Сценарий по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Стрижонок Cкрип
По мотивам рассказа В.П.Астафьева
Автор сценария Зонова Р. П.
Действующие лица: Автор
Cкрип
Стрижонок (1)-(3)
Стрижиха
Саша
Дима
Сосед стриж
Соседка стрижиха
Белое брюшко
Сокол
Действие первое
Сцена 1
(Показ видеофильма либо инсценировка: голубое небо, полет стрижей в небе над водой. Берег реки мальчик- рыбак ловит рыбу, окидывает взглядом птиц, летающих в небе, затем устремляет свой взор на берег, на норки, останавливает свой взгляд на одной норке. Музыкальный фон: концерт («Времена года. Лето» А.Вивальди.)
Сцена 2
(Звучит приятная, спокойная музыка. Гаснет свет, сцена погружается в темноту, прожектор наводят на гнездо стрижей. Звучит запись шума реки и голосов птенцов).
Автор: Скрип: | Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул (Звучит запись голосов птенцов). Какая темень, ничего не видно. Что там за пятнышко? Ой, как страшно, я боюсь! Мама, прижми меня покрепче. |
Автор: | Мама прижала, его крылышком к себе, он задремал, согревшись под крылом. (Звучит фонограмма дождя) Стрижонок очень сладко спал, и ему во сне казалось, что это мама стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так стучала, перед тем как выпустить его наружу. |
Сцена 3.
(Те же декорации, фонограмма возни и писка стрижат, Скрип поднимает голову, осматривается, дрожит от холода, а следом за ним другие стрижата поднимаются, потягиваются, зевают).
Скрип: | Что-то холодно вдруг стало. |
Стрижонок(1): | А где же наша мама? |
Стрижонок(2): | Давайте дружно маму звать. |
Скрип | (зовет): Скрип! - скрип! Мама! (Следом за Скрипом зовут другие стрижата). |
Все (хором): | Скрип! - скрип! Мама, мама, мама, как здорово, что мы научились громко и дружно звать маму. Мама, мама, мама! |
Скрип: | Пятнышко, пятнышко, пятнышко. |
Стрижонок(1) | (испуганно): Оно исчезло. |
Стрижонок(2): | Давайте будем сидеть тихонько. |
Стрижонок(3): | И нашу маму ждать. |
Скрип: | Мама, наверное, добывает для нас корм. (Стрижата притихли.) |
Сцена 4.
(Берег реки, разгорается утренняя заря.
Слышится крик Стрижихи.)
Все(хором): | Это наша мама прилетела! (Радуются). |
Стрижиха: | Я принесла вам капельку дождя. (Стрижиха кормит Скрипа) |
Скрип: | Какая вкусная капля! Скрип-скрип! Хочу еще! Хочу еще! |
Стрижонок(1)-(3): | И я хочу, и я хочу, и я хочу капельку дождя попробовать! |
Стрижиха: | Сейчас, сейчас добуду я, а вы только немного потерпите (Улетает) |
Стрижиха: | Я ношусь под облаками Над полями и лугами Поискать я корм спешу Накормить стрижат хочу. |
(Танец стрижихи «Поиск корма»)
Сцена 5
Автор: | Когда снова закрылся свет вдали, Скрип что был духу закричал: «Мама!» И полез навстречу ей. (Стрижиха отталкивает его крылом на место.) |
Стрижиха: | Испить капельку дождя хотят также твои братья и сестра. ( Отдает другому стрижонку.) Пей, мой птенчик, пей. (Кормит остальных птенцов.) |
Скрип: | Обидно! Но я все понял, что отбирать еду у других ненужно, это нечестно. У нас серьезная и строгая мама и всех нас одинаково любит. |
Стрижиха: | Мои птенцы нет повода для спора. И в горе и в беде Семья во всем опора. |
Стрижиха: | (Гладит своих птенцов) Очень, очень рада я, что растет моя семья. |
Стрижонок (3): | Нас воспитывает мама в любви к добру и красоте. |
Автор: | Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрой. |
Стрижонок (3): | Жить с улыбкой нужно И сегодня дружно Возле норок наших Мы споем и спляшем |
Танец птенцов
Сцена 6
Звучит задумчивая, немного грустная музыка.
Берег реки, полет стрижей в небе над водой. Два мальчика- рыбака.
Саша | (С восторгом): Смотри, смотри, как много норок в глиняном берегу! В каждой норке живут стрижата, а точнее ласточки береговушки. Знаешь, Дима, я очень люблю бывать на реке и наблюдать за поведением стрижей. Оказывается, какие они трудолюбивые! Целые дни проводят в заботах о корме, своем жилье, воспитании птенцов. |
Дима: | Почему они устраивают так высоко свои гнезда? |
Саша: | Мне мама рассказывала, что природа одарила стрижей сильными и длинными крыльями, а лапы у этих пернатых – короткие. Поэтому по земле стрижи могут только ползать. Я тебе еще хочу показать норку, в которой живет Скрип со своей мамой, сестрой и братьями. (Ребята рассматривают норку). |
Дима: | А где их папа? |
Саша: | Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда- то. Конечно, стрижата не знали об этом. |
Сцена 7
(Звучит грустная музыка. Исполняется танец «Полет Стрижихи».)
Автор: | Маме – стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли, приносила их детям. Мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что Стрижиха и все стрижи играют над рекой. |
Действие второе
Сцена 1
Автор: | Стрижонок Скрип подрос, у него появились перья, и ему все время хотелось есть. Иногда Скрипу удавалось отобрать у братика или сестренки мошку, и тогда они жалобно пищали. А еще Скрипу хотелось познать быстрее мир. |
Скрип: | Я хочу выглянуть из норки! |
Стрижонок(1): | Зачем тебе это нужно? |
Скрип: | Посмотреть, что же там такое творится. |
Стрижонок(2): | И где же мама для нас добывает корм? |
Стрижонок(3): | И приносит ветряные запахи на крыльях? |
Скрип: | Я все сейчас узнаю (Скрип ползет). |
Скрип: | Страшно, но я храбрый! (Появляется Стрижиха, заталкивает его в норку) |
Стрижиха | (сердито): Скрип-скрип! Не вылезать из норки! |
Скрип | (испуганно): Должно быть, там, за норкой опасно! |
Стрижонок (3) | (тихо): Мама волнуется |
Стрижонок (2) | (взволнованно): Там очень много врагов |
Стрижонок (1): | А мы еще маленькие и не совсем окрепшие. |
Автор: | Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей. |
Сцена 2
(Звучит тревожная музыка. Танец стрижей.
Появляется сокол, окидывает стрижей недружелюбным взглядом)
Белое брюшко: | Мы – стрижи. У нас свои законы. Тактика простая: Налетаем стаей. Пусть будет враг в сто раз сильней, От норок прочь гони скорей |
Автор: | Отогнав сокола, Белое брюшко дал отбой стрижам, но Стрижиха продолжила гнаться за Соколом, и между ними завязалась битва. |
Сокол: | Я сокол коварный и своенравный Буду больно сейчас клевать От меня не убежать Расставлю сотню я сетей Поймать в них легче и быстрей |
Стрижиха: | Ну что ж давай сражаться Мне нечего бояться. |
Автор: | Остались стрижонок Скрип с братьями и сестрой одни без мамы, погубил ее страшный Сокол. |
Сцена 3
(Звучит трагичная музыка. Берег реки, норка стрижат.)
Скрип: | Мама! |
Все | Мама, мама, мама. |
Скрип | (отчаянно): Мамы больше нет |
Стрижонок (3): | Как мы будем жить без мамы? |
Сцена 4
(Звучит настороженная, тревожная музыка.)
Автор: | Настала ночь. Утихло все на реке, утихли стрижи и стрижата, согретые папами и мамами, и только Скрип был с братьями и сестрой, без мамы. Сбились в кучу стрижата. |
Скрип: | Холодно без мамы. |
Стрижонок (1): | Голодно. |
Стрижонок (2): | Видно, пропадать придется. |
Автор: | Но Скрип еще не знал, какой дружный народ стрижи. |
Сцена 5
(Звучит спокойная, приятная музыка Ночь. В норку ныряет вожак Белое Брюшко. Щекочет птенцов клювом.)
Белое Брюшко: | Мои вы маленькие, не горюйте, мы всегда будем рядом с вами. (Белое брюшко веселит стрижат.)
Ладушки, ладушки, Где были у бабушки… (укладывает спать). Баю, баюшки, баю, Очень крепко вас люблю, Спите, спите сладко Пернатые ребятки. (Белое Брюшко обнимает их крыльями, стрижата спят.) (Звучит «колыбельная» по выбору музыкального руководителя.) |
Сцена 6
(Звучит спокойная, приятная музыка. Рассвет.)
Автор: | Прилетела к стрижонку Скрипу соседка Стрижиха |
Cоседка Стрижиха: | Я принесла большого комара, кушай, кушай детвора, Подрастайте сильными, умными, красивыми. Выше клювы. Хотите, спою для вас песенку? По зеленой травке чижик-пыжик скачет, А в саду на лавке стрижоночек плачет. Что с тобой бедняжка или заблудился? Или мыл посуду и водой облился? |
Автор: | Следом наведывались другие стрижи. |
Сосед стриж: | В столь трудный час Мы не покинем вас. Вы не волнуйтесь, малыши, Помогут вам в беде стрижи. |
Автор: | На ночь к осиротевшим стрижатам залетал вожак-Белое Брюшко. Выросли стрижата-не пропали. |
Сцена 7
(Норка стрижей. Звучит решительная бодрая музыка
В норку к птенцам заглядывает вожак Белое брюшко.)
Белое Брюшко: | Вам пришла пора покидать родную норку, как говорят, становиться на крыло, самим добывать себе пищу и строить дом. Вы научились петь, играть, и научились ноты брать; теперь поучимся летать. ( Белое брюшко хватает Скрипа за шиворот и тащит из норки. Скрип упирается пищит. Белое Брюшко не обращает внимания, и выталкивает его наружу.) |
Белое Брюшко: | (Говорит строго.) Лететь! За мной! В нашей стае трусов нет. Смотрите, как товарищ ваш покажет высший пилотаж. (Летит) |
Скрип: | Ну что мне делать? Не падать же? (Он взмахивает крыльями и… летит.) (Испуганно кричит.) Скрип! скрип! «А если я упаду?» (И тут вылетают все стрижи, старые и молодые, Начинают гонять Скрипа кругами над водой, берегом, лесом). Я лечу! Я лечу! |
Танец стрижей.
Сцена 8
Автор: | Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полете, и оттого надо им все время есть, все время пить. Но день кончился. Скрип поспешил к своей норке, но найти ее не смог |
Скрип: | Все дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше. (Скрип делает свою норку.) Красивая и очень уютная норка получилась |
Сцена 9
(Норка скрипа. Звучит спокойная лирическая музыка.)
Скрип: | Как мне хорошо и спокойно живется в своей норке! Я стал сильным стремительным. Но почему сделались беспокойными стрижи, все время летают, кружатся, лепятся на проводах и часами сидят молча, а потом рассыпаются в разные стороны? Эта тревога и мне передалась. Теперь все ясно: пора собираться в отлет- заканчивается лето. На рассвете нужно отправляться в путь вместе со всеми стрижами. |
Сцена 10
(Звучит концерт «Времена года».
«Осень» А. Вивальди.
Рассвет. Отлет стрижей.)
Автор: | Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Скучно без стрижей на реке, чего-то не хватает. Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Под ногами снег скрипит, снег нам что-то говорит"
Поисково-познавательный проект для детей подготовительной к школе группы подготовлен для участия в конкурсе "Я - исследователь"...
Сценарий "Составление рассказа по картина "Зима"
Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка....
Я- исследователь.Под ногами снег скрипит, снег нам что-то говорит...
Однажды на прогулке мы с ребятами играли в игру «Слушаем зиму» и услышали, как под ногами прохожих хрустит снег. Возникло желание узнать: ПОЧЕМУ СНЕГ ХРУСТИТ? ЧТО ЭТ...
"Почему скрипит снег под ногами?"
Детский исследовательско - творческий проект на экологическую тему. Подготовительная группа....
Наблюдение с одаренными детьми средней группы «А» на тему ««Почему скрипит снежок?»
Цель: Формирование умений детей устанавливать последовательность в наступлении явлений и связи между ними.Задачи:Познакомить детей со свойствами снега.развивать исследовательское поведение.Показ...
Конспект НОД "Стрижонок Скрип"
Конструирование из бумаги (Оригами)....
«Если ребенок скрипит зубами: причины и подходы»
Бруксизм – это сильное сжатие или трение зубами друг о друга, которое является непроизвольным, привычным и не выполняет какой-либо функции. Бруксизм – это один из типов повторяющегося...