Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"
статья (старшая группа)
Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_portret_rebenka.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»
Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.
Подготовила: воспитатель
Колесникова Н. А.
Вейделевка, 2012г.
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.
Федеральные государственные требования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Для определения итогового результата освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 6,5 - 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Федеральные государственные требования учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Перечисленные направления включают в себя образовательные области, в которых выделяются интегративные качества дошкольника - выпускника 6,5 – 7 лет.
1.Познавательно – речевое развитие включает следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Федеральные Государственные требования определяют такие личностные качества дошкольника 6,5 – 7 лет:
- Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
2. Физическое развитие включает в себя образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».
Федеральные государственные требования определяют такие физические качества выпускника, это
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
3. Образовательные области социально – личностного направления «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Федеральные государственные требования определяют такие личностные качества выпускника:
- Любознательный, активный.
- Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
* о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
* о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
* об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
* о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
* о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
С эти направлением связано наибольшее количество интегративных качеств, поэтому в нашей педагогической деятельности этому разделу нужно уделять особое внимание.
4. Художественно – эстетическое направление включает образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»
Федеральные Государственные Требования не выделяют отдельно интегративные качества выпускника по художественно-эстетическому направлению.
Одни и те же качества могут формироваться в ходе реализации разных образовательных областей. Однако их повторяемость не недостаток, а скорее достоинство, проявление интегративности содержания дошкольного образования.
Социальный портрет ребенка дошкольника 6,5-7 лет.
- Физически развитый.
- Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Любознательный.
- Активный.
- Эмоционально отзывчивый.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные правила и нормы поведения.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Итак, федеральные государственные требования определяют конкретные характеристики и качества личности ребенка 6 - 7 лет, как целевого ориентира системы дошкольного образования.
Пути достижения данного социального портрета выпускника.
- создание предметно-развивающей среды
- использование новых технологий
- оснащение методической литературой….
1. Таким образом, наш педагогический коллектив способствует развитию интегративных качеств выпускника ДОУ, используя для этого современные технологии и методики.
2. Совершенствует предметно-развивающую среду.
3. Активизирует работу с семьями воспитанников по формированию позитивного отношения к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...
Презентация "ФГОС - ориентир развития системы дошкольного образования в РФ"
О нормативном документе, разработчиках стандартов, структуре и содержании...
Реорганизация системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами.
Образование понимается как достояние личности, как один из этапов её развития и становления, как средство её самореализации в жизни. В этой связи меняются и государственный заказ, и запросы индивида, ...
Презентация " Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования"
Презентация познакомит начинающих воспитателей с ФГОС, проведёт краткий обзор по теме " Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования"...
Презентация на тему "Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования
о целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования...
ФГОС ДО.Социальный портрет ребенка дошкольника(6,5-7лет)как целевой ориентир системы дошкольного образования.
ФГОС ДО.Социальный портрет ребенка дошкольника(6,5-7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.Материалы из Интернета....