Сивка-Бурка», Л. Толстой «Косточка».

- знают жанровые особенности стихотворения, отличают от других литературных жанров.

- Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Март

- формировать умение определять жанр произведения.

- совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (использовать средства выразительности речи).

Б. Житков «Как я ловил человечков», И. Белоусов «Весенняя гостья», «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена.

- определяют жанр произведения.

- читает наизусть стихотворение, используя средства выразительности речи.

Апрель

- продолжать формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

- развивать представление о жанрах устного народного творчества.

М. Москвина «Кроха», Г. Виеру «Мамин день», р/н сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», устное народное творчество.

- Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

- знают жанры устного народного творчества.

Май

- продолжать формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

- продолжать формировать умение определять жанр произведения.

К. Паустовский «Кот-ворюга», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», Р. Киплинг «Слоненок», р/н сказка «Хаврошечка».

Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами.

- определяют жанр произведения.

Подготовительная к школе группа (с шести до семи лет).

месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Планируемый результат

сентябрь

- Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию стихотворения).

- познакомить с творчеством А. С. Пушкина.

- Формировать умение испытывать сострадание и сочуствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Айога», нанайская народная сказка, М. Зощенко «Великие путешественники».

- Выразительно, в собственной манере читает стихотворение.

- Сочуствует героям книги, отожествляет себя с полюбившимся героем.

октябрь

- Формировать умение понимать главную мысль произведения, связно передавать его содержание.

- Продолжать формировать умение различать жанры литературных произведений.

А. Ремизов «Хлебный голос», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. Куприн «Слон», М. Волошин «Осенью».

- Понимают главную мысль произведения, связно передают его содержание.

- Различают жанры литературных произведений, аргументируют свой ответ.

ноябрь

- Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся книги, рассматривать иллюстрации.

- Познакомить с жанровыми особенностями былины (формировать умение понимать главную мысль былины).

- Формировать умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя.

А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы), былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

- Проявляют интерес к главам понравившейся книги, рассматривают иллюстрации.

- Понимают главную мысль былины.

- Связно и образно выражают мысли при ответах на вопросы воспитателя.

декабрь

- Совершенствовать умение различать стихотворный жанр от прозаического.

- Познакомить с творчеством Д. Мамина –Сибиряка.

- Формировать умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

И. Суриков «Зима», Д. Мамин –Сибиряк «Медведко», русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Слепая лошадь».

- Различают стихотворный жанр от прозаического.

- Оценивают поступки героев и мотивируют свою оценку.

январь

-Продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки.

- формировать умение понимать образные выражения.

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка), Е. Носов «Тридцать зерен», русская народная сказка «Семь Симеонов – семь разбойников.

- Различают жанровые особенности сказки (Зачин, концовка).

- понимают образные выражения.

февраль

- Продолжать формировать умение чувствовать ритм стихотворения.

- Продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения.

- Продолжать знакомить с творчеством Х. К. Андерсена.

- Продолжать формировать умение отличать рассказ от других литературных произведений.

С. Есенин «Береза», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», Е. Воробьев «Обрывок провода»

- Чувствуют ритм стихотворения.

- Драматизируют небольшие произведения.

- Отличают рассказ от других литературных произведений.

март

- продолжать формировать умение выделять главную мысль сказки, ее мораль.

- продолжать формировать умение понимать главную мысль былины

В. Даль «Старик-годовик», былина «Садко», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

- выделяют главную мысль сказки, ее мораль.

- понимают главную мысль былины

апрель

- формировать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

- формировать умение понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.

- формировать умение воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл.

П. Соловьева «Подснежник», Я. Ким «Апрель», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой.

- слышат и выделяют в тексте выразительные средства, чувствуют ритм стихотворения.

- понимают главную мысль рассказа и связно передают его содержание.

- воспринимают образное содержание произведения, его нравственный смысл.

май

- совершенствовать умение различать жанры литературных произведений.

- развивать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

С. Романовский «На танцах», В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка…», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

- различают жанры литературных произведений.

- воспринимают юмористические произведения, понимают их смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 мл группа.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы на год....

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Перспективный план Художественная литература Средняя группа

Перспективный план Художественная литература Средняя группа...

перспективный план по литературе

Перспективный план по художественной литературе...