Статья «Социальный портрет неполной семьи»
статья (средняя группа) по теме
Семья является одним из самых значимых и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий её членов, материальное обеспечение и уровень развития культуры родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся атмосфера семьи, причем эффект этого взаимодействия с возрастом накапливается, отражаясь в чертах личности. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, старшими и младшими родственниками, наличие эмоциональных связей и привязанностей оказывают влияние, как на протяжении всего детства, так и во взрослой жизни, являясь своеобразным образцом построения его отношений с другими людьми, а впоследствии часто служат базисом в создании новой семьи.
Психологи, занимающиеся изучением проблем воспитания в семье, подчеркивают, что сама по себе полная семья не является залогом успешного воспитания ребенка, а лишь создает предпосылки благополучного формирования его личности. Тем не менее, воспитание детей в неполной семье скрывает в себе целый ряд дополнительных трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepolnaya_semya_statya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Социальный портрет неполной семьи»
Для ребенка семья – это целый мир, в который малыш попадает с рождения, где он живёт, взаимодействует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, сопереживать. На ранних этапах развития семья для ребенка является первой и зачастую практически единственной социальной группой, самым продолжительно действующим фактором, формирующим личность, нравственность, навыки социального взаимодействия. Без разумной родительской любви и сопереживания ребенку эмоциональный, моральный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а духовное здоровье человека – слабым.
Семья является одним из самых значимых и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий её членов, материальное обеспечение и уровень развития культуры родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся атмосфера семьи, причем эффект этого взаимодействия с возрастом накапливается, отражаясь в чертах личности. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, старшими и младшими родственниками, наличие эмоциональных связей и привязанностей оказывают влияние, как на протяжении всего детства, так и во взрослой жизни, являясь своеобразным образцом построения его отношений с другими людьми, а впоследствии часто служат базисом в создании новой семьи.
Психологи, занимающиеся изучением проблем воспитания в семье, подчеркивают, что сама по себе полная семья не является залогом успешного воспитания ребенка, а лишь создает предпосылки благополучного формирования его личности. Тем не менее, воспитание детей в неполной семье скрывает в себе целый ряд дополнительных трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Традиционно принято считать, что неполной называют семью, состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют дополнительную категорию неполных семей – функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачного рождения детей;
– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи, образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее часто детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры. Такие семьи часто имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
На практике основными причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение детей. Такие типы неполных семей на сегодняшний день являются доминирующими, с каждым годом количество неполных семей увеличивается, растет число разводов и необходимы конкретные социальные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
Психологические исследования последних десятилетий показали, что есть 4 основные потребности, которые должны быть полностью удовлетворены, чтобы социализация ребенка прошла эффективно. В полной семье такие потребности удовлетворяются, в сущности, естественным путем в обычной совместной жизни, то в неполной же требуются осознанные, целенаправленные усилия.
Первый круг потребностей ребенка заключает в себе взаимное общение между ним и родителем. Одинокая мать или отец могут удовлетворить эту потребность вполне полноценно. Опасность заключается в другом: одинокий родитель скорее, чем он же в полной семье, может с первых месяцев после рождения ребенка быть чрезмерно перегружен работой или личными проблемами. И поэтому есть вероятность, что он станет уделять малышу меньше внимания, и в том или ином смысле он окажется заброшенным. Некоторые родители, особенно матери, наоборот, в испуге от того, что они мало заботятся о ребенке, перенасыщают ребенка впечатлениями, всячески стараются ускорить его развитие. Избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток, так как можно сформировать равнодушие или вызвать активное сопротивление.
Второй круг потребностей возникает несколько позже, но всегда зарождается в младенческом возрасте, - потребность социального учения. Здесь мать/отец-одиночка также не находится в невыгодном положении. Больше того, у него даже есть определенное преимущество – воспитательные взгляды и требования абсолютно единообразны, в сравнении с разными влияниями в более многочисленных семьях. Но тут есть своя обратная сторона – если родительские обязанности никто не усложняет и не портит, следовательно, никто их и не поправляет. В связи с этим вытекает большая опасность: односторонность воспитания. Ребенок должен уметь направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.
Третий круг потребностей из области эмоциональных. И тут тоже нет особых препятствий. Нет причин, которые помешали бы возникнуть такой же эмоциональной связи между родителем и сыном или дочерью, какая создается у других детей с родителями в полной семье, со всем полезным и важным, что эта связь несет с собой.
Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, отцы и матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к «их открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается, демонстрируя готовность помочь, когда это будет нужно, и умение отойти в сторону, если ребенку требуется проявить самостоятельность.
К четвертому кругу относятся потребности, связанные с включением ребенка в общественную жизнь, так как дети одиноких родителей оказываются в менее выгодном положении, особенно если роль второго родителя, которого у них не было, не была замещена каким-то подходящим лицом. Детям знакома фактически одна социальная роль – того родителя, который воспитывал. Здесь опять появляется угроза односторонности, недобрые плоды которой могут созреть значительно позже, в том числе - сложность сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.
Для полноценного интеллектуального развития личности ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства, присутствовали оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие одного из родителей в семье отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Дети из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, не уверены в своих силах. Они часто пребывают в одиночестве, и сами стремятся к нему. Эти дети раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, замкнутость и стремление к изоляции, одновременно с повышенной потребностью во внимании, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.
Эмоциональный фон деятельности и общения у таких детей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполных семей сложнее адаптироваться к переменам, но они стремятся к установлению эмоционально насыщенных отношений со сверстниками.
Психологический дискомфорт детей из неполных семей проявляется: в тревожности детей, как реакции на объективные трудности функционирования неполной семьи, а также в личных проблемах детей как следствие семейного неблагополучия. Для детей из неполных семей характерно обостренное беспокойство о близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной материальной и социальной независимости. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями или опекунами, а также через трудности усвоения школьной программы.
Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.
Психологи обращают особое внимание на проблему мальчиков в неполной семье, где отсутствует отец. В связи с отсутствием мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако такая стратегия отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери.
Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей, уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости. Дети развода чаще подвержены психологической деформации личности, нередко имеют низкую самооценку, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод:
Во-первых, в неполной семье складываются особенные сценарии социализации детей, чаще приводящие к дисгармоническому развитию личности ребенка.
Во-вторых, чтобы избежать ошибок в социализации, необходимо учитывать причины возникновения неполной семьи, личность родителя и его авторитет, личность ребенка, его индивидуальность и продумать подход к созданию новой семьи.
И, в-третьих, учитывая все эти факты и зная, как они влияют на социализацию ребенка, одинокий родитель имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Важно, чтобы тот из родителей, который остался жить с ребенком, был относительно счастливым человеком. Несчастный воспитатель не сможет создать ребенку условия, необходимые для формирования у него позитивных
чувств и радостных эмоций, жизненно необходимых для полноценного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"
Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования....
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
Анкета "Социальный портрет современной семьи"
Анкета для родителей...
Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...
статья "Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО"
В статье рассматриваются вопросы организации социального партнерство с семьями воспитанников в ДОО...
Статья по социальной педагогике "Воспитание личности и индивидуальности у ребенка в неполных семьях."
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным...
Статья "Социально-педагогическая проблема в неполных материнских семьях"
Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности...