Перспективное планироание область "Художественная литература"
методическая разработка по теме
Перспектиное планирование область "Художественная литература" во всех возрастных группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая младшая группа (с двух до трех лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Козлятки и волк», песенки «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на Торжок…», «Заяц Егорка…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Октябрь | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А. Барто «Мишка», «Грузовик», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Ноябрь | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | В. Берестов «Больная кукла», Э. Мошковская «Приказ», Н. Пикулева «Лисий хвостик» | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Декабрь | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Маша и медведь», песенки «Из-за леса, из-за гор…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Огуречик, огуречик…», «Солнышко, ведрышко…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Январь | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А.Барто «Слон», «Лошадка», Л. Толстой «Три медведя». | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Февраль | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | В. Берестов «Котенок», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»» | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Март | - продолжать формировать умение слушать народные песенки. - формировать умение слушать художественное произведение с показом игрушек, картинок и других средств наглядности. - Формировать умение называть знакомые предметы, показывать по просьбе воспитателя; задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» - Формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | р/н сказка «Теремок», песенки «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Ой ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу…» | - Дети слушают знакомые народные песенки. - Дети слушают художественные произведения с наглядным сопровождением. - Называют и показывают знакомые предметы, задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Апрель | - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - продолжать формировать умение договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений. | А. Барто «Кораблик», А. Введенский «Мышка», К. Чуковский «Путаница». | - Дети слушают художественное произведение без наглядного сопровождения. - Дети договаривают слова, фразы из знакомых произведений. |
Май | - Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Формировать умение разыгрывать хорошо знакомую сказку при помощи взрослого. | А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…», В. Бианки «Лис и мышонок». | - Дети пытаются читать стихотворный текст с помощью взрослого. - Разыгрывают при помощи взрослого хорошо знакомую сказку. |
Вторая младшая группа (с трех до четырех лет).
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение слушать знакомые и новые произведения. - формировать умение следить за развитием действия, сопереживать героям. - формировать умение читать наизусть потешки. | р/н сказка «Кот, петух и лиса», С. Черный «Приставалка», А. Майков «Колыбельная песня». | - умеют слушать знакомые и новые произведения. - следят за развитием действия, сопереживают героям. - умеют читать наизусть потешки. |
Октябрь | - формировать умение повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. -продолжать формировать умение внимательно рассматривать рисунки в книге. | р/н сказка «Колобок», А. Блок «Зайчик», А. Плещеев «Осень наступила». | - повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. -внимательно рассматриваю рисунки в книге. |
Ноябрь | - продолжать формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения (внятно произносить каждое слово). - продолжать формировать рассматривать рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя. | р/н сказка Волк и козлятки», С. Маршак стихотворения из цикла «Детки в клетке», К. Чуковский «Так и не так». | - читают наизусть небольшие стихотворения. -рассматривают рисунки в книге, отвечают на вопросы воспитателя. |
Декабрь | - продолжать развивать представление о загадках, песенках, потешках. - формировать умение строить свои высказывания (при помощи вопросов воспитателя). | р/н сказка «Снегурочка и лиса», Л. Воронкова «Снег идет», А. Босев «Трое». | - рассказывают песенки, потешки, разгадывают загадки. - строят свои высказывания при помощи вопросов воспитателя. |
Январь | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихотворения. -формировать умение инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (входить в роль, выразительно обыгрывать роль). | р/н сказка «Гуси-лебеди», Э. Мошковская «Митя сам», Н. Саксонская «Где мой пальчик». | - эмоционально воспринимают стихотворения. - инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя. |
Февраль | - продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию. - продолжать формировать умение эмоционально воспринимать сказку, сопереживать героям. | р/н сказка «Лиса и заяц», В. Берестов «Петушки распетушились», «Котенок». | - внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию. - эмоционально воспринимают сказку, сопереживают героям. |
Март | - продолжать формировать умение понимать содержание сказки, проговаривать отдельные слова. - продолжать формировать умение драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя (говорить и действовать от лица героя). | р/н сказка «У страха глаза велика», Н. Косяков «Все она», В. Берестов «Курица с цыплятами». | - понимают содержание сказки, проговаривают отдельные слова. - драматизируют небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя. |
Апрель | - продолжать формировать умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (внятно, отчетливо произносить слова). - совершенствовать умение внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию. | р/н сказка «Курочка-рябушка», А. Плещеев «Весна». | -читают наизусть потешки и небольшие стихотворения. - внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы по содержанию. |
Май | - совершенствовать умение следить за развитием действия, сопереживать героям. - развивать умение называть произведения (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. | р/н сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца», С. Белоусов «Весенья гостья» | - следят за развитием действия, сопереживают героям. - называют произведения, прослушав отрывок из него. |
Средняя группа (с четырех до пяти лет).
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. - познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым. | К. Ушинский «Бодливая корова», р/н сказка «Лисичка-сестричка», С. Маршак «Вот какой рассеянный», книги, оформленные Ю. Васнецовым. | - внимательно слушают произведения, запоминают небольшие и простые считалки. -рассматривают книги, оформленные Ю. Васнецовым. |
Октябрь | - формировать умение понимать эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения. -совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (передавать интонацию). | В. Вересаев «Братишка», р/н сказка «Зимовье зверей», С. Михалков «Дядя Степа». | -понимают эмоционально-образное содержание и нравственный смысл произведения. -передают интонацию при чтении наизусть стихотворения. |
Ноябрь | - формировать умение понимать и оценивать характер и поступки героев. - формировать умение понимают поэтические образы стихотворения. | В. Бианки «Первая охота», А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», р/н сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Б. Заходер «Никто». | - понимают и оценивают характер и поступки героев. - понимают поэтические образы стихотворения. |
Декабрь | - Формировать умение высказывать желание послушать определенное литературное произведение. - познакомить с книгами, оформленными Е. Рачева. | В. Овсеев «Волшебная палочка», З. Александрова «Елочка», Э. Успенский «Разгром», р/н сказка «Жихарка», книги, оформленные Е. Рачевым. | -высказывают желание послушать определенное произведение. - рассматривают книги, оформленные Е. Рычевым. |
Январь | - формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - продолжать формировать умение драматизировать небольшие сказки при помощи воспитателя (передавать интонацией характер и голос героя). | Г. Циферов «В медвежий час», р/н сказка «Петушок и бобовое зернышко», А. Барто «Я знаю, что надо придумать». | - видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - передают интонацией характер и голос героя при драматизации сказки. |
Февраль | - продолжать формировать умение воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. - совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (читать выразительно, делать логические ударения). | С. Есенин «Поет зима, аукает», Ю. Кушак «Олененок», «Вини-Пух и все-все-все» пер. с англ. Б. Заходера, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича». | - воспринимают содержание произведения, сопереживают героям. - выразительно читают наизусть стихотворение, делают логические ударения. |
Март | - продолжать формировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - познакомить с книгами, оформленными Е. Чарушиным. | Ш. Перро «Красная Шапочка», К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Заплатка», книги, оформленные Е. Чарушиным. | - видят взаимосвязь между содержанием и названием произведения. - рассматривают книги, оформленные Е. Чарушиным. |
Апрель | - продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев. - формировать умение понимать значение образных (поэтических) выражений стихотворения. | С. Черный «Когда никого нет дома», М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…», К. Чуковский «Федорино горе». | - внимательно слушают рассказ, понимают юмор, оценивают поступки героев. - понимают значение образных выражений стихотворения. |
Май | - продолжать формировать умение понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения. - развивать умение рассматривать иллюстрации в детских книгах. | Е. Серова «Одуванчик», Х. К. Андерсен «Огниво», Я. Сегель «Как я был обезьянкой». | - понимают и отвечают на вопросы по содержанию сказки, понимают образные выражения. - рассматривают иллюстрации в детских книгах. |
Старшая группа (с пяти до шести лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. - прививать интерес к чтению больших произведений. | А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Т. Александрова «Домовенок Кузька», Л. Толстой «Лев и собачка», П. Бажов «Серебряное копытце». | - Внимательно и заинтересованно слушают произведения, знают считалки, скороговорки загадки. - Проявляют интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам. |
Октябрь | - познакомить с жанровыми особенностями рассказа, его композициями, отличием от других литературных жанров. - формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. | В. Драгунский «Друг детства», Е. Благинина «Посидим в тишине», р/н сказка «Царевна-лягушка», Н. Телешов «Крупеничка». | - знают жанровые особенности рассказа, отличие от других литературных жанров. -вслушиваются в ритм и мелодику стихотворного текста. |
Ноябрь | - продолжать формировать умение понимать характер и поступки героев произведения, замечать и понимать образные выражения. - Формировать умение читать в ролях стихотворения, продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения. | И. Суриков «Вот моя деревня…», р/н сказка «Заяц-хвастун», Н. Носов «Живая шляпа». | -оценивают характер и поступки героев, замечают и понимают образные выражения. - Читают по ролям стихотворение, драматизируют небольшие произведения. |
Декабрь | - познакомить с жанровыми особенностями сказки, отличием от других литературных жанров. - Формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. | В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Есенин «Черемуха», ненецкая сказка «Кукушка». | - знают жанровые особенности сказки, отличие от других литературных жанров. - Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами. |
Январь | - Формировать умение рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа. - Познакомить с докучными сказками, небылицами. | С. Городецкий «Котенок», М. Яснов «Мирная считалка», р/н сказка «Никита Кожемяка», Г. Снегирев «Пингвиний пляж» | - Рассказывают о своем восприятии поступка литературного персонажа. - Рассказывают докучные сказки, небылицы. |
Февраль | - познакомить с жанровыми особенностями стихотворения, отличием от других литературных жанров. - Формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. | А. Гайдар «Чук и Гек», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», р/н сказка «Сивка-Бурка», Л. Толстой «Косточка». | - знают жанровые особенности стихотворения, отличают от других литературных жанров. - Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. |
Март | - формировать умение определять жанр произведения. - совершенствовать умение читать наизусть стихотворение (использовать средства выразительности речи). | Б. Житков «Как я ловил человечков», И. Белоусов «Весенняя гостья», «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена. | - определяют жанр произведения. - читает наизусть стихотворение, используя средства выразительности речи. |
Апрель | - продолжать формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - развивать представление о жанрах устного народного творчества. | М. Москвина «Кроха», Г. Виеру «Мамин день», р/н сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», устное народное творчество. | - Сравнивают иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - знают жанры устного народного творчества. |
Май | - продолжать формировать умение зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. - продолжать формировать умение определять жанр произведения. | К. Паустовский «Кот-ворюга», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», Р. Киплинг «Слоненок», р/н сказка «Хаврошечка». | Зачитывают отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами. - определяют жанр произведения. |
Подготовительная к школе группа (с шести до семи лет).
месяц | Программное содержание | Примерная тематика | Планируемый результат |
сентябрь | - Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию стихотворения). - познакомить с творчеством А. С. Пушкина. - Формировать умение испытывать сострадание и сочуствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем. | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Айога», нанайская народная сказка, М. Зощенко «Великие путешественники». | - Выразительно, в собственной манере читает стихотворение. - Сочуствует героям книги, отожествляет себя с полюбившимся героем. |
октябрь | - Формировать умение понимать главную мысль произведения, связно передавать его содержание. - Продолжать формировать умение различать жанры литературных произведений. | А. Ремизов «Хлебный голос», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. Куприн «Слон», М. Волошин «Осенью». | - Понимают главную мысль произведения, связно передают его содержание. - Различают жанры литературных произведений, аргументируют свой ответ. |
ноябрь | - Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся книги, рассматривать иллюстрации. - Познакомить с жанровыми особенностями былины (формировать умение понимать главную мысль былины). - Формировать умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя. | А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы), былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | - Проявляют интерес к главам понравившейся книги, рассматривают иллюстрации. - Понимают главную мысль былины. - Связно и образно выражают мысли при ответах на вопросы воспитателя. |
декабрь | - Совершенствовать умение различать стихотворный жанр от прозаического. - Познакомить с творчеством Д. Мамина –Сибиряка. - Формировать умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. | И. Суриков «Зима», Д. Мамин –Сибиряк «Медведко», русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Слепая лошадь». | - Различают стихотворный жанр от прозаического. - Оценивают поступки героев и мотивируют свою оценку. |
январь | -Продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки. - формировать умение понимать образные выражения. | С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка), Е. Носов «Тридцать зерен», русская народная сказка «Семь Симеонов – семь разбойников. | - Различают жанровые особенности сказки (Зачин, концовка). - понимают образные выражения. |
февраль | - Продолжать формировать умение чувствовать ритм стихотворения. - Продолжать формировать умение драматизировать небольшие произведения. - Продолжать знакомить с творчеством Х. К. Андерсена. - Продолжать формировать умение отличать рассказ от других литературных произведений. | С. Есенин «Береза», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», Е. Воробьев «Обрывок провода» | - Чувствуют ритм стихотворения. - Драматизируют небольшие произведения. - Отличают рассказ от других литературных произведений. |
март | - продолжать формировать умение выделять главную мысль сказки, ее мораль. - продолжать формировать умение понимать главную мысль былины | В. Даль «Старик-годовик», былина «Садко», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» | - выделяют главную мысль сказки, ее мораль. - понимают главную мысль былины |
апрель | - формировать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. - формировать умение понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание. - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. | П. Соловьева «Подснежник», Я. Ким «Апрель», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой. | - слышат и выделяют в тексте выразительные средства, чувствуют ритм стихотворения. - понимают главную мысль рассказа и связно передают его содержание. - воспринимают образное содержание произведения, его нравственный смысл. |
май | - совершенствовать умение различать жанры литературных произведений. - развивать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. | С. Романовский «На танцах», В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка…», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | - различают жанры литературных произведений. - воспринимают юмористические произведения, понимают их смысл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 мл группа.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы на год....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-764951-1585408649.jpg)
Перспективное планирование «Художественная литература» Подготовительная группа
Перспективное планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1021310-1534833019.jpg)
Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нрав...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1356815-1670055442.jpg)
Перспективный план Художественная литература Средняя группа
Перспективный план Художественная литература Средняя группа...