«Характеристика, руководство, сопровождение сюжетно-ролевых игр»
презентация к уроку по теме
"Теоретические и методические основы организации игровой деятельности, детей раннего и дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_rukovodstvo_soprovozhdenie_syuzhetno-rolevykh_igr.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1.Введение 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 3.Структура сюжетно-ролевой игры. 4. Руководство и сопровождение сюжетно-ролевых игр. 5. Заключение
Введение
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Любая игра способствует воспитанию ни одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.
Характеристика сюжетно-ролевой игры.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. Сюжетно-ролевыми называют игры , которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Структура сюжетно-ролевой игры.
Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.
Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину , включает следующие компоненты. Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец, четвертый — реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль.
Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли.
Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.
По игровому замыслу игры можно разделить на 3 группы: 1. отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); 2. отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); 3. отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Сюжетно-ролевые игры различаются : -- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); -- по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); -- по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, -- игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
Руководство и сопровождение сюжетно-ролевых игр.
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.
Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.
В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.
Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение , никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему: - Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. - Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. - Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. - Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. - Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Заключение
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
Литература 1.Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология - М., 1988. c.63 2.Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68. 3.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С.- 39. 4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. 5. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. - С. 43. 6.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С. 165. 7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 128с. 8.Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос , 2003. - 368с. 9.Урунтаева Г.А. Детская психология - М.: Академия, 2006. - 368с. 10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85. 11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989. С. 184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Руководство воспитателясюжетно-ролевыми играми дошкольников...
Методическая разработка. Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой «ПОЛИКЛИНИКА» в старшей группе
Способствует развитию самостоятельной игры, поиску новых игровых задач и способов их решения. Развивает умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры....
Комплексное руководство формирования сюжетно – ролевой игры в средней группе. Тема: «Поликлиника»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей; Планомерное обогащение игрового опыта детей; Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры; Проектирование предметно — игровой среды; Развитие...
"Космическое путешествие" комплексное руководство формированием сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе
Комплексное руководство сюжетно - ролевой игрой...
руководство по сюжетно-ролевым играм
руководство по сюжетно-ролевым играм...
Перспективный план по комплексному руководству формирования сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста с функциональным нарушением зрения (слабовидящих детей, с амблиопией, косоглазием) «Мы в театре»
Методическая разработка "Мы в театре"....
Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играми
Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играмиЗадачи:формировать у детей умения договариваться на игру, распределять роли, учитывая точку зрения партнера, строить развернутые ролев...