развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа (старшая группа) по теме
В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Программные задачи:
- учить детей определять цвет, форму, размер предметов, используя зрительное восприятие;
- учить детей концентрировать свое внимание на предметах, совершенствовать у детей непроизвольное внимание;
- учить детей опираться на свою тактильную память;
- учить детей видеть существенные признаки предметов;
- развивать у детей фантазию, воображение.
Лексические темы | Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Овощи | 1. Познавательное занятие: «Что растет на грядке?» 2. Развитие речи: «Выросли в огороде загадки». 3. Рисование: «Мой любимый овощ». 4. Лепка: «Что нам осень принесла?» 5. Аппликация: «Выросли на грядке вкусные загадки». 6. Конструирование: «Осенний натюрморт». | -Чтение Н. Носов «Огурцы» -Заучивание стихотворений и загадок по теме; - Рассматривание иллюстраций по теме. -Игры малой подвижности: «Урожай», «Овощи», «Наша грядка». - Пальчиковая игра: «Хозяйка однажды с базара пришла» -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Волшебный мешочек», «Экскурсия в огород», «Тишина». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Корректор», «Найди отличия», «Путаница». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Повторяй», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Маленькая хозяйка», «Положи картинку на свое место». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает – не бывает», «Сравнение», «Словесные модели». | С/р. Игра: «Овощной магазин» С/р ситуация: «Дом. На кухне». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра : «Азбука витаминов». Конструктивная деятельность. |
Человек. Части тела. | 1. Познавательное занятие: «Из чего сделаны наши девчонки и мальчишки?». 2. Развитие речи: «Мои части тела». 3. Рисование: «Мы гуляем на прогулке». 4. Лепка: «Свет мой зеркальце, скажи…». 5. Аппликация: «Из бумажного листочка сделай ты себе дружочка». 6. Конструирование: «Разноцветные человечки». | -Чтение: Л. Квитко «Бабушкины руки», «как ежик шубу менял». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Карлики и великаны». - Пальчиковая игра: «Наши пальчики играли». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Найди по цвету», «Тишина». «Определи на ощупь». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди отличия», «Корректор», «Сделай так же». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Художник», «Что изменилось?». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Ассоциации», «Волшебные очки». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Сравнение», «На что похоже», «Говори наоборот». | С/р. игра «Больница». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Мое тело», «Валеология». Моделирование тела человека из конструктора. |
Октябрь
Программные задачи:
- учить детей пользоваться слуховым и тактильным восприятием; продолжать учить детей пользоваться зрительным восприятием при обследовании предметов;
- учить детей концентрировать зрительное и слуховое внимание на объектах;
- учить детей использовать смысловую память, в процессе запоминания нового материала;
- учить детей умению обобщать и классифицировать предметы;
- учить детей гибкости мыслительной деятельности, свободы и спонтанности поведения, умения работать в группе.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Фрукты | 1. Познавательное занятие: «Что выросло в саду?». 2. Развитие речи: «Какой прекрасный фрукт». 3. Рисование: «Самая полезная пища». 4. Лепка: «Яблоки и груши». 5. Аппликация: «Фрукты в вазе». 6. Конструирование: «Корзинка урожая». | -Чтение Г. Сергеев «Яблоко». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Яблоня», «Еж с яблоком». - Пальчиковая игра: «Компот». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Разложи по кучкам», «Найди по цвету», «Ищи свой домик». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сравни фрукты», «Найди отличия», «Узнай, что это?». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Дощечки», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Наоборот», «Найди ошибку», «Составь фрукт». -Игры и упражнения на развитие воображения: «На что похоже?», «Найди и назови», «Скажи, как надо». | С/р. игра «Магазин фруктов», «Больница». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Что, где растет?», «Домино», «Азбука витаминов». Конструктивная деятельность |
Деревья. Лес. | 1. Познавательное занятие: «Почему деревья осенью раздеваются?». 2. Развитие речи: «Золотая осень». 3. Рисование: «Осеннее дерево под ветром и дождем». 4. Лепка: «Осенний листок». 5. Аппликация: «Ковер осенних листьев». 6. Конструирование: «Осеннее дерево». | -Чтение: Л.Н.Толстой «Дуб и орешник» -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Дождик», «Листья». - Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери пирамидку», «Сделай так», «Имитация звуков голосом». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Что это?», «Найди одинаковые деревья». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни картинку», «Немые», «Изобрази дерево». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Назови одним словом», «Продолжи ряд». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Разрезные картинки», «На что похоже?» | С/р. игра «Пикник в парке». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Как зовут тебя деревце?». Конструктивная деятельность. Все виды продуктивной деятельности. |
Осень. | 1. Познавательное занятие: «Отчего осень бывает золотой?». 2. Развитие речи: «Что мы знаем об осени?» 3. Рисование: «Ходит-бродит осень». 4. Лепка: «Сказочный лес». 5. Аппликация: «Осень золотая». 6. Конструирование: «Осенние цветы». | -Чтение И. Токманова «Осень». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Листья», «Дождик». - Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери пирамидку», «Найди игрушку». «Зашиваем ковер». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Кодирование», «Что это?», «Сделай так». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Прогулка в картинках». «Лото», «Кто запомнил?». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Танграмм», «Классификация», «Сравнение понятий». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Отгадай предмет», «Сложи квадрат». | С/р. игра : «Прогулка по лесу». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Времена года». Конструктивная деятельность |
Перелетные птицы. | 1. Познавательное занятие: «Чем птицы осенью питаются?». 2. Развитие речи: «Перелетные птицы». 3. Рисование: «В небе, курлыча, летят журавли». 4. Лепка: «Птицы в стаи собираются». 5. Аппликация: «Лебеди». 6. Конструирование: «Осенние фантазии». | -Чтение: К. Ушинский «Гусь и журавль», «Ласточка». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Ласточка», «Гуси-лебеди». - Пальчиковая игра: «Ласточка». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Белый лист», «Узнай, что изображено», «Расскажи о птице». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди отличия». «Сделай так же», «Корректор». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запоминаем вместе», «Лото», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Сравнение понятий», «Домики», -Игры и упражнения на развитие воображения: «Словесные модели», «Отгадай птицу», «Волшебные кляксы». | Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Где живет птица?». Конструктивная деятельность Изготовление кормушек для птиц. |
Ноябрь
Программные задачи:
- учить детей анализировать строение предметов с помощью схематического изображения, развивать внимание и самоконтроль.
- продолжать учить использовать логичность и обоснованность мыслительных действий;
- развивать фантазию, творческое воображение.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Мебель в доме. Воспитатель. | 1. Познавательное занятие: «Из чего делают мебель?» 2. Развитие речи: «В мебельном магазине», 3. Коррекционное занятие. 4. Конструирование: «Моя комната». | -Чтение рус нар сказок : «Теремок», «Заюшкина избушка». - Рассматривание иллюстраций по теме. - Пальчиковая игра: «Много мебели в квартире». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Сравнение и различение понятий», «Домики». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Колумбово яйцо», «Названия», «Коллективное рисование». - Рисование по клеточкам; - Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу | С/р. игра: «Магазин мебели», «Дом». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «мой дом», «Домик для Барби».. Конструктивная деятельность. Изготовление мебели для игры «Дом». |
Учитель-дефектолог. | 1.Познавательное занятие: «Моя комната». | ||
Моя семья. Воспитатель | 1. Познавательное занятие: «Кто рядом со мной живет». 2. Развитие речи: «Моя семья». 3. Коррекционное занятие. 4. Конструирование: «Рамка для семейной фотографии». | -Чтение Л. Толстой «Внучка и бабушка», В. Осеева «Косточка». - Рассматривание иллюстраций по теме. - Пальчиковые игры: «У нас большая семья», «Кап, кап, кап». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Что не верно?», «Маленькая хозяйка», «Работаем с сюжетом». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Сравнение», «Разрезные картинки», «Говори наоборот». - Рисование по клеточкам; - Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу | С/р. игра: «Дом». «Семья», «Дочки-матери». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Кто в доме живет?», «Один дома». Конструктивная деятельность |
Учитель-дефектолог | 1.Познавательное занятие: «Мама, папа, я – вся моя семья». | ||
Домашние птицы. Воспитатель | 1. Познавательное занятие: «Что за существа – птицы?». 2. Развитие речи: «На птичьем дворе», 3. Коррекционное занятие. 4. Конструирование: «Петушок». | -Чтение «Гадкий утенок». - Рассматривание иллюстраций по теме. - Пальчиковая игра: «Хозяюшка», -Игры и упражнения на развитие мышления: «Назови одним словом», «Отвечай быстро», «Ассоциации». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Разрезные круги», «Танграмм», «Словесные модели». - Рисование по клеточкам; - Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу | С/р. игра: «Дом». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Чей малыш?», «Большие и маленькие». Конструктивная деятельность |
Учитель-дефектолог | 1.Познавательное занятие: «Кто живет во дворе?». | ||
Профессии. Воспитатель | 1. Познавательное занятие: «Моя работа». 2. Развитие речи: «Кем я хочу быть?». 3. Коррекционное занятие. 4. Конструирование: «Мой инструмент». | -Чтение: С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». - Рассматривание иллюстраций по теме. - Пальчиковые игры: «Что принес нам почтальон?», «У нас семья большая». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Волшебные кляксы», «Кому что?». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает – не бывает», «Скажи, как надо», «Полоски». - Рисование по клеточкам; - Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу | С/р. игры: « Почта», «Ателье», «Больница», «Магазин». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Кем быть?», «Профессии». Конструктивная деятельность |
Учитель-дефектолог | 1.Познавательное занятие: «кем работают мои родители?». |
Декабрь
Программные задачи:
- закреплять у детей умения использовать все анализаторы для целостного восприятия предметов;
- закреплять умения детей концентрировать свое внимание на предметах, наблюдательность;
- учить детей опосредованному, осмысленному запоминанию; закреплять умения использовать разные виды памяти в своей деятельности;
- продолжать учить использовать логичность и обоснованность мыслительных действий;
- развивать фантазию, воображение.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Зима | 1. Познавательное занятие: «Что бывает зимой?» 2. Развитие речи: «Что нам нравится зимой?». 3. Рисование: «А снег идет, а снег идет». 4. Лепка: «Снег метлою разгребая, идет баба Снеговая». 5. Аппликация: «Идет волшебница зима». 6. Конструирование: «Белая береза под моим окном». | -Чтение: И. С. Никитин «Встреча зимы», Тружнева «Первый снег». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Снеговик». - Пальчиковая игра: «Елочка». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи на ощупь», «Ритм», «Ищи свой домик». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Найди отличия», «Корректор». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Художник», «Повторяй звук», «Дощечки». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Говори наоборот», «Ассоциации», «Отгадывание небылиц». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Расскажи стихотворение руками», «Придумай загадку», «Отгадай портрет». | С/р. игра «Путешествие в лес». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Времена года». Конструктивная деятельность Режиссерская игра «12 месяцев». |
Зимующие птицы | 1. Познавательное занятие: «Какие птицы с нами зимуют?». 2. Развитие речи: «Зимующие птицы». 3. Рисование: «Длиннохвостая сорока». 4. Лепка: «Воробьишка по снегу прыг, прыг». 5. Аппликация: «Синичка – невеличка». 6. Конструирование: «Сорока – Ворона». | -Чтение Яшин «Покормим птиц», -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Воробей». - Пальчиковая игра: «Кормушка». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Разложи по кучкам», «Ищи свой дом», «Назови изображение». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Чей силуэт?», «Найди отличия», «Разведчики». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Шкафчики». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Назови одним словом», «Ассоциации», «Бусинки». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Необычные картинки», «Скажи, как надо», «Названия». | С/р. игра «Прогулка в зимний лес». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Угадай птицу», «Собери птиц». Конструктивная деятельность |
Одежда. Обувь. | 1. Познавательное занятие: «Для чего нам обувь?». 2. Развитие речи: «Я люблю одеваться». 3. Рисование: «Магазин одежды». 4. Лепка: «Красивое платье». 5. Аппликация: «Две сестрички-рукавички». 6. Конструирование: «Валенки, валенки не подшиты стареньки». | -Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Помощники». - Пальчиковая игра: «Новые кроссовки». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Сравни предметы». «Узнай, что изображено», «Найди предмет по цвету». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Что перепутал художник?», «Линии», «Запрещенное движение». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Запоминаем вместе». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Сравнение и различение понятий», «Вербальные аналогии», «Работаем с сюжетом». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Когда это бывает?», «Необычная одежда», «Сложи квадрат». | С/р. игра «Магазин одежды», «Ателье». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Шьем платье кукле». Конструктивная деятельность |
Новый год. | 1. Познавательное занятие: «Как нам весело зимой». 2. Развитие речи: «Сказка для деда мороза». 3. Рисование: «Горка крутая, вся ледяная». 4. Лепка: «Снегурочка в длинной шубе». 5. Аппликация: «Елочка в иголочку». 6. Конструирование: «Снеговик». | -Чтение Г. Сергеев «Елка», рус. Нар. сказка «Снегурочка». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Елочка». - Пальчиковые игры: «Снежок», «Мы во двор пошли гулять». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Почтовый ящик», «Подбери по форме», «Не ошибись». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Найди отличия», «Путаница». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «запоминаем вместе». -Игры и упражнения на развитие мышления: « кому что надо?», «Составь фигуру», «Найди ошибку». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграм», «коллективное рисование», «найди и назови». | Художественно-продуктивная деятельность детей. Конструктивная деятельность |
Январь
Программные задачи:
- развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
- учить детей осознанно переключать свое внимание между объектами; развивать зрительное внимание;
- развивать у детей слуховую, зрительную и тактильную память;
- развивать у детей наглядно-действенное мышление; формировать у детей наглядно-образное мышление;
- развивать побуждения к творческим проявлениям.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сказки. | 1. Познавательное занятие: «Что такое сказка?». 2. Развитие речи: «Сочиняем сказку вместе». 3. Рисование: «Заюшкина избушка». 4. Лепка: «Теремок». 5. Аппликация: «»Сказочный лес». 6. Конструирование: «Мишка косолапый». | -Чтение Васнецов «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Сказка Теремок». - Пальчиковая игра: «Хозяйка однажды с базара пришла». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Звуковые загадки», «Ищи свой дом», «Разложи по кучкам». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Чей силуэт?», «Найди отличия», «Запрещенное движение». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Вербальные аналогии», «Ассоциации». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Говори наоборот», «Шоколадная страна». | Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра: «Мои любимые сказки». Конструктивная деятельность Просмотр мультфильмов – сказок. Режиссерские игры. |
Животные севера и жарких стран. | 1. Познавательное занятие: «Северное царство». 2. Развитие речи: «А в Африке на речке Лимпопо». 3. Рисование: «На крайнем Севере». 4. Лепка: «Слоненок». 5. Аппликация: «Тигр». 6. Конструирование: «Северное сияние». | -Чтение Б. Житков «Про слона», Л. Крылов «Обезьяна». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Кенгуру», «Обезьянка». - Пальчиковая игра: «Где обедал воробей?». -Игры и упражнения на развитие восприятия:: «Волшебный мешочек», «Сделай по образцу», «Ритм». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сравни животных», « Найди по цвету». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Дощечки», «Повторяй звук», « запрещенное слово». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди закономерности». -Игры и упражнения на развитие воображения: «На что похоже?», «Необычное животное», «Дорисуй». | С/р. игра «Зоопарк», «Прогулка в Африку». Художественно-продуктивная деятельность детей. Конструктивная деятельность Просмотр документальных фильмов по теме. |
Февраль
Программные задачи:
- продолжать развивать у детей все виды восприятия;
- продолжать развивать у детей умение осознанно переключать свое внимание;
- продолжать развивать у детей умение использовать все виды памяти в обыденной жизни;
- продолжать формировать навыки использования наглядно-образного мышления;
- продолжать развивать творческое воображение, фантазию.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Домашние животные | 1. Познавательное занятие: «Наши младшие друзья». 2. Развитие речи: «Как собака друга искала». 3. Рисование: «Распишем лошадку». 4. Лепка: «Гоп, гоп, гоп – конь живой». 5. Аппликация: «Идет коза рогатая». 6. Конструирование: «Три поросенка». | -Чтение С. Маршак «Усатый – полосатый», Л. Толстой «Котенок». Н. Носов «Живая шляпа». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Теленок». - Пальчиковая игра: «Хозяюшка». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Ритм», «Определи на ощупь»,Ю «Подбери по форме». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Кодирование», «Линии», «Найди отличия». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Словесный портрет», «Кто изчез из круга?», «Немые». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики и флажок», «Отвечай быстро», «Вербальные аналогии». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Необычное животное», «Создай и имя дай». | С/р. игра «В деревне». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Наши животные», «Лото», «Золотой петушок». Конструктивная деятельность. Просмотр мультфильмов про животных. |
Дикие животные | 1. Познавательное занятие: Лесные жители». 2. Развитие речи: «Кито в лесу живет?». 3. Рисование: «Животные в лесу». 4. Лепка: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной». 5. Аппликация: «Мишка косолапый по лесу идет». 6. Конструирование: «Волчок – серый бочок». | -Чтение: Н.Сладков «Белка и медведь», С. Козлов «как Ежик с Медвежонком протирали звезды». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «У медведя во бору», - Пальчиковая игра: «Белка», «Лиса». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай, что изображено», «Сравни животных», «Тишина». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Путаница», «Лабиринты», «Найди отличия». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Художник», «Кто исчез?», «Повторяй». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики», «Найди ошибку», «Ассоциации». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграм», «Говори наоборот», «Расскажи стихотворение руками». | С/р. игра «Прогулка в лес». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игры: «Чей малыш?», «Большие и маленькие». Конструктивная деятельность Режиссерская игра: «Заюшкина избушка». |
Родина. Город. | 1. Познавательное занятие: Защитники страны». 2. Развитие речи: «Кто Родину защищает?». 3. Рисование: «Самолеты летят сквозь облака». 4. Лепка: «Я – солдат». 5. Аппликация: «Плывет, плывет кораблик». 6. Конструирование: «Мой город – мой дом». | -Чтение: Б. Житков «Красные командиры», К. Ушинский «Наше Отечество», Л. Кассиль «Москва». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Пограничник». - Пальчиковая игра: «Праздник». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай, что изображено», «Музыка и ритм», «Ищи свой дом». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Путаница», «Найди отличия», «Лабиринты». -Игры и упражнения на развитие памяти: «»Расставь по порядку», «Изобрази чувства», «Лото». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Маленькая хозяйка», «Найди ошибку». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает не бывает», «Шоколадная страна», «Разрезные круги». | С/р. игра «Автобус». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «На дороге». Конструктивная деятельность Рассматривание фотовыставки «Мой город». Самостоятельные игры с использованием макета города. |
Транспорт. | 1. Познавательное занятие: «Транспорт, какой он?». 2. Развитие речи: «Мой транспорт». 3. Рисование: «Самая красивая машина». 4. Лепка: «Грузовая машина». 5. Аппликация: «Самолет летит, летит». 6. Конструирование: Автобус». | -Чтение: К. Аран «Едим, плаваем, летим», С. Сегом «Машины нашей улицы». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Мчится поезд», «Шофер». - Пальчиковые игры: «Самолет», «Летчик», «Теплоход». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Найди транспорт», «Подбери по форме», «Ритм». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Что изменилось?», «Лабиринты», «Путаница». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни картинку», «Слушай и повторяй», «Прогулка в картинках». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Кому что?», «Ассоциации». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Отгадай предмет», «Бывает – не бывает», «Волшебные кляксы». | С/р. игры: «Автобус», «Поезд». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Законы улиц и дорог». Конструктивная деятельность Просмотр мультфильмов о транспорте. |
Март
Программные задачи:
- совершенствовать у детей зрительное восприятие; продолжать развивать слуховое и тактильное восприятия;
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, учить распределять свое внимание между предметами;
- совершенствовать у детей наглядно-образную память, продолжать развивать словесно-логическую память;
- совершенствовать у детей наглядно-действенное мышление, развивать наглядно-образное мышление;
- продолжать развивать фантазию, творческое воображение.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Весна. | 1. Познавательное занятие: «Что весной бывает?». 2. Развитие речи: «Пришла весна, отворяй ворота». 3. Рисование: «Моя мама самая лучшая». 4. Лепка: «Цветок для мамы». 5. Аппликация: «Мамочке любимой подарок подарю». 6. Конструирование: «Пробуждение весны». | -Чтение: СА. Вангели «Подснежники», В. Бианки «Три весны». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Подснежники». - Пальчиковая игра: «Мы во двор пошли гулять». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери по образцу», «Найди предмет по цвету», «Разложи по кучкам». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Корректор», «Путаница». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Шкафчики», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Кому что надо», «Назови одним словом». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Когда это бывает?», «Говори наоборот», «Сравнение». | С/р. игра «Дочки – матери». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Времена года». Конструктивная деятельность Просмотр мультфильма «12 месяцев». |
Посуда. | 1. Познавательное занятие: «Для чего нужна еда?». 2. Развитие речи: «Хлеб – всему голова». 3. Рисование: «Чудо-ложка». 4. Лепка: «Продукты для магазина». 5. Аппликация: «Украшение для подноса». 6. Конструирование: «Что на кухне?». | -Чтение К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Б. Гримм «Горшочек каши». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Чайник», «Посуда». - Пальчиковая игра: «Помощники». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Сделай так», «Найди посуду», «Зашей салфетки». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Перепутанные линии», «Сделай так же», «Найди отличия». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Слушай и повторяй», «Что исчезло?», «Художник». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Скажи, что неверно», «Бусинки», «Классификация». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Расскажи стихи руками», «Колумбово яйцо», «На что похоже?». | С/р. игры: «Магазин посуды», «Дом». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Варим суп». Конструктивная деятельность Просмотр мультфильма «Федорино горе». |
Школа. | 1. Познавательное занятие: «Скоро в школу мы пойдем», 2. Развитие речи: «Собираем портфель». 3. Рисование: «По замыслу», 4. Лепка: «Школьные принадлежности». 5. Аппликация: «Ты - первоклассник». 6. Конструирование: «Закладки для книг», | -Чтение: Л. Толстой «Филиппок», З. Александрова «В первый класс пришла с цветами Света». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности: «Скоро в школу». - Пальчиковая игра: «В школу». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Назови предметы, которые видишь», «Подбери по форме», «Найди по цвету». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Сей силуэт?», «Найди отличия». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое число», «Какая струна звучит?», «Определи по шагам». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Классификация предметов», «Домики». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Найди рифму», «Волшебные кляксы», «Придумай историю». | С/р. игра «Школа». Художественно-продуктивная деятельность детей. Конструктивная деятельность Просмотр мультфильма «Витя Малеев в школе». |
Апрель
Программные задачи:
-- продолжать отрабатывать у детей умение использовать все виды восприятия в процессе обследования предметов;
- учить детей переключать внимание между предметами; совершенствовать навыки концентрировать и удерживать внимание на предметах;
- продолжать развивать у детей логическое мышление;
- развивать сообразительность, фантазию.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Игрушки. | 1. Познавательное занятие: «Игрушки нашей группы», 2. Развитие речи: «Мой друг детства». 3. Рисование: «Мы милашки – неваляшки», 4. Лепка: «Моя любимая игрушка». 5. Аппликация: «Пирамидка для малышей». 6. Конструирование: «Магазин игрушек». | -Чтение: С. Маршак «Мяч», «Три товарища», Л. Квитко «Два друга», Е. Серова «Нехорошая история». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Мячик», «Помоги Андрюшке». - Пальчиковые игры: «Игрушки», «Ванька-встанька». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Не ошибись, Петрушка», «Кто разбудил Мишку?», «Разложи по кучкам». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Рыболов», «Разведчики», «Найди отличия». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Шкафчики», «Запомни порядок», «Что изменилось?». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь игрушку», «Домики», «Отвечай быстро». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Найди рифму», «Сложи квадрат». | С/р. игра «Детский сад», «Магазин игрушек». Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра «Эволюция игрушек» Конструктивная деятельность |
Космос. | 1. Познавательное занятие: «Мы – земляне». 2. Развитие речи: «Космическое пространство». 3. Рисование: «На орбите». 4. Лепка: «Мы – космонавты». 5. Аппликация: «Ракета в космосе». 6. Конструирование: «Планета – Земля». | -Чтение Бородин «Полет в космос», «Первый космонавт». -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игры малой подвижности: «Ракета», «Астроном». - Пальчиковая игры: «Космонавт», «Ракета и я». -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Ищи свой дом», «Ритм», «Определи на ощупь». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай также», «Путаница», «Корректор». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Что изменилось?», «Дощечки», «Запомни порядок». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Отгадай предмет», «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграмм», «Скажи, как надо», «На что похоже?». | С/р. игра «Полет в космос». Художественно-продуктивная деятельность детей. Конструктивная деятельность |
Водный мир. | 1. Познавательное занятие 2. Развитие речи 3. Рисование 4. Лепка 5. Аппликация 6. Конструирование | -Чтение -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности - Пальчиковая игра -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Продолжи ряд», «Найди ошибки», «Изучаем мир вокруг». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Отыскать число», «Не зевай», «Поем вместе». -Игры и упражнения на развитие памяти: « Учим загадки», «Найди друга», «Расставь по порядку». -Игры и упражнения на развитие мышления:»Классификация», «Составь рыбу из палочек», «Домики». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Соедини словами», «Воображение», «Волшебники». | С/р. игра Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра Конструктивная деятельность |
Мои зеленые друзья. | 1. Познавательное занятие 2. Развитие речи 3. Рисование 4. Лепка 5. Аппликация 6. Конструирование | -Чтение -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности - Пальчиковая игра -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Белый лист», «Цвета», «Найди игрушку». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Что не хватает?», «Животные», «Найди букву». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Словесный портрет», «Найди друга», «Что я нарисовал». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Несколько прямоугольников», «Покажи, что не подходит», «Ассоциации». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Составь предложение», «Полоски», «Что произойдет?». | С/р. игра Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра Конструктивная деятельность |
Май
Программные задачи
--продолжать совершенствовать все виды восприятия детей (зрительное, слуховое, тактильное);
- продолжать развивать у детей произвольное внимание;
- продолжать развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную);
- развивать логическое мышление;
- развивать творческое воображение.
Лексические темы | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Насекомые. Цветы. | 1. Познавательное занятие 2. Развитие речи 3. Рисование 4. Лепка 5. Аппликация 6. Конструирование | -Чтение -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности - Пальчиковая игра -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Кто наблюдательнее», «Ритм». «Раздели круги». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Исправь ошибку», «Да и нет не говорить», «Разведчики». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Расставь по порядку», «Лото», «Воспроизведение рассказа». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Вербальные аналогии», «Бусинки». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Соедини слова», «Укрась слово», «Воображение». | С/р. игра Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра Конструктивная деятельность |
Времена года. | 1. Познавательное занятие 2. Развитие речи 3. Рисование 4. Лепка 5. Аппликация 6. Конструирование | -Чтение -Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме. - Игра малой подвижности - Пальчиковая игра -Игры и упражнения на развитие восприятия: «Тишина», «Найди и раскрась». «Кто, чем занимается?». -Игры и упражнения на развитие внимания: «Поем вместе», «Найди предмет, не похожий на другие», «Алфавит». -Игры и упражнения на развитие памяти: «Изобрази чувства», «Немые», «Найди букву». -Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики и флажок», «Отвечай быстро», «Говори наоборот». -Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает не бывает», «Волшебные превращения», «Нарисуй что-нибудь». | С/р. игра Художественно-продуктивная деятельность детей. Н/п игра Конструктивная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Консультация для педагогов....
Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...
"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...
Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".
МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаПодготовила:старший воспитатель и инструктор по физической культуре Титова Ольга Игоревна Смоленск, 2023 год....
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...