Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-роле
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Бабасева Алла Васильевна

Разработка календарно-тематического планирования  непосредственно образовательной деятельности  по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №442 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОРАБЛИК»

Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр

Выполнил:

Воспитатель логопедической группы №5 «Непоседы»

Алла Васильевна Бабасева

б/к

Новосибирск, 2016г.


Выполнил:

Воспитатель логопедической группы №5 «Непоседы»

Алла Васильевна Бабасева

б/к

г. Новосибирск

2017г.

Тема занятия

Направления работы

Коррекционная работа

Январь

3 неделя

«Посуда»

1 занятие:

Цель: уточнение понятий о  пространственных представлениях по лексической теме «Посуда»

Задачи:

. Вспомнить и обобщить характеристику посуды – величину, цвет, размер, материал.

2. Развить пространственные представления по теме «Посуда. Вспомнить какие бывают виды посуды, для чего она используется.

Дать определение понятия – повар, объяснить детям, чем  занимается повар, как он выглядит.

3. Закрепить правильное произношение существительных и глаголов по теме «Посуда» в сюжетно-ролевой игре. Например: продавец, продаёт, взвешивает, весы, пакет, касса, товары.

Индивидуальные занятия

НОД

1.Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [х], [х҆ ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение сюжетно-ролевой игры «Магазин». В ходе игры дети развивают пространственную ориентировку образа предмета (форму, величину, размер, структурный материал) и его месторасположения в пространстве.

2 занятие:

Цель: закрепление полученной информации по лексической теме «Посуда».

Задачи:

1. Вспомнить, какая бывает посуда по видам , уточнить пространственные характеристики.

3. Закрепить полученные знания по теме «Посуда» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Посуда», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Праздник у меня – день рождения». В ходе игры дети отрабатывают навыки взаимопомощи взрослому, форму, величину посуды, и их цветовую характеристику, принадлежность.

4 неделя

«Продукты питания»

3 занятие:

Цель: уточнение информации о  пространственных представлениях по лексической теме «Продукты питания»

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить характеристики овощей и фруктов – величину, цвет, размер, вкусовые качества.

2. Развить пространственные представления по теме «Продукты питания». Вспомнить какие бывают магазины, что в них продается. Дать определение понятия – продавец, объяснить детям, чем  занимается продавец, как он выглядит.

3. Закрепить правильное произношение существительных и глаголов по теме «Продукты питания» в сюжетно-ролевой игре. 

1.Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [с], [с҆ ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение сюжетно-ролевой игры «Магазин». В ходе игры дети развивают пространственную ориентировку образа предмета (формы, величины, размера) и его месторасположения.

4 занятие:

Цель: закрепление полученной информации по лексической теме «Продукты питания».

Задачи:

1. Вспомнить, что какие бывают продукты питания по видам сырья, уточнить пространственные характеристики.

3. Закрепить полученные знания по теме «Продукты питания» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки». В ходе игры дети отрабатывают навыки взаимопомощи взрослому, форму, величину продуктов питания, и их цветовую характеристику, принадлежность.

Февраль

1 неделя

«Я и моя безопасность. Правила дорожного движения»

5 занятие:

Цель: уточнение понятий о  пространственных представлениях по лексической теме «Я и моя безопасность. Правила дорожного движения»

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить характеристику знаков дорожного движения – величину, цвет, размер, форму, изображение.

2. Развить пространственные представления по теме «Я и моя безопасность. Правила дорожного движения». Вспомнить какие бывают опасные ситуации дома и на улице. Дать определение понятия – полицейский, объяснить детям, чем  занимается полицейский, как он выглядит.

3. Закрепить правильное произношение существительных и прилагательных по теме «Я и моя безопасность. Правила дорожного движения «в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [з], [з҆ ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение сюжетно-ролевой игры «Полицейский». В ходе игры дети развивают пространственную ориентировку образа человека в военной форме, и изображения дорожных знаков(формы, величины, цвета, размера) и их месторасположение.

6 занятие:

Цель: закрепление полученной информации по лексической теме «Я и моя безопасность. Правила дорожного движения».

Задачи:

1. Вспомнить, какие бывают дорожные знаки по форме, цвету, размеру, величине, применению, уточнить пространственные характеристики.

3. Закрепить полученные знания по теме «Продукты питания» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Я и моя безопасность. Правила дорожного движения», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Пожарные». В ходе игры дети отрабатывают навыки взаимопомощи взрослому, форму, величину дорожных знаков, и их цветовую характеристику, принадлежность

2 неделя

«Профессии»

7 занятие:

Цель: уточнение информации о пространственных представлениях по лексической теме «Профессии»

Задачи:

1. Объяснить детям значение слова профессия, научить понимать, для чего необходима человеку профессия.

3. Закрепить пространственные характеристики о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры.

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [ц] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение сюжетно-ролевой игры «Поезд», позволяет детям соотнести человека и его деятельностью в процессе игрового момента, при этом используются предлоги «у», «к», «на»

8 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «Профессии».

Задачи:

1. Вспомнить какие бывают профессии, их пространственные характеристики.

2.  Закрепить полученные знания по теме «Профессии» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Профессии», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Больница», позволяет детям разграничить характеристику элементов формы одежды, что и позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

3 неделя

 «День защитника Отечества»

9 занятие:

Цель: уточнение информации о  пространственных представлениях по лексической теме «День защитника Отечества»

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить знания о понятиях – Отечество, Родина, защита, защитник и аналогичные существительные по данной теме.

2. Развить пространственные представления по теме «День защитника Отечества»

Вспомнить какие бывают виды транспорта, защищающие нашу Родину. Дать определение понятия –солдат –, объяснить детям, чем  занимается солдат, как он выглядит.

3. Закрепить правильное произношение существительных, глаголов, наречий по теме «День защитника Отечества» в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [ж] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Продукты питания», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «На границе». В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед» отражающие пространственные характеристики.

10 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «День защитника Отечества».

Задачи:

1. Вспомнить какие профессии защищают наше Отечество и день и ночь.

2.  Закрепить полученные знания по теме «День защитника Отечества», посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «День защитника Отечества», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Солдаты в бою», позволяет детям разграничить характеристику элементов формы одежды военнослужащих, что и позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

4 неделя:

«Моя семья»

11 занятие:

Цель: уточнение понятий о  пространственных представлениях по лексической теме: «Моя семья»

Задачи:.

1. Развить пространственные представления по теме «Моя семья», с помощью расширения понятий о родственных связях. Раскрыть значение понятий и дать им множественное значение – мама (мамы), папа (папы), сестра (сёстры), брат (братья), дедушка(дедушки), бабушка(бабушки).

2. Закрепить правильное произношение существительных и прилагательных в единственном и множественном числе по теме «Моя семья» «в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Моя семья», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Праздник». В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед, после» отражающие пространственные характеристики.

12 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «Моя семья.

Задачи:

1. Вспомнить какие бывают родственные связи, их пространственные характеристики.

2.  Закрепить полученные знания по теме «Моя семья»посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Моя семья», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «В гостях у тёти и дяди» позволяет детям разграничить взаимосвязь общения родственников между собой.

Март

1 неделя:

«Международный женский день»

13занятие:

Цель: уточнение информации о  пространственных представлениях по лексической теме «Международный женский день».

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить знания о понятиях – женщина, мама, бабушка, сестра и аналогичные существительные по данной теме.

2. Развить пространственные представления по теме «Международный женский день».

Вспомнить какие исполняют обязанности женщины каждый день. Дать определение понятия –материнство.

3. Закрепить правильное произношение существительных, глаголов, наречий по теме «Международный женский день».в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [ч] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Международный женский день».путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Я помогаю маме». В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед» отражающие пространственные характеристики.

14 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «Международный женский день».

Задачи:

1. Вспомнить какие профессии присваиваются женщинам.

2.  Закрепить полученные знания по теме «Международный женский день», посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Международный женский день».путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Больница», позволяет детям разграничить характеристику элементов формы одежды врачей, медицинских сестёр, что и позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

2 неделя:

«Ранняя весна. Перелётные птицы»

15 занятие:

Цель: уточнение информации о пространственных представлениях по лексической теме «Ранняя весна. Перелётные птицы».

Задачи:

1.Дать характеристику природных явлений времени года – весна.

2. Развить пространственные представления по теме «Ранняя весна. Перелётные птицы», какие свойства имеют деревья, растения, откуда прилетают перелётные птицы, где живут, чем питаются.

3. Закрепить пространственные  характеристики  по теме «Ранняя весна. Перелётные птицы», посредством сюжетно-ролевой игры.

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [щ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Ранняя весна. Перелётные птицы» путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Скворцы». В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед» отражающие пространственные характеристики.

16 занятие:

Цель: закрепление  полученной информации по лексической теме «Ранняя весна. Перелётные птицы».

Задачи:

1. Вспомнить природные явления весны, её пространственные характеристики, особенности действий перелётных птиц.

2. Закрепить полученные знания по теме «Ранняя весна. Перелётные птицы», посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Ранняя весна. Перелётные птицы», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Найди своё место», «Садовод», позволяет детям разграничить характеристику элементов формы одежды садовода, что и позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

3 неделя:

«Домашние животные и их детёныши»

17 занятие:

Цель: уточнение информации о пространственных представлениях по лексической теме «Домашние животные, и их детёныши»

Задачи:

1. Ознакомиться  с характеристикой домашних животных и их детенышей, отработать правильное произношение название домашних животных.

2.Расширить словарный запас, путём уточнения внешних признаков каждого животного, где оно обитает, какую пользу приносит человеку.

3. Развить пространственные представления о величине, частях тела животных, сравнивая взрослых домашних животных и их детенышей,

4.Закрепить пространственные характеристики о домашних животных и их детенышей посредством сюжетно-ролевой игры.

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [л], [л҆ ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Домашние животные, и их детёныши» путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Жадный кот», в ходе которой ребёнок путём сложения частей животного под музыкальный ритм, развивает пространственную ориентировку

18 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках животных по лексической теме «Домашние животные, и их детёныши»».

Задачи:

1. Вспомнить какие бывают домашние животные, их пространственные характеристики (части тела).

2. Закрепить полученные знания по теме «Домашние животные  и их детёныши»» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Домашние животные, и их детеныши», путем включения в занятия дидактического наглядного материала и игрушек

Использование сюжетно-ролевой игры «Прыжок», позволяет в динамике разграничить взрослых животных и детёнышей домашних животных, при этом использовать предлоги «перед», «после», «около»

4 неделя:

«Дикие животные и их детёныши»

19 занятие:

Цель: уточнение и закрепление информации о пространственных представлениях по лексической теме «Дикие животные, и их детёныши»

Задачи:

1. Изучить и запомнить диких животных и их детенышей, их названия, отработать правильное произношение название диких животных.

2.Расширить пространственные представления, путём уточнения внешних признаков каждого животного, где оно обитает, чем питается.

3. Развить пространственные представления о величине, частях тела животных, сравнивая взрослых диких животных и их детёнышей. Научить образовывать названия детёнышей с помощью употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4.Закрепить пространственные характеристики о диких животных и их детёнышей посредством сюжетно-ролевой игры.

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Автоматизация звука [р], [р҆ ] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Дикие животные, и их детёныши»путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Найди быстро ошибку», «Воробушки» позволяет детям соотнести форму, размер, цвет, величину предметов взрослых животных и их детёнышей путём употребления предлогов «на»

20 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственной характеристике животных по лексической теме «Дикие животные, и их детёныши».

Задачи:

1. Вспомнить какие бывают дикие животные, их пространственные характеристики.

2. Закрепить полученные знания по теме «Дикие животные, и их детёныши» посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Дикие животные, и их детеныши», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Пчёлы и медвежата» позволяет выявить в динамике, каким образом дети разграничивают пространственно-временное соотношение времени года и действий животных в определённый период

Апрель

1 неделя:

«Рыбы»

21занятие:

Цель: уточнение информации о  пространственных представлениях по лексической теме «Рыбы».

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить знания о понятиях рыбы, речные, морские, рыбы океана.

2. Развить пространственные представления по теме «Рыбы».

Вспомнить какие действия выполняет каждый вид рыбы.

3. Закрепить правильное произношение существительных, прилагательных, глаголов, по теме «Рыбы»в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Дифференциация звуков [б], [п] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «Дикие животные, и их детёныши»путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Рыболов». В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед» отражающие пространственные характеристики.

22 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «Рыбы».

Задачи:

1. Вспомнить какие существуют виды рыб, чем они питаются.

2.  Закрепить полученные знания по теме «Рыбы», посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Рыбы», путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Капитан», позволяет детям разграничить характеристику элементов формы одежды капитана корабля, что и позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

2 неделя:

«День космонавтики»

23занятие:

Цель: уточнение информации о  пространственных представлениях по лексической теме «День космонавтики».

Задачи:

1. Вспомнить и обобщить знания о понятиях – человек, ракета, космос, планеты и другие существительные по данной теме.

2. Развить пространственные представления по теме «День космонавтики».

Вспомнить какие исполняют обязанности космонавты при подготовке к полёту. Дать определение понятия – метеоры, луноход.

3. Закрепить правильное произношение существительных, глаголов, наречий по теме «День космонавтики» в сюжетно-ролевой игре. 

1. Пальчиковая гимнастика;

2.Дыхательная гимнастика; 3.Логопедический массаж;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, в словах, во фразах, в предложениях;

6.Расширение пространственных представлений по теме «День космонавтики»путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры «Я строю ракету», «Собери части лица космонавта», В ходе игры дети отрабатывают включение предлогов «на, в, под, перед» отражающие пространственные характеристики.

24 занятие:

Цель: закрепление полученной информации о пространственных характеристиках по лексической теме «Международный женский день».

Задачи:

1. Вспомнить какие профессии присваиваются женщинам.

2.  Закрепить полученные знания по теме «Международный женский день», посредством сюжетно-ролевой игры.

Расширение пространственных представлений по теме «Международный женский день».путем включения в занятия дидактического наглядного материала.

Использование сюжетно-ролевой игры «Я – космонавт», позволяет детям разграничить характеристику элементов скафандра космонавта, это позволяет развить пространственные представления о взаимосвязи одежды и профессии человека

3 неделя:

«Подведение итогов коррекционной  работы»

25 занятие:

Итоговое занятие

«Обобщение пройденного материала»

Цель: понять усвоили дошкольники предоставленный материал по развитию пространственных представлений

Обобщение всех ранее изученных лексических тем, посредством включения в занятие компьютерной программы Smapt.

Обобщение изученного материала, сюжетно-ролевая игра «Обобщение» с использованием – логопедического лото.

Контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи

Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....

Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...