Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"
методическая разработка (старшая группа)
Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи с учетом Федеральных государственных требований. В статье рассматривается проектная деятельность, как одна из педагогических технологий направленная на умственное развитие, а также технология составления текстов сказочного содержания (Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко), направленная на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennoe_i_rechevoe_razvitie_doshkolnikov_s_onr.docx | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Колмакова Анна Андреевна,
воспитатель МБДОУ детский сад №150, г. Иркутск.
Умственное и речевое развитие дошкольников с общим
недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Федеральные государственные требования (далее ФГТ), определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное образовательное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
В ФГТ определены интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший необходимыми умениями и навыками; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Из перечисленных интегративных качеств, предусмотренных ФГТ, особый интерес для меня представляет такое качество как овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Это качество предполагает определенный уровень умственного и речевого развития. Как отмечается исследователями (Т.Д. Барменкова, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А. В. Ястребова, Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина и др.) у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) данное качество формируется с трудом.
Опираясь на работы М. В. Лазаревой, Т. С. Шевченко, Т. И. Баклановой, Г.Г.Новиковой, О. Ю. Зыряновой, О. А. Скоролуповой, Н. В.Фединой, Л.В. Трубайчук, в которых обозначены особенности интеграции в ДОУ; исследования, касающиеся детей дошкольного возраста, в том числе и с ОНР; О. С. Ушаковой, В. П. Глухова, Л. О. Кривощаповой, раскрывающие специфику развития речи; М. В. Хозиевой, Ж. И. Журавлевой, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко о важности словесного творчества в развитии навыков связной речи; Л. Г. Словьевой, А. П. Усовой, У. М. Сидоровой о взаимосвязи игры и речевого, умственного развития; технологии проектной деятельности как средства интеграции образовательных областей и активизации потребности детей в творческой самореализации (Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова, Е. В. Кадола, Е. С. Евдокимов и др.) и др.; мною выделены особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых направлено на улучшение умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи: интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования; интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста; реализация педагогических технологий умственного и речевого развития дошкольников с ОНР; совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей с ОНР. Более подробно остановимся на каждом из них.
Интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество» на основе календарно-тематического планирования, определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. В современных исследованиях планирование трактуется как заблаговременное определение системы и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Основная функция планирования - обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
В рамках программы «Детство» использование принципа интеграции является одним из значимых. Интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество» позволяет избежать повторяемости информации и аналогичности, задать единый алгоритм освоения, который, усваиваясь детьми, становится способом познания и переносится в новые условия для осуществления самостоятельного поиска.
В планировании образовательного процесса важным является учет целесообразности интеграции содержательных разделов, используемых средств, форм, корректности и этичности представления содержания в процессе интеграции (объединение без ущерба различных разделов). Важно, чтобы осваиваемое содержание не превращалось в простое дидактическое средство (картинку, фрагмент). Интеграция не должна приводить к потере эстетической и культурной ценностей изучаемых объектов. Так, при рассматривании (прослушивании) произведений искусства не следует создавать ситуации, в которых освоение познавательной информации (Что? Как? Когда?) будет приводить к разрушению целостного художественно-эстетического впечатления.
В планирование следует учитывать единство тематики образовательных ситуаций образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», определить линии интеграции, распределять информацию и варьировать методы, позволяющие создать целостную картину мира. Тематическое планирование и единые темы для образовательных ситуаций, позволяют выстроить общие линии для развертывания задач и содержания.
Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, организованная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения, трудовой. В соответствии с этим, применительно к теме исследования, следующей особенностью будет являться интеграция основных видов деятельности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой, коммуникативной).
Познавательно-исследовательская деятельность включает широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, сенсорное и математическое развитие. Продуктивная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструктивной деятельностью.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические, сюжетно-дидактические, развивающие и подвижные игры, игры путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-этюды и др. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр - драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, подготовкой к обучению грамоте. В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция основных видов деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи старшего возраста, будет способствовать успешному умственному и речевому развитию детей.
Так как на сегодняшний день в системе дошкольного образования большое внимание уделяется разработке и реализации современных педагогических технологий обучения и воспитания детей, я решила выделить ее в качестве третьей особенности, которое способствовало бы успешному умственному и речевому развитию дошкольников с ОНР. В своем исследовании я буду опираться на определение педагогической технологии, данное В.М. Монаховым: « … - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Одной из технологий интеграции образования в практике ДОУ, направленных на умственное развитие, является проектная деятельность.
Проектная деятельность (метод проектов) - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Под методом проектов Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина понимают способ достижения поставленной дидактической задачи. Метод проектов предполагает рассмотрение проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения в конкретном продукте, - с другой.
Я считаю, что в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно использовать типологию проектов, выделенную Е. С. Евдокимовой:
1) по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
2) по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности;
3) по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
4) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
5) по количеству частников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
6)по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Я полагаю, что в работе по улучшению умственного развития будут продуктивны типы проектов, выделенные Л. В. Киселевой и приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Типы проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
1№ | Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
1 | Исследовательскотворческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старший дошкольный возраст |
2 | Ролево – игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Со второй младшей группы |
3 | Иноформационно- практико- ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Со средней группы |
4 | Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Со второй младшей группы |
Проектная деятельность в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки и творчества. Результаты выполненных проектов должны быть конкретными и практически ориентированными. В проекте объединяется содержание образования из образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество». Кроме того, открываются широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.
Среди технологий развития связной речи, на мой взгляд, наиболее эффективной для детей с общим недоразвитием речи является технология обучения детей составлению текстов сказочного содержания. Данная технология разработана Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и содержит игры и творческие задания, «позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время».
Работа по обучению детей с общим недоразвитием речи составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада в рамках этой технологии организуется по двум направлениям:
Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).
Создание педагогических условий для усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи некоторых моделей составления сказок: модель составления сказки с помощью метода «Каталога», модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа», модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора», модель составления сказки с помощью ТПФ.
Метод «Каталога» выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа; системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени. Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
Таким образом, для успешного умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, воспитателю в ходе непосредственной образовательной деятельности необходимо использовать технологию проектной деятельности и составления текстов сказочного содержания.
Опираясь на работы Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, О.А. Скоролуповой, Н.В. Фединой, которые уделяли внимание проблемам интеграции образовательных областей, я выделяю совместную со взрослыми и самостоятельную деятельность детей, как одну из особенностей улучшения умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Совместная деятельность взрослого и детей является важной моделью организации образовательного процесса дошкольников, которая осуществляется в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности. Реализация совместной деятельности проходит в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах работы с воспитанниками.
Чтобы у дошкольников вызвать интерес к совместной деятельности с педагогом, нужно создать определенные педагогические условия: общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения. Правильно построенный воспитателем педагогический процесс, сформирует у детей отношения сотрудничества в форме деловых и личностных контактов. Организация совместных видов деятельности оказывает большое воспитательное значение: у детей формируется способность объединять усилия, умение согласовывать действия, умение действовать по правилу, умение точно выполнять задание взрослого, умение планировать как совместную так индивидуальную работу, а так же формируется способность подчинять частные интересы общим целям.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова выделяют два варианта интеграции образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, которые представлены на рисунке 1.
Вариант 1
Вариант 2
Рис. 1. Интеграция организованной образовательной деятельности и
образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах
Первый вариант предполагает, что в интеграции образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество.
Второй вариант интеграции образовательной деятельности возможен тогда, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.
Образовательная деятельность также осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности, в которой прослеживается интерес детей к реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная деятельность, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослыми деятельности, обеспечивает практикование в приобретенных умениях и переход к творческому решению задач деятельности. В процессе интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», возможно использование следующих форм самостоятельной деятельности дошкольника с общим недоразвитием речи: сюжетно-ролевые, театрализованные игры; развивающие и логические игры; речевые игры; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др. Организации самостоятельной деятельности детей с ОНР способствует ситуации общения, возникающие в естественной деятельности детей. Например: ситуация общения, направленные на упражнение детей в использовании освоенных речевых норм.
Мы видим, что совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей, играет важную роль в улучшении умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Это прослеживается в том, что при организации педагогом совместных видов деятельности, у детей формируются способность объединять усилия, умение согласовывать действия, умения действо по правилу и руководствоваться им, умение выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, умение планировать свою деятельность. Самостоятельная деятельность, предполагает, что полученные детьми знания и умения по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество», будут использоваться в новой практической деятельности.
Таким образом, я считаю, что выделенные особенности интеграции образовательных областей, будут способствовать улучшению умственного и речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Особое значение приобретает технологии проектной деятельности и развития связной речи. Проектная деятельность определяется, как совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В литературе рассматриваются виды, типы проектов, этапы работы над ними. Технология развития связной речи (составление текстов сказочного содержания) содержит игры и творческие задания, основные направления работы, методы составления сказок.
Ссылки на источники:
1. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: ПО «Север»,1994 . – 152 с.
2. Безрукова, В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации [Текст] / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. – Свердловск, 1990. – С. 5-25.
3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: 2008. – 68с.
4. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Переработано в соответствии с федеральными государственными требованиями [Текст] / Т. И. Бабаева [и др.]. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 123 с.
5. Кадола, Е. В. Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Кадола// Вестник Омского университета. – 2009. – №3. – С.258 – 260.
6. Колисниченко, Т. Н. Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / Т. Н. Колисниченко. – ИПК и ППРО ОГПУ. –http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-dou-2012/231dou.htm (8 июня 2013)
7. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко.– М., 2004. – 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы , выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество" на тему "Ёжик Егорка"
Данная непосредственно образовательная деятельность может быть организована как с подгруппой детей, так и со всей группой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)«Зайчишка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «День победы» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла ГеоргиевнаЦель: Знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, развитие эмоциональной отзывчивост...
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «День Космонавтики» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. МоскваПодготовил воспитатель: Арутюнова Элла ГеоргиевнаЦель: знакомство детей достижениями космонавтики, углубление знаний о космосе, астрономии.Задачи:Образова...
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-роле
Разработка календарно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольник...