Формирование семейных ценностей через проектную деятельность
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Подготовила: Воспитатель Базанова Е.М.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы..
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Однако, в настоящее время, семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Одним из эффективных и современных методов, широко используемых в дошкольных образовательных учреждениях, сегодня, является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности.
Так, в нашей группе успешно реализуется образовательный проект «Моя семья ». Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 9 месяцев.
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.
Для реализации данной цели решались следующие образовательные и воспитательные задачи, которые вы видите на слайде
Образовательные задачи:
закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;
углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;
формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;
воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;
Для погружения детей в проект я перед детьми сформулировала проблему. Так, принеся в группу свои семейные фотографии и рассказывает о своих членах семьи, о традициях в своей семье (дни рождения, совместные походы в театр и др.), о значении своего имени и т.д. Далее педагог задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы Вы узнать о корнях вашей семьи?
После обсуждения совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традиции семьи.
Данный проект реализуется через следующие мини-проекты, которые организуются в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса в ДОУ, (на основе события, подготовке к празднику):
Мини - проект:
« Дом в котором я живу» . целью которого было, выяснить где живет ребенок, закрепления домашнего адреса.
«Наши любимые бабушки и дедушки» - октябрь – День пожилого человека.
• «мама – солнышко мое»- ноябрь- День Матери;
• «Папа – гордость моя» - февраль – день защитников Отечества;
• «При солнышке тепло – при матери добро» - март – международный женский день;
• « Мама, папа, я – спортивная семья»
«Моя семья – мое богатство»
а также в соответствии с принципами интеграции содержания дошкольного образования в различных видах детской деятельности: познавательно - поисковой, продуктивной, игровой; на основе деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС.
Так, при реализации мини-проекта «Наши любимые бабушки и дедушки», с детьми проводится беседа об истории возникновении семьи. Детям предлагается дома совместно с родителями обсудить, как познакомились бабушка с дедушкой, сколько детей они вырастили, кем работали или работают.
В процессе сбора информации в группе оформляется фотоальбом «Мои семья», дети совместно с родителями составляют рассказы о бабушках и дедушках. В группе воспитатель с детьми организует с детьми чтение художественных произведений о бабушках и дедушках, театрализованную деятельность по мотивам литературных произведений о бабушках и дедушках.
При реализации мини-проекта «Самые дорогие на свете люди» детям предлагается пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения.
В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи.
Родители принимают активное участие в групповой традиции «Встреча с интересными людьми», где знакомят детей со своей профессией, увлечениями, семейными традициями. Детям с помощью родителей предлагается в процессе познавательно-поисковой деятельности найти ответы на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как мне его выбирали? В честь кого меня назвали?». К празднованию Дня матери оформляется выставка рисунков «Наша дружная семья», организуются сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери» и др.
При реализации мини-проекта «Мой папа самый лучший» продолжается пополнение фотоальбома «Моя семья» фотографиями пап и дедушек, их службе в армии, рассказами об интересных историях о службе армии. Организуются сюжетно-ролевые игры «Мы военные», «Летчики», «Моряки» и др.
После проведения тематических встреч и бесед, мы совместно с детьми подготовили видео-послания на тему «Какой мой папа», где дети могли высказать свои чувства и гордость за своих отцов, которые в последствии были представлены на совместном мероприятии «Папа – гордость моя».
С целью объединения детей и их пап общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего-то значимого, проводим совместный спортивный праздник «», посвященные Дню защитников Отечества. На празднике мальчики совместно с папами демонстрируют свою ловкость, быстроту и силу, а девочки исполняют песни, танцы, частушки. Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняются в душе и взрослых, и детей. После праздника все папы с большим удовольствием получали подарки, изготовленные руками своих детей.
При реализации мини-проекта «Мама – солнышко мое», в рамках подготовки к празднованию восьмого марта, детьми были подготовлены и представлены презентации про своих мам. Под руководством воспитателей детьми были изготовлены портреты мам в разных техниках изобразительного творчества и показан праздничный концерт
Совместно с мамами был подготовлен театрально – музыкальный праздник. Этот праздник проводился в фольклорном стиле, где дети вместе мамами дружно играли в русские народные игры, пели с детьми, частушки, рассуждали и объясняли народные поговорки и пословицы о маме, танцевали народные танцы.
Наш проект находится в стадии реализации. А результатом его станет семейное мероприятие, посвященное Дню Семьи «Моя семья – мое богатство».
Таким образом, организуемые нами мероприятия в рамках выше обозначенных образовательных проектов позволяют ребенку – дошкольнику осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины.
Сравнительные результаты мониторинга показывают положительную динамику формирования представлений у детей о своей семье, ее традициях, профессии своих родителей.
Родители начинают проявлять активность, становятся непременными участниками организуемых мероприятий, участвуют в сборе материалов по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проектов возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и их родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочения семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться.
Организация данных проектов показывают значимость каждого члена семьи, раскрывают ее особенность и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни детского сада, группы начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском в детском саду. – М., 2007.
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.
5. Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И. Оверчук. - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.
6. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
7. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.
8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
10. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - М., 2005.
13. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
15. Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное,семейное воспитание через проектную деятельность.
Гендерное воспитание в детском саду....
Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"
Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает организацию...
«Формирование семейных ценностей через татарское народное творчество»
Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к ...
Формирование семейных ценностей через вовлечение в проектную деятельность
Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов ...
Формирование семейных ценностей через кейс-технологию и родительский чат
Главную роль в формировании семейных ценностей у ребенка всегда играла прежде всего семья. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, создал благополучную семью и был в ней счас...
Семинар-практикум «Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьями воспитанников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» Семинар-практикум«Формирование семейных ценностей черезвзаимодействие...