Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Руководство воспитателя
сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukovodstvo_vospitatelyu.docx | 604.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Управление образования
МДОУ «ЦРР – детский сад №58»
Руководство воспитателя
сюжетно-ролевыми играми дошкольников
/консультация для воспитателей/
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Чеколдаева Х.Х.
Саранск - 2015
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
Основной вид деятельности детей – игра. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка.
Что же такое детская игра?
Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено. В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации.
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка… Её нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, её с успехом заменяет палочка. Всё это символические действия с предметами-символами. По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре.
В какие игры играют дети?
Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые игры дошкольников. Руководство творческими играми – один из сложных разделов методики дошкольного воспитания. Воспитатель не может предвидеть, что придумают дети и как они поведут себя в игре.
Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются:
- профессиональные;
- военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов);
- созидательные (строительство);
- поиска и открытия (путешествия, «космос»);
- связанные с искусством («цирк», «театр»);
- сказочные;
- фантастические;
- этнографические («в индейцев»).
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:
- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;
- роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
- семейная роль (мама, папа, дочка, сын);
- этнографические роли (индеец);
- сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);
- роль животного.
Как изменился мир игры современного дошкольника?
Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).
Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
Как играть с детьми?
Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т. д.)
Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т. д. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.
Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельностью педагогом. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывании сюжета). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр детей
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг. В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.
Руководство поведением детей в играх:
- обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
- введение главных и второстепенных ролей;
- использование в играх предметов-заместителей;
- поочередно выбирать роли, которые пользуются популярностью;
- наблюдение за выбором ролей и воспитание положительных качеств;
- обучение детей приемам ролевого поведения;
- наблюдение за играми детей, анализ их поведения;
- привлечение к игре и пассивных детей;
- решение конфликтных ситуаций в игре.
Жизнь детей в детском саду и дома богата примерами доброжелательного отношения между людьми, но одних примеров взрослых недостаточно, чтобы у дошкольников сформировалось правильное поведение. Воспитатель должен подбирать такие приемы воздействия, чтобы ребенок поступал доброжелательно, гуманно по отношению к другим без напоминания или присутствия взрослых.
Формирование положительных эмоций у детей в игре:
- показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
- создание многообразных игровых ситуаций;
- включение детей в развитие сюжетной ситуации с сопровождением эмоциональных реплик;
- побуждение детей к произнесению или повторению слов в игровой ситуации;
- выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий;
- проигрывание диалогов из сказок;
- сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые комментарием;
- образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
- упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;
- эмоциональное чтение художественных произведений;
- введение в игру специальных наборов образной игрушки;
- ролевое участие воспитателя в игре в качестве партнера.
Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Воспитание целеустремленности и активности в играх:
- показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с ролью;
- участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
- введение разнообразных ролей;
- наблюдение за играми активных, инициативных детей;
- составление рассказа "Как играть";
- планирование игры;
- беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
- использование театрализованных игр с разными видами театров;
- изготовление и обыгрывание атрибутов к сюжетным играм;
- строительство и обыгрывание разнообразных сюжетных построек;
- обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
- использование в играх совмещения сюжетов;
- анализ и поощрение детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов.
Рассмотрим развитие некоторых сюжетно-ролевых игр
Игровые темы «Туристическое агентство» или «Путешествия»
Для организации сюжетно-ролевых игр по данным темам важно создать коллекции: географические карты, карты разных стран и городов, фотографии достопримечательностей, рекламные проспекты туристических агентств, вырезки из газет, номера журналов «Вокруг света», железнодорожные и авиабилеты и т. д. Интерес к теме игры можно стимулировать созданием в группе выставки-коллажа «Как мы отдыхали летом», выставки сувениров, которые привезли из отпуска.
«Выбираем маршрут для отдыха» - рассматривание рекламных проспектов, журналов, обсуждение впечатлений летнего отдыха детей (где были, как добирались, что интересное запомнилось).
«В туристическом агентстве» - представитель туристической фирмы предлагает маршруты отдыха, рассказывает, как можно отдохнуть. Разыгрывается расспрашивание агента: что интересного можно увидеть на отдыхе, как развлекают детей во время отдыха, где кормят отдыхающих и др.
«На отдыхе» - планирование «дня» отдыхающих: режим и рацион питания, игры, прогулки, экскурсии, спорт (на основе личных впечатлений детей). Составление маршрутного листа (фиксирование при помощи знаков и символов «дня» на отдыхе).
«На экскурсии » - составление плана экскурсии (куда отправиться, на чем добираться, что интересного можно посмотреть, о чем расскажет экскурсовод).
«Аниматор развлекает детей» - придумывание игр, конкурсов, призов для развлечения отдыхающих детей.
Роли: агент, менеджер, аниматор, кассир, директор
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Игра – деятельность, которая несет в себе радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой «ПОЛИКЛИНИКА» в старшей группе
Способствует развитию самостоятельной игры, поиску новых игровых задач и способов их решения. Развивает умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры....
Комплексное руководство формирования сюжетно – ролевой игры в средней группе. Тема: «Поликлиника»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей; Планомерное обогащение игрового опыта детей; Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры; Проектирование предметно — игровой среды; Развитие...
"Космическое путешествие" комплексное руководство формированием сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе
Комплексное руководство сюжетно - ролевой игрой...
руководство по сюжетно-ролевым играм
руководство по сюжетно-ролевым играм...
Перспективный план по комплексному руководству формирования сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста с функциональным нарушением зрения (слабовидящих детей, с амблиопией, косоглазием) «Мы в театре»
Методическая разработка "Мы в театре"....
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Руководство самостоятельной сюжетно-ролевой игрой «Школьная столовая» в подготовительной к школе группе (предполагаемые ситуации проблемного общения воспитателя с детьми)
Цель: Побуждать детей организовывать и осуществлять игру в труд повара на основе системных знаний об этом труде. При необходимости способствовать развитию сюжета на основе имеющихся у детей знаний.Зад...