Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО
консультация (старшая группа) по теме
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_fgt_i_fgos_do.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО
Требования ФГОС | Показатели | ФГТ | ФГОС |
Организация образовательного процесса | Цель дош-кольного образования | П.2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на -формирование общей культуры, -развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, -формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, -сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, -коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
| П.1.5. 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
|
Предполагаемые результаты | Интегративные качества | -Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования -Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. | |
Принципы | П.2.4.(ОП) -развивающего образования; -научной обоснованности и практической применимости; -полноты, необходимости и достаточности; -единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; -интеграции образовательных областей; -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -решение программных образовательных задач в совместной деятельности адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
| П.1.2. (законодательство РФ): 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры… П.1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5.сотрудничество Организации с семьей; 6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8.возрастная адекватность дошкольного образования; 9.учет этнокультурной ситуации развития детей | |
Структурирование содержания | 4 линии развития детей, 10 образовательных областей | Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие. | |
Направленность на детей | Дошкольный возраст | Ранний и дошкольный возраст | |
Мониторинг результативности образовательной деятельности | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (оценка итоговых и промежуточных результатов освоения Программы), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга | П.3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. -Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). -Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. -При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). | |
Структура образовательной программы | Целевой раздел | 1.Обязательная часть ОП -Пояснительная записка: -возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; -приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); -принципы и подходы к формированию Программы. | Пояснительная записка: 1.цели и задачи реализации Программы (п.2.4) 2.принципы и подходы к формированию Программы (п.1.4) 3.характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. |
Содержательный раздел (инвариантная и вариативная части) | -Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении -Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей -Содержание коррекционной работы -Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. 2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях…(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
| 1. Обязательная часть ОП: в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; -Часть, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. -Часть, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: ü специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; ü выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы. 3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. - Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. - В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержаниеданного раздела определяется Организациейсамостоятельно. | |
Организационный раздел | - | Если обязательная часть Программы соответствуетпримерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. - Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношенийпарциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п.2.12). | |
Дополнительный раздел | - | Текст краткой презентации ОП, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления: - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; - используемые Примерные программы; -характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. | |
Условия реализации ООП | Психолого-педагогические условия | Требования к психолого-педагогическому обеспечению: -Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми -Сохранение психического здоровья воспитанников -Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса -Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста -Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования -Построение взаимодействия с семьями воспитанников -Создание системы организационно-методического сопровождения ОП -Разделение воспитанников на возрастные группы -Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников -Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями -
| 3.2.1. Психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий.. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. 3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста…. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей… 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.. 3.2.8. Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.. |
Кадровые условия | -Укомплектованность образовательного учреждения - Уровень квалификаций педагогических и иных работников -Непрерывность профессионального развития педагогических работников - | 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы. 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. | |
Материально-технические условия
| -Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) -Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания -Требования к набору и площадям образовательных помещений -Требования к искусственному и естественному освещению помещений -Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений - Требования пожарной безопасности - Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения
| 3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). 3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. | |
Требования к учебно-материальному обеспечению | -Требования к предметно-развивающей среде -Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции -Требования к оснащению и оборудованию кабинетов -Требования к техническим средствам обучения | 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. | |
| Требования к медико-социальному обеспечению | -Требования к медицинскому обслуживанию -Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп -Требования к прохождению профилактических осмотров - Требования к организации питания - Требования к организации оздоровления |
|
| Требования к информационно-методическому обеспечению | - Информационное обеспечение ОП -Методическое обеспечение образовательного процесса
|
|
| Финансовые условия реализации Программы |
|
|
Требования к результатам освоения ОП |
| Интегративные личностные качества | Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. - Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте - Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.
Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....
Презентация "Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС"
В презентации отражены изменения, которые произошли с принятием ФГОС....
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС
Сравнительны анализ ФГТ и ФГОС для воспитателей....
"Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС в системе дошкольного образования".
Федеральные государственные требования (ФГТ) и федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) в системе дошкольного образования, основные отличия....
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС», статья воспитателя Русаковой А.Н.
С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государст...
Сравнительный анализ ФГОС НОО и ФГОС ДО
Сравнительный анализ...