«Социально-личностное развитие через речевое развитие»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Зуева Т.А.
Воспитатель МАДОУ ЦРР №17
Тема: «Социально-личностное развитие через речевое развитие»
Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным .
Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.
Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, для его социализации. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника. Дефекты речи могут привести к неуверенности малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Развитие речи – процесс сложный, творческий, это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.
Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей в детском саду через:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
По инициативе взрослого учим детей вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Учим детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай построим гараж для машин», «Давай покатаем машинки»), договариваться о ролях («Я буду мама. Я буду укладывать куколку спать. А сейчас я буду варить суп. Приходите обедать»)
- Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Развитие связной речи.
Дети вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, договариваются о совместных действиях в игре, сообщают о своих впечатлениях и т.д.
Также дети осваивают умения принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Разложи героев сказки по-порядку») (слайд №6), сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.
Развитие грамматически правильной речи.
В течение года учили детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка – котенок, котята; учили осваивать структуру простого распространенного предложения, включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), вводить определения («Пойду гулять с новой куклой»), вводить обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку»)
Развитие звуковой культуры речи.
Учим детей правильно произносить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; развиваем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата, учим слышать в речи воспитателя звук (песенка ветра – у-у-у, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с, колокольчика – з-з-з и др.)
Учим детей использовать в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, части и свойства. Учим понимать значение обобщающих слов.
- Практическое овладение нормами речи.
Т.е. освоение правил речевого этикета. Учим использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения.
Наша совместная деятельность с детьми начинается с утреннего приема, где мы устанавливаем эмоциональный контакт, обогащаем словарный запас, учим детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказываться о происшедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Во время приветствия, мы выражаем чувство радости от встречи друг с другом или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обмениваемся комплиментами. Комплимент поднимает настроение, и побуждает нас к дальнейшей деятельности.
Для формирования у ребенка положительного отношения к себе мы создаем такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
С этой целью мы часто создаём такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. В группе размещаем фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.
Мы оформили альбомы, в которых собраны семейные фотографии, групповые снимки. В течение года выставляли рисунки, поделки каждого ребенка, показывали их родителям, сотрудникам, детям, хвалили в его присутствии. Отмечали дни рождения ребятишек всей группой, дарили подарки имениннику.
Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий (Например: «Покажем мишке уголок природы», «Я и мои друзья», «Моя любимая сказка» и т.д.)
Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие. («Поможем кукле: кукла упала и порвала платье», «Успокоим мишку», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.)
Организуя с ребятами ситуации поискового характера, необходимо следовать определенному алгоритму:
- Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? (Например: беседа «О чём грустит игрушка», «Что такое бактерии?»)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
- Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. (Например: «Научим Буратино различать деревья и кустарники»)
- И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)
Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
Для осуществления работы по социально-личностному развитию детей необходимо создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголок книги, театральный уголок, речевой уголок, дидактические игры, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.
- Работая год по данной теме, к концу года мы увидели достижения детей: Дети стали с удовольствием вступать в общение со знакомыми взрослыми людьми; понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляют инициативу в общении со взрослыми. Используют в общении общепринятые простые формы этикета.
- Дети проявляют интерес к общению со сверстником: привлекают к совместной игре, включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
- Совместно со взрослым охотно пересказывают знакомые сказки, по просьбе взрослого читают короткие стихи. По вопросам воспитателя составляют рассказ по картинке из 3-4 предложений.
Но ещё не все дети реагируют на обращение ко всем детям в группе и на обращенную речь только к нему. Есть дети, которые отвечают на вопросы отдельным словом, затрудняются в оформлении мысли в предложении. В речи многие слова заменяют жестами, используют автономную речь («язык нянь»). И над всем этим нам предстоит работать в этом году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...
Инновационные здоровьесберегающие технологии в социально-личностном и познавательно-речевом развитии дошкольников
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение ...
Социально - личностное развитие через игру.
Одной из важнейших задач социально- личностного развития ребёнка является формирование уверенности в себе и в своих силах....
"Социально - личностное развитие через игровую деятельность"
Игра - любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дош...
Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Социально – личностное развитие», «Познавательно – речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
формировать предпосылки экологического сознания, дать детям представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать эстетическое восприятие, умение с...
«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»
Проект по теме самообразования «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»...
Программа по социальному развитию детей через речевое развитие.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...