Проект"Животные леса"
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80 «Родничок» комбинированного вида»
«Дикие животные наших лесов»
Проект
г. Прокопьевск, 2014г.
Содержание
4 Ожидаемые результаты реализации проекта.
5 Результаты мониторинга на формирование представлений у детей о диких животных младшего дошкольного возраста.
Паспорт проекта
Проект: «Формирование представлений у детей о диких животных младшего дошкольного возраста.»
Автор – составитель: Миронова Лариса Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории
Консультант: Березовская Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№80»
Таблица 1 - Паспорт проекта
Наименование проекта | «Дикие животные наших лесов» |
Составитель проекта | Миронова Лариса Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 80 «Родничок» |
Вид проекта | Познавательно -творческий, долгосрочный |
Цель проекта | Формирование представлений у детей о диких животных младшего дошкольного возраста.» |
Задачи проекта | Дать представления о диких животных лесов их образе жизни, питании, жилище, о том, как готовятся к зиме животные в лесу Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, нора); и имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый,); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) Развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать желание оказывать помощь животным |
Продолжение таблицы 1 - Паспорт проекта
Срок и этапы реализации проекта | Октябрь2013 года, май 2014 года. 1 этап – подготовительный: октябрь 2013. 1. Подборка методической литературы, дидактического материала по теме проекта. 2.Изучение педагогического опыта, интернет ресурсов. 3.Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта. 4.Планирование предстоящей деятельности, направлений на реализацию проекта. 2 этап – основной: ноябрь 2013г.– апрель 2014 года 1.Система целостного экологического образовательного пространства, установления партнёрских отношений по вопросу формирования представлений о животном мире младших дошкольников. 2.Формирование представлений о животном мире младших дошкольников, организация совместной деятельности педагогов, детей младшего дошкольного возраста и родителей. 3.Отслеживание результатов реализации проекта, осуществление мониторинговой деятельности. 3 этап – завершающий: май 2014г. 1.Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. 2.Презентация проекта на различных уровнях. |
Перечень основных мероприятий | 1.Разработка системы организационных мероприятий, направленных на формирование у младших дошкольников представлений о животных леса. 2. Осуществление постоянного мониторинга по формированию представлений о животных леса у детей младшего дошкольного возраста. 3. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений о животном мире младших дошкольников. 4. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования представлений о диких животных. 5. Организация и проведение открытых мероприятий. 6. Разработка практических материалов для реализации проекта. |
Продолжение таблицы 1 - Паспорт проекта
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Миронова Лариса Анатольевна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад № 80 «Родничок» комбинированного вида» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: - Определение теоретических основ формирования знаний младших дошкольников о животных леса. - Выявление уровня развития представлений о животных леса младших дошкольников. - Создание условий предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений о животных леса у младших дошкольников. |
Целевые группы проекта | Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Предполагаемые источники финансирования | Спонсорская помощь |
Критерии оценки результативности проекта | - самостоятельно называют и показывают животных. -рссказывают об их образе жизни. - показывают кто и как помогает животным в лесу. -показывают и называют картинки с правилами поведения в лесу. -достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. -сформированы знания бережного отношения в природе. |
Введение
"Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются её собственниками". Джеральд Даррел. |
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты – вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Обретение экологической культуры, экологического сознания - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Непрерывное экологическое образование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организации и управление. И понимать это надо с детства.
Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Дикие животные наших лесов» в результате реализации которого дети познакомятся с образом жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится их речь.
Цель проекта: Формирование представлений у детей о диких животных младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- дать представления о диких животных лесов их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу;
- обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, нора); и имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый,); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);
- развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста;
- воспитывать желание оказывать помощь животным.
Срок реализации проекта: 2013 – 2014 учебный год.
Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предполагаемые результаты:
- определение теоретических основ развития представлений о животном мире младших дошкольников;
- выявление особенностей развития представлений о животном мире младших дошкольников;
- создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений о животном мире младших дошкольников.
1 Целевые группы проекта
Таблица 2 – Целевые группы проекта
Группа | Характеристика |
Дети 3-4 лет | Расширяются познавательные интересы ребенка. О наличии познавательных интересов свидетельствуют вопросы ребенка (что – зачем?). Ребенок стремится познакомиться, как можно больше с окружающим миром количеством предметов в нём овладеть предметными действиями с ними. В младшем возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослым, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Появляется интерес к природному миру животных. Малыши узнают конкретных представителей животного мира, их части тела, образ жизни, проявляют эмоциональный отклик в помощи животным. |
Педагоги | Педагоги реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 80», составленную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, парциальные программы, владеют методами психолого - педагогической диагностики. Разрабатывают творческие проекты для реализации общеобразовательной программы. Создают условия для своевременного физического, психического и интеллектуального развития ребёнка. Постоянно повышают свой профессиональный уровень. |
Продолжение таблицы 2 – Целевые группы проекта
Группа | Характеристика |
Родители | Испытывают потребность в коммуникативном и познавательном развитии ребёнка, в получении знаний и навыков для успешного вхождения в школьную среду. Проявляют заинтересованность в получении ребёнком качественного образования без ущерба для здоровья, в формировании коммуникабельной, мобильной, самостоятельной деятельной личности, соответствующей запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к взаимодействию с педагогами по вопросам образования и развития детей. |
2 Механизм реализации проекта
Разработка системы организационных мероприятий, направленных на формирование у младших дошкольников представлений о животных леса.
Осуществление постоянного мониторинга по формированию у детей младшего дошкольного возраста.
Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений о животных леса.
Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования представлений о диких животных.
Организация и проведение открытых мероприятий.
Разработка практических материалов для реализации проекта.
3 Этапы реализации проекта
Таблица 3 – Этапы реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи |
1 этап – подготовительный: октябрь 2013. | ||
Сентябрь 2013г. | Изучение научно–исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. |
Октябрь | Разработка содержания проекта: «Дикие животные наших лесов» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
Октябрь | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта | Определить объём и содержание работы по проекту |
Октябрь | Анкетирование родителей на тему: «Экологическое образование в семье» | Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье |
Продолжение таблицы 3 – Этапы реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи |
2 этап – основной: ноябрь-апрель 2013г. | ||
Ноябрь | Совместная деятельность педагога с воспитанниками: Вечер загадок «Угадай, кто это?» «Закончи сказку» | Учить описывать игрушки и находить их. Развивать фантазию, связность речи. |
Ноябрь | Литературный досуг: Чтение стихотворений о диких животных леса. Чтение произведений В.В. Бианки « Как звери готовятся к зиме?» | Знакомить с творчеством русских писателей, учить внимательно слушать произведение. |
Ноябрь | Совместная деятельность педагога с детьми: Просмотр документальных фильмов о диких животных. | Познакомить с образом жизни, повадками, внешним видом животных. |
Декабрь | Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, чем питается?», «Чей домик?» | Учить детей находить предметы по определённым признакам, составлять целое из частей. |
Декабрь | «Составление описательных рассказов об игрушках» (дикие животные) | Учить описывать игрушки, развивать связность речи. закреплять словарь по теме «Дикие животные». |
Январь | Чтение сказок: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Знакомить с творчеством русских писателей, учить внимательно слушать произведение. |
Февраль | Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Зайцы и волк». | Развивать активность детей в двигательной деятельности, внимание, ориентировку в пространстве. |
Март | Совместная деятельность педагога с воспитанниками показ пальчикового театра: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя» | Развивать у детей интерес к театрализованной игре, побуждать к активному общению, развивать речь, умение строить диалог. |
Продолжение таблицы 3 – Этапы реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи |
3 этап – завершающий: май 2014г. | ||
Май | Непосредственно образовательная деятельность: В гости к сказке «Теремок» (коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество) Презентация проекта «Дикие животные наших лесов» | Представить педагогический опыт педагогам ДОУ. Определить задачи дальнейшего развития проекта. |
4 Ожидаемые результаты реализации проекта.
Определение теоретических основ развития представлений о животном мире младших дошкольников.
Выявление особенностей развития представлений о животном мире у младших дошкольников.
Создание условий предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений о животных леса у младших дошкольников.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе построения системы экологического воспитания дошкольников.
Представление проекта на уровне ДОУ.
5 Результаты мониторинга на формирование представлений у детей о диких животных младшего дошкольного возраста.
Для исследования уровня развития экологических представлений младших дошкольников о животном мире нами была использована адаптированная для младшего дошкольного возраста методика Н.Н. Кондратьевой.
Цель: изучение особенностей развития представлений о животном мире дошкольников.
Содержание диагностического задания и критерии оценки.
Задание 1
Материал для обследования: картинки с изображением диких животных.
Вопросы:
- назови и покажи диких животных?;
- назови и покажи части тела животного?;
- они живые существа? Почему?
Критерии оценки:
- ребёнок правильно называет и показывает животное – 3 балла;
- допускает 1 -2 ошибки – 2 балла;
- допускает 3 и более ошибок – 1 балл.
Задание 2
Материал: модели и картинки эколого – систематических групп.
Вопросы:
- покажи и назови что нужно животному чтобы жить и расти?;
- покажи и назови кто помогает животным?;
- покажи и назови как помогает человек диким животным?
Критерии оценки:
- ребёнок правильно называет и показывает модель и картинку -3 балла;
- допускает 1-2 ошибки – 2 балла;
- допускает 3 и более ошибок – 1 балл.
Задание 3
Материал: цветные изображения основных средств обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно – игровая ситуация: «Мальчик Петя перепутал животных и места их обитания».
Вопросы:
- правильно ли Петя расселил животных?;
- помоги животным и рассели их так, чтобы им хорошо жилось;
- хорошо ли разным животным жить вместе (в лесу, в водоёме, на лугу)? Почему?
Критерии оценки:
- ребёнок правильно отвечает и расселяет животных – 3 балла;
- ребёнок допускает 1-2 ошибки – 2 балла;
- ребёнок допускает з и более ошибок – 1 балл.
Задание 4
Материал: картина леса и маленькие картинки с изображением диких животных и людей.
Вопросы:
- покажи каким животным нужен лес и зачем?;
- покажи картинку, зачем люди ходят в лес?;
- покажи картинку, чего нельзя делать в лесу?
Критерии оценки:
- ребёнок правильно показывает животного и правила поведения людей в лесу – 3 балла;
- ребёнок допускает 1 ошибку – 2балла;
- ребёнок допускает 2 ошибки – 1балл.
Интеграция баллов:
- высокий уровень – 20 -25 баллов;
- средний уровень – 10 – 20 баллов;
- низкий уровень – 10 и менее баллов.
Уровни развития представлений у младших дошкольников о животном мире.
Высокий – ребёнок самостоятельно называет и показывает животных. Рассказывает об их образе жизни. Показывает кто и как помогает животным в лесу. Показывает и называет картинки с правилами поведения в лесу. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Сформированы знания бережного отношения в природе.
Средний – ребёнок допускает незначительные неточности при показе и названии животных; у детей сложились некоторые существенные представления о животных выделяя отдельные признаки и образ жизни. Допускает незначительные ошибки при показе картинок помощи животным в лесу. Замечают нарушения правил поведения в природе. Характерно некоторое несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. Сформированы некоторые знания бережного отношения к природе.
Низкий – ребёнок затрудняется в названии обозначении животных, неустойчивого отношения к ним. Трудно рассказывает и показывает об образе жизни животных в лесу. Затрудняется в ответе кто помогает животным в лесу. Допускает ошибки в показе картинок правил поведения в лесу. Недостаточно сформированы представления правил поведения в природе и бережного отношения к ней.
Таблица 4 - Диагностика уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире на начало года.
№ | Имя Ребёнка | 1задиние | 2задание | 3задание | 4задание | Средний балл | Уровни |
1 | Абдулова А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | В |
2 | Ащеулов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
3 | Барсукова В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
4 | Белявский С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
5 | Беспалов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
6 | ВарфоломееваА | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
7 | Дука Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
8 | Ижболдин Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
9 | Кривцова В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
10 | Казаченко А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
11 | Манжина В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Н |
12 | Минаев К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
13 | Ничаев С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
14 | Пирогов И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
15 | Поносов Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
16 | Пушкина З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
17 | Платонов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
18 | Руденко Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
19 | Святкина А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
20 | Завражных С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
21 | Ульянов А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
Процентное соотношение уровня развития детей согласно диагностики уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире на начало года:
- высокий уровень – 0%;
- средний уровень – 23 %;
- низкий уровень – 77 %.
Из таблицы 1 видно, 23% детей показали средний уровень. Дети допускают незначительные неточности при показе и названии животных; у детей сложились некоторые существенные представления о животных выделяя отдельные признаки и образ жизни. Допускает незначительные ошибки при показе картинок помощи животным в лесу. Замечают нарушения правил поведения в природе. Характерно некоторое несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. Сформированы некоторые знания бережного отношения к природе.
У 77% детей уровень развития представлений о диких животных ниже среднего. Эти дети затрудняются в названии обозначении животных, неустойчивого отношения к ним. Трудно рассказывают и показывают об образе жизни животных в лесу. Затрудняются в ответе кто помогает животным в лесу. Допускают ошибки в показе картинок правил поведения в лесу. Недостаточно сформированы представления правил поведения в природе и бережного отношения к ней.
Ниже представлена диаграмма диагностики развития детей на начало года.
Рисунок 1 - Диаграмма диагностика уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире.
Таблица 5 - Диагностика уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире на конец года.
№ | Имя Ребёнка | 1задиние | 2задание | 3задание | 4задание | Средний балл | Уровни |
1 | Абдулова А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | В |
2 | Ащеулов С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
3 | Барсукова В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
4 | Белявский С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
5 | Беспалов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
6 | ВарфоломееваА. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
7 | Дука Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
8 | Ижболдин Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
9 | Кривцова В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
10 | Казаченко А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
11 | Манжина В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
12 | Минаев К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
13 | Ничаев С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
14 | Пирогов И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | С |
15 | Поносов Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
16 | Пушкина З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
17 | Платонов С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
18 | Руденко Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
19 | Святкина А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
20 | Завражных С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
21 | Ульянов А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Н |
Процентное соотношение уровня развития детей согласно диагностики уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире на начало года:
- высокий уровень – 5%;
- средний уровень – 62 %;
- низкий уровень – 33%.
На конец года 5% (1 ребёнок) показал высокий уровень, ребёнок допускает незначительные неточности при показе и названии животных; у него сложились некоторые существенные представления о животных выделяя отдельные признаки и образ жизни. Допускает незначительные ошибки при показе картинок помощи животным в лесу. Замечает нарушения правил поведения в природе. Характерно некоторое несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. Сформированы некоторые знания бережного отношения к природе.
У 62% детей (5 детей) показали средний уровень развития, эти дети затрудняются в названии обозначении животных, неустойчивого отношения к ним. Трудно рассказывают и показывают об образе жизни животных в лесу. Затрудняются в ответе кто помогает животным в лесу. Допускают ошибки в показе картинок правил поведения в лесу. Недостаточно сформированы представления правил поведения в природе и бережного отношения к ней.
У 33% детей показали ниже среднего, эти дети затрудняются в названии обозначении животных, неустойчивого отношения к ним. Трудно рассказывают и показывают об образе жизни животных в лесу. Затрудняются в ответе кто помогает животным в лесу. Допускают ошибки в показе картинок правил поведения в лесу. Недостаточно сформированы представления правил поведения в природе и бережного отношения к ней.
Ниже представлена диаграмма диагностики развития детей на конец учебного года.
Рисунок 1 - Диаграмма диагностика уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире.
Рисунок 3 - Диаграмма диагностика уровня формировании развития представлений у младших дошкольников о животном мире в 2103 – 2014 учебном году.
В течении года систематизированной работы по формированию уровня развития представлений у младших дошкольников о животном мире средний уровень вырос на 39%, низкий уровень снизился на 44%.
Список литературы
1.Воронквич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С.П б.: «Детство – пресс», 2006.
2. Метельская Н.Г. 100 физкульт минуток на логопедических занятиях. М.:
3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2001.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
6. Лысаков. В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: А.С.Т., Донецк: Сталкер, 2006.
7. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу « Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.сост. О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998.
9. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М94 «Детство – пресс»,2003
Приложение 1
Анкеты для родителей.
«Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1.Есть ли у вас дома животные? (кошка, рыбки, собак, хомячок и др.)
2.Ест ли комнатные растения? Какие?
3.Кто ухаживает за животными или растениями?
4.Что делает при этом ребёнок? (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?
5.Бываете ли вы с ребёнком на природе? Если да, то где?
6.С какой целью?
7.Где ребёнок обычно проводит лето?
8.Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду?
9.Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
«Воздух в вашей квартире»
Определение состояния воздуха вашей квартире:
- чистый;
- грязный;
- не знаю.
2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?
- да;
- нет.
3.Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.
4. Сколько у вас комнатных растений?
5. Часто ли вы проветриваете помещение?:
- регулярно;
- изредка;
- не обращаю на это внимания.
6. Как часто вы делаете влажную уборку:
- каждый день;
- раз в неделю по выходным;
- другие варианты…
7. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке мебели:
- да;
- нет.
8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке обоев:
- да;
- нет.
8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке ковров:
- да;
- нет.
9. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?
10. Как очищаете воздух в квартире?
Приложение 2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80 «Родничок» комбинированного вида
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраст
В гости к сказке «Теремок»
Разработала:
Воспитатель
Миронова Л.А.
Первая кв.
Категория
Г.Прокопьевск, 2014 год
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи в образовательных областях «Коммуникация»:
- развивать интонационную выразительность речи детей;
- закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные;
- воспитывать интерес к родному языку.
Задачи в образовательных областях «Социализация»:
- развивать у детей интерес к различным видам игр;
- поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной деятельности.
Задачи в образовательных областях «Чтение художественной литературы»:
- Развивать интерес к художественным произведениям.
Задачи в образовательных областях «Художественное творчество»:
- Развивать интерес к художественному творчеству.
Словарная работа: Русская народная сказка, мышка – норушка, лягушка –квакушка, зайчик –побегайчик, лисичка –сестричка, волчок – серый бочок, медведюшка – батюшка.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстрации к сказке.
Оборудование: экран, оборудование для показа слайдов.
Ход деятельности: Игра на сосредоточенность внимания «Зеркало».
Детям предлагается вслед за ведущим повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).
(Звучит фонограмма волшебной мелодии).
Сказочница: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Дети: Сказочница!
Сказочница: Я пришла пригласить вас в гости к сказке. А к какой сказке сейчас узнаете. Раз, два, три повернись в сказке очутись! (звучит волшебная мелодия).
(Появляется слайд «Теремок» с фонограммой голосами птиц).
Сказочница:
Близко ли, далёко ли,
Низко ли, высоко ли.
На просторе в чистом поле,
Где гуляет ветерок,
Абсолютно самовольно
Появился Теремок!
Кто построил – непонятно!
Выглядит вполне опрятно,
Сам не низок, не высок
Сказочница: Вы догадались к какой сказке мы пришли в гости?
Дети: Терем-Терем-Теремок!
Сказочница: Правильно.
(Загадка)
Скачет завирушка,
Сверху - зелёная, снизу – белое брюшко,
Как зовут её ? …
Дети: Лягушка!
Сказочница: А лягушка как разговаривает?
Дети: Квакает.
Сказочница: Значит назвать её можно лягушка…
Дети: Квакушка!
Сказочница: Лягушка где живёт?
Дети: В болоте.
Сказочница: К теремочку подошла постучала и зашла.
Пи, пи, пи – она сказала
К теремочку подбежала
Что же это за малышка?
Это маленькая? …
Дети: Мышка!
Сказочница: А мышка где живёт?
Дети: В норке.
Сказочница: Значит её можно назвать мышка…
Дети: Норушка.
Сказочница: А у мышки есть кто?
Дети: Мышата.
Сказочница: К теремочку подошла постучала и зашла.
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка
Кто это?...
Дети: Зайчишка!
Сказочница: Зайчик как убегает от лисы?
Дети: Быстро!
Сказочница: Значит его можно назвать зайчик…
Дети: Побегайчик!
Сказочница: А зайчик где живёт?
Дети: Под кустом.
Сказочница: А у зайца есть кто?
Дети: Зайчата!
Сказочница: К теремочку подошёл постучался и зашёл.
Подбежала к теремку
Рыжая плутовка,
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?...
Дети: Лиса!
Сказочница: Как лису обычно называют в сказках лисичка…
Дети: Сестричка!
Сказочница: А лиса где живёт?
Дети: В норе.
Сказочница: А у лисы есть кто?
Дети: Лисята!
Сказочница: К теремочку подошла, постучала и зашла.
В след за лисонькой, лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щёлк, да щёлк
Очень страшный, серый?...
Дети: Волк!
Сказочница: А у волка шуба какая цветом?
Дети: Серая!
Сказочница: Значит его все называют волчок…
Дети: Серый бочок!
Сказочница: А у волка есть кто?
Дети: Волчата!
Сказочница: К теремочку подошёл, постучался и зашёл.
В перевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Летом любит погулять
А зимою любит спать.
Что за зверь?
Дети: Медведь!
Сказочница: Обычно в сказках медведя как сильного,
Доброго, зверя называют
Медведюшка – батюшка!
А у медведя есть кто?
Дети: Медвежата!
Сказочница: Увидал он теремок
И уселся на порог.
И пришёл Медведь-растяпа,
Неуклюжий баламут.
В Теремок стучится лапой:
– Можно в гости я зайду?
На просторе в чистом поле,
Где гуляет ветерок.
Развалился теремок!
На просторе в чистом поле,
Где гуляет ветерок.
Всей бригадой новоселы
Стали строить теремок.
Всеми силами кто мог
Заселили теремок!
Песни, танцы и веселье –
Так справляют новоселье.
Сказочница: Вставайте в хоровод (дети под музыку танцуют).
Сказочница: Я дарю вам на память фигурки зверей из сказки. Вам понравилось в гостях? (сказочница звенит в колокольчик).
Сказочница: Раз, два, три повернись (Дети закрывают глаза)
В детском саде очутись! (сказочница исчезает и появляется воспитатель).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А я вас искала, где же вы были?
Дети: К сказке в гости мы ходили!
Воспитатель: Как сказка называется?
Дети: Теремок!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Передай мячик»
(Дети стоят в кругу играет музыка. Дети по кругу передают мячик. Когда музыка останавливается ребёнок у которого оказался мяч, называет животного последовательно из сказки:
- лягушка – квакушка;
- мышка – нарушка;
- зайчик – побегайчик;
- лисичка – сестричка;
- волчок – серый бочок;
- медведюшка – батюшка).
Воспитатель: Кто подарил вам такие красивы фигурки?
Дети: Сказочница!
Воспитатель: Давайте их раскрасим? Но сначала надо сделать гимнастику для пальчиков «Теремок».
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. (Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”).
Воспитатель: Он не низок, не высок (Приседают ).
Воспитатель: На двери висит замок, да замок. Кто бы тот замок нам открыть помог? (Сцепляют пальцы рук “в замок” так сильно, чтобы пальцы покраснели).
Воспитатель: Слева зайка, справа мишка (Кивают головой один раз вправо, один раз влево).
Воспитатель: Отодвиньте-ка задвижку! (Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – “крепкий замок”).
Воспитатель: Слева ёжик, справа волк (Кивают головой).
Воспитатель: Открывают теремок, теремок (“Открывается замок” – разводят руки в стороны).
(Дети садятся за столы, раскрашивают фигурки из теста красками, обыгрывают сказку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Животные наших лесов"
Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, обогащение знаний дошкольников о диких животных, их детёнышах, среде обитания. В процессе различных видов деятельности активизирует...
проект "Животные наших лесов"
Проект будет реализовываться с ноября 2013 г по декабрь 2013г. Участникам проекта будет предложен цикл ме...
Проект "Животные леса"
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Сроки реализации проекта: долгосрочный ( сентябрь - май).Участники проекта: воспитатели, воспитанники 3 – 5 лет, родители....
Познавательно-творческий проект "Животные леса" младшая группа
Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный с 02.09.2019г.-28.02.2020г.Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Цель: Формирование представления детей о ...
Проект животные леса для группы раннего возраста
Проект: «Формирование представлений у детей о диких животных раннего дошкольного возраста.»...
Презентация по окружающему миру во второй младшей группе " Проект "Животные леса"
Презентация по окружающему миру во второй младшей группе "Проект "Животные леса"...
Познавательно-творческий проект "Животные леса"
Формирование представления детей животных леса, их детенышах, особенностям внешнего вида, повадках, среде обитания....