Сценарий "Составление рассказа по картина "Зима"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Воронина Валентина Филипповна

Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_triz_1.docx145.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №20» «ЗОЛУШКА»

Педагог: Воронина Валентина Филипповна

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры: ребёнок   проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, познавательно-исследовательской деятельности;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям  природы; склонен наблюдать;  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения.

Развитие познавательных способностей в совместной  деятельности при работе с картиной в старшей группе

 с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки»

 методика И. Н. Мурашковской, Н. П. Валюмс

Цель работы по картине: 

Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.

 Задачи:

1.Формировать умение:
а) делить на части и объединять;
б) устанавливать причинно - следственные связи.                                                 2.Развивать воображение и индивидуальные особенности восприятия окружающего мира.                                                                                    3.Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка.

Ход  совместной деятельности

- Здраствуйте ребята!                                                                                                               - Ребята, я услушала, что в вашем детском саду объявлен конкурс на лучший рассказ по картине. Поэтому мы с вами будем работать над состовлением рассказа по картине.                                                                                                      - Посмотрите на картину                                                                                                     Слайд                                                                                                                                    - Кто изображен на картинке?  

(Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека.)

-Мальчик, девочка

-Что они делают? 

-Лепят снеговика.                                                                                                                            -Какой-то рассказ у нас с вами получается короткий,

-А, что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый, лучшим для конкурса.

Варианты ответов детей рассмотреть.                                                                              – Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину!!!  Попробуем поделить картину на части.                                                                                                          - Как мы это будем делать?

Варианты ответов детей. (Разрезать)

-Если мы разрежем картину, то сможем мы ее подробно рассмотреть.

-Нет.

-Я вам предлагаю поделить картину на части, а научит нас делить картину на части волшебник, которого зовут «Дели».

- «Дели» умеет все на свете делить на части. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела.  

- Давайте посмотрим на картину с помощью подзорной трубы, которая поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности на картине.  

- Наводим глазок "подзорной трубы" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект.

Итак, что вы увидели  в глазок подзорной трубы,  называйте мне, и мы вместе с вами будем зарисовывать.

Теперь картина проясняется: подзорная труба четко помогла нам выделить каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: мальчик, девочка, снег, снеговик, санки, снежинки, ведро, морковка, вороны и т.д.

(Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями.)  

2.Связи и взаимодействия между объектами                                                          - Как же нам помог волшебник «Дели» подробно рассмотреть картину.

Ответы детей.

Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое, а нам поможет другой волшебник его зовут «Дели - Давай» он может не только делить, но и все на свети объединять искать друзей между частям.

Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давая умение объединять. Вот, например, снежинки можно объединить со снегом, потому что снег состоит из множества снежинок.                                                           А с чем, по-вашему, Дели - Давай собрался объединить снеговика?

- Мальчик и девочка: Мальчик дружит с девочкой.                                             -  ворона и ветка: ворона сидит на ветке.

- санки и девочка: девочка катит санки.

- снеговик и снег: снеговика слепили из снега.

- Что еще?

-(Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим.)

 -Ребята какие мы молодцы, посмотрите, как мы с волшебником «Дели Давай» смогли объединить все части картины.

3.Характеристики объектов и действий    

Схема готова (Основу для рассказа мы подготовили), но чего-то не хватает в нем образов, пленяющих воображение.

Воспитатель:

Давайте, ее оживим?

-Чем можно ее оживить?

Ответы детей (звуками, красками).

-Давайте войдем в картину и послушаем звуки картины.

-Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите? 

Я слышу, как каркают вороны.

— Я слышу, как скрепит снег.

— Я слышу, как вдалеке разговаривают люди.

— Я слышу, как шумят и сигналят машины.

     -Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать. Что можно потрогать в картине?

-снег, снеговика, ворону, и др. (сама трогаешь печку)

Выводы совместно с детьми:

Мы с вами  проделали большую работу:

-подробно рассмотрели картину;

-составили схему;

-оживили (послушали, потрогали).

Ребята, сегодня мы сделали первый важный шаг в подготовке к конкурсу на составление  лучшего  рассказа по картине. Когда вы вернетесь в группу, то можете составить рассказ от имени одного из персонажей, а в составлении рассказа вам поможет схема. Удачи вам и успехов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"

Я люблю  писать для детей рассказы и сказки.   Через них я знакомлю детей с окружающим миром,  жизнью животных , насекомых, растений.  О том какая была наша земля много столетий на...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...