Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"
проект (старшая группа) на тему
Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проект предусматривает организацию совместной деятельности детей и взрослых, развитие интереса к истории своей семьи и сохранение семейных традиций, привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах, и, кроме всего прочего, способствует развитию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи.
Актуальность проекта обусловлена недостаточной сформированностью в современном обществе представлений о семейных ценностях. Для детей семья – это самый первый ближний круг окружающих их людей, их «малая родина», которая дарит любовь, защиту и заботу. Именно в семье закладываются такие общечеловеческие ценности, как чувство патриотизма, любовь и уважение к родным, ответственность за свои поступки. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Формирование семейных ценностей в семье часто происходит поверхностно, поэтому на помощь должна прийти дошкольная образовательная организация, так как в детских садах воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправленностью, педагогической грамотностью, организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми.
Цель проекта – осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли;
- формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья»;
- организация совместной деятельности детей и взрослых, в т.ч. в рамках детско-родительских клубов;
- развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;
- привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_semeynym_tsennostyam_1.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №88» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ.
Проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия сотрудников педагогического процесса»
Авторский коллектив:
Денисова И.В. - воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г. Казани,
Воронина О.П. - учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г.Казани,
Николаева А.Л.- старший воспитатель высшей
квалификационной категории, педагог-психолог
e-mail: detskiisad88@yandex.ru
Казань
Материалы
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №88»
Кировского района г.Казани
на Пятый городской конкурс инновационных программ,
проектов и методических разработок.
Номинация «Дошкольное образование»
Название проекта: «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия сотрудников педагогического процесса».
Заявители: Денисова И.В. – воспитатель высшей квалификационной категории,
Воронина О.П. – учитель-логопед первой квалификационной категории,
Николаева А.Л. – старший воспитатель высшей квалификационной категории, педагог-психолог.
Паспорт проекта | |
Структура | Содержание |
Тема | «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса». |
Адресация проекта | Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. |
Участники проекта | Педагоги ДОУ, Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников |
Возраст учащихся | Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. |
Типовые особенности проекта | По характеру: проект творческий, информационный, игровой. По количеству участников: групповой. По продолжительности: долгосрочный. По содержанию: ребенок и его семья. По профилю знаний: межпредметный проект. По уровню контактов: на уровне общеобразовательного учреждения – ДОУ. По типу объекта проектирования: социальный. |
Цель проекта | Осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | - формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли; - формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья», - организация совместной деятельности детей и взрослых, в т.ч. в рамках детско-родительских клубов; - развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций; - привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах. |
Ресурсы проекта | Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования». г. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016.) Для воплощения проекта требуется аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбомы «Моя семья», изобразительные материалы. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагогов: проведение опросов и анкетирования, проведение мониторинга, методический материал, иллюстрации по теме проекта, игры, песни, стихи, презентации. Продукты деятельности детей: рисунки, фотографии, участие в опросе и мониторинге. Продукты деятельности родителей: рисунки, фотографии, участие в анкетировании, участие в детско-родительских клубах. |
Описание проекта
- Актуальность проекта, его новизна.
На данном этапе развития общества взрослыми уделяется минимум внимания общению с собственными детьми. Это объясняется сильной занятостью родителей, стремлением к финансовому благополучию. В итоге дети остаются наедине с самими собою или с гаджетами. Возникает своего рода «госпитализм XXI века». Психическое и физическое развитие детей начинает тормозиться, а то и отставать от возрастной нормы. У детей не формируются представления о семейных ценностях, не развиваются коммуникативные навыки, а следовательно, увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Даже при наличии свободного времени, родители не знают, чем занять вечерами своего ребенка. А дети не могут назвать имена своих бабушек и дедушек, а иногда и имена своих родителей. Все это выяснилось в ходе опроса родителей и детей, по результатам которого был сделан вывод, что ни у тех, ни у других не сформированы в полной мере представления о семейных ценностях.
Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к мнению, что необходимо создать в детском саду условия для общения детей и родителей в совместной деятельности, интересной и тем и другим.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта по формированию у детей и родителей семейных ценностей, по развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков в целях реализации психолого-педагогической поддержки семьи. Результатом нашей совместной работы стал проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса».
- Цель проекта.
Цель проекта – осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста,
Задачи проекта:
- формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли;
- формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья»,
- организация совместной деятельности детей и взрослых , в т.ч. в рамках детско-родительских клубов;
- развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;
- привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах.
- Ожидаемые результаты проекта
Повышение компетентности родителей в способах осуществления партнерской позиции в общении с ребенком.
Повышение уровня представлений дошкольников о семейных ценностях.
Улучшение имиджа группы и детского сада в глазах родителей.
- Содержание проекта.
Пояснительная записка
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Во всем мире и в современной России семья продолжает выступать основным институтом первичной социализации для ребенка. Для детей семья – это самый первый ближний круг окружающих их людей, их «малая родина», которая дарит любовь, защиту и заботу. Именно в семье закладываются такие общечеловеческие ценности, как чувство патриотизма, любовь и уважение к родным, ответственность за свои поступки. В семье у ребенка формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом.
Семейные ценности должны быть заложены в личность ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию. Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. Кроме этого, ФГОС ДО на каждом этапе диктует необходимость включиться в процесс формирования системы комплексной психолого-педагогической поддержки семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов утверждает, в частности, сотрудничество организации с семьей, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первая образовательная организация, с которой вступает в контакт семья с целью развития и образования малыша, его социализация.
В практике детского сада существуют разнообразные традиционные формы педагогической поддержки и образования родителей. В большинстве случаев традиционные консультации и семинары по вопросам дошкольной педагогики и психологии превращаются в «поучительные» лекции. Педагог «поучает», как надо и не надо вести себя с ребенком в той или иной ситуации.
В то же время можно наблюдать, что далеко не всем родителям нужны педагогические знания. Дети страдают от недостатка живого внимания и общения со взрослыми. А от качества и количества общения во многом зависит уровень будущих способностей его характера, формирование жизненных установок. Сфера общения – мощнейший источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье и благополучие. Очень важно соблюдать психогигиену здоровья, следовать девизу: «Не навреди!». От взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
В настоящее время дошкольные учреждения работают по Основной программе дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
В образовательной программе нашего ДОУ тоже ставится задача по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса» разрабатывался воспитателем высшей квалификационной категории Денисовой И.В. совместно со старшим воспитателем, педагогом-психологом Николаевой А.Л и учителем-логопедом Ворониной О.П. В реализации проекта принимали участие и другие специалисты: учителя-логопеды Симонова М.В. и Кузьмина Н.Ф., музыкальный руководитель Халтурина И.В., воспитатель по обучению татарскому языку Калимуллина Р.Ф. Это было необходимо для реализации задач ФГОС: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
И.С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. На это и была нацелена развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта.
- Этапы реализации проекта.
Проект включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе педагоги проинформировали родителей воспитанников о проекте, провели опрос детей и родителей о семейных ценностях, изучили литературу и интернет-ресурсы по теме проекта, исходя из имеющихся данных, наметили план работы с детьми и родителями по формированию семенных ценностей.
В ходе предварительной работы воспитатели проводили тематические беседы с дошкольниками. Далее педагоги создали проблемную ситуацию, которую дошкольники решали в проектной деятельности. Для этого использовали модель трёх вопросов:
- Что такое семья?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на вопросы, воспитанники совместно с педагогами определили этапы работы над проектом.
Основной этап включал: организацию занятий с детьми, организацию совместных детско-родительских проектов и досугов в рамках детско-родительского клуба.
Периодичность занятий с детьми – 1 раз в месяц. Ежеквартально планировалось заседание детско-родительского клуба, как итоговое мероприятие.
Тематический план занятий с детьми составлен на основе методического пособия Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования». Данное пособие было получено педагогами ДОУ №88 для апробации от авторов в электронном виде. (Позднее данное методическое пособие было издано в г. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016.)
Для реализации занятий с детьми педагоги подобрали дидактический инструментарий: иллюстрации по теме проекта, игры, песни, стихи, подготовили презентации по темам.
Темы занятий и сроки реализации:
- «Что такое семья?» - сентябрь.
- «Древо семьи» - октябрь.
- «День матери» - ноябрь.
- «Семейные традиции» - декабрь.
- «Моё имя» - январь.
- «Старшее поколение» - февраль.
- «Главный помощник в семье» - март.
- «Погода в доме» - апрель.
Структура занятия делится на 6 блоков.
- ритуал приветствия;
- основное содержание занятия (совместная деятельность с взрослыми);
- разминка;
-основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность);
-рефлексия и подведение итогов;
-ритуал прощания.
Основной этап предполагал кроме проведения тематических занятий, организацию бесед, дидактических и подвижных игр, интеграцию данной тематики с разными образовательными областями. Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети закрепляли знания о семейных ценностях – рисовали и лепили свой дом, изображали свою семью, семейные праздники. Так как группу посещали дети с нарушениями речи, особое внимание педагоги уделяли развитию речевой активности детей, совершенствованию грамматического строя и диалогической речи дошкольников. Для этого на занятиях использовались упражнения на образование прилагательных от существительных (какая у тебя мама? …братик?), согласование числительных с существительными, построение простого и сложного предложений, тематические вопросы. Когда работаешь с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, бывает нелегко удержать их внимание, побудить интерес к теме, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Поэтому работа с данными детьми заставляла искать те формы, которыми можно увлечь детей и удержать их внимание, сделать процесс более интересным и полезным. И мы обратились к такому понятию, как ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Использование элементов ТРИЗ-технологии способствует развитию творчества каждого ребенка, проявлению интеллектуальной инициативы. Поэтому, наряду с основными лексико-грамматическими играми и упражнениями по теме «Семья», учитель-логопед адаптировала игровые приемы ТРИЗ для детей с ОНР, учитывая их особенности (особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) В ходе проекта воспитатели и педагоги-специалисты активно взаимодействовали с родителями: вовлекали в совместную с детьми деятельность, размещали материалы в родительском уголке, проводили консультации по теме «Семейные ценности».
По ходу реализации проекта в конце каждого квартала проводились заседания детско-родительского клуба:
ноябрь - «Пирожных дел мастера»,
февраль - «Папа, мама, я – спортивная семья»,
май - «Экологический квест».
Наибольшей популярностью у детей и родителей пользовались заседания детско-родительского клуба в форме совместной деятельности. Как правило, это досуги: познавательные, творческие, физкультурные. На каждом из таких досугов педагоги стараются продемонстрировать успехи детей в образовательной деятельности, показывая срез итоговой НОД по теме. На такие мероприятия приходят не только родители, но бабушки и дедушки, принимая активное участие.
На разнообразных конкурсах много внимания педагоги уделяют развитию совместной деятельности родителей и детей, на практике показывают родителям возможности игровой деятельности в развитии ребёнка, знакомят с педагогическими техниками. Родители знакомят друг друга и детей с семейными традициями (демонстрируют «фирменный» пирог, рассказывают о спортивных достижениях семьи и т.д.). В процессе совместной с родителями деятельности педагог опирается на развивающуюся у них способность к самоанализу, к оценке результатов развития ребёнка, умению замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребёнка. Родители постепенно усваивают важные принципы общения с ребёнком: принятие и понимание личности ребёнка, основанное на способности взрослого становиться на позицию ребёнка, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. На заседаниях детско-родительского клуба ребёнок ведёт себя как полноправный партнёр взрослых, готовый к сотрудничеству. Он положительно относится к тому, что говорит, просит педагог или родитель, не боится высказывать собственное мнение. У ребёнка рождается желание достичь результата, и он спокойно может обратиться за помощью к взрослому.
Тактика общения на заседаниях детско-родительского клуба предполагает:
- сотрудничество при взаимодействии;
- создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной, нравственной, творческой активности;
- использование многообразий стилей общения с ребёнком и их варьирования.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребёнка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего примером самих родителей и педагогов. И лучше всего это получается в совместной, интересной для всех деятельности.
На заключительном этапе было организовано анкетирование родителей «Ваше отношении к детскому саду), проведен опрос детей о семенных ценностях. Результаты выявили положительную динамику: уровень сформированности у дошкольников представлений о семейных ценностях вырос на 32%. Это свидетельствует о достаточно высокой эффективности проекта.
- Ресурсы проекта.
Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ.
Информационно-методические ресурсы: при разработке проекта мы опирались на методическое пособие Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования», использовали ресурсы интернет-сообществ. А поскольку в нашей группе были дети с нарушениями речи, учитель-логопед Воронина О.П., разработала комплекс игр для коррекции речевых нарушений, опираясь на тему «Семья и семейные традиции». Эти игры использовались педагогами не только во время НОД, но и в режимных моментах.
Материально-технические ресурсы: аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбомы «Моя семья», изобразительные материалы.
VII. Итоги проекта.
Данный проект позволил педагогам, воспитанникам, родителям воспитанников решить поставленные задачи.
У дошкольников повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься.
Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам, учить оказывать посильную помощь в бытовой деятельности. Родители стали уделять больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы.
Кроме этого, деятельность детско-родительского клуба позволила родителям убедиться в информационной открытости детского сада, постепенно исчезли многие стереотипы и предубеждения родителей по отношению к системе дошкольного образования.
Совместное участие детей, педагогов и родителей в проектной деятельности даёт свои результаты: по мере взросления детей у них возникают новые интересы и потребности, расширяется словарный запас, многие представления по теме перешли из зоны ближайшего в зону актуального развития ребёнка. Родители обратили внимание на важность приобщения детей к здоровому образу жизни, на взаимосвязь развития речи и социализации дошкольников; большинство родителей осознали важность совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения.
По результатам педагогического мониторинга выявлена положительная динамика сформированности у дошкольников представлений о семейных ценностях, прослеживается положительная динамика развития детской деятельности (игра, труд, развитие речи). По итогам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, наблюдается положительное отношение родителей к детскому саду: 2015г. - 82 % , 2016г . - 98% родителей группы готовы рекомендовать наш детский сад родственникам и знакомым.
VIII. Перспективы развития проекта
Конечно, совместная деятельность детей, родителей и педагогов – это лишь одна из форм развивающего обучения, помогающая взрослым ориентироваться на зону ближайшего развития ребёнка, актуализировать полученные малышом представления и навыки, ставить новые цели в развитии. Именно совместные проекты позволяют ребёнку почувствовать себя полноправным партнёром, субъектом деятельности, учат его ставить цель, планировать и организовывать деятельность по реализации задуманного, анализировать, что получилось, т.е. способствуют развитию ребёнка, как личности.
Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, пробуждения интереса к своей семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). Проект способствовал:
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
- Оснащению предметно - развивающей среды в группе.
В перспективе, на этапе перехода воспитанников ДОУ в школу - предполагается самореализация родителей, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов школы с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Приложение 1.
Комплекс игр учителя-логопеда:
- Игра «О ком идет речь?»
Жалелка, на ранку поддувалка, целовалка, за всеми ухаживалка, еду варилка, всех кормилка, всех обстирывалка. (мама)
Деньги зарабатывалка, гвозди забивалка, футбол-хоккей смотрелка, всё в доме ремонтировалка. (папа)
Блины испекалка, вкусными пирожками кормилка, носки-варежки вязалка, за всех переживалка, иногда ворчалка, маму с папой ругалка. (бабушка)
Сказки выдумывалка, обо всем всё знайка, всё мастерилка, детей любилка и баловалка, иногда строгоговорилка. (дедушка)
- Игра «Исправь предложение»
Сначала родились мы, а потом – наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочка.
Бабушка – это папина жена.
- Игра «Родственники»
Логопед называет разных людей. Дети хлопают в ладоши тогда, когда услышат, что это родственники:
Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, отец, одноклассник, дедушка, папа, водитель.
- Игры с мячом «Один-много», «Много кого?»
Брат-братья-братьев
Сестра-сестры-сестер
Внук-внуки-внуков
Сын-сыновья-сыновей
Дочь-дочери-дочерей
Бабушка-бабушки-бабушек
Дедушка-дедушки-дедушек
- Игра «Назови ласково»
Дети – детки, деточки
Папа – папочка, папуля, папенька, тятенька
Мама – мамочка, мамуля, маменька, мамулечка, матушка
Сын – сыночек, сыночка, сынуля, сынок
Дочь – доченька, дочурка, дочка
Брат – братик
Сестра – сестричка, сестренка, сестреночка
Дедушка – дедулечка
Бабушка – бабулечка.
- Игра «Опиши, какая (какой)»
Мама какая? (мама веселая, добрая, красивая, заботливая, трудолюбивая, любимая, ласковая, строгая, умная, стройная и т.д.)
Папа какой? (папа добрый, заботливый, строгий, любящий, сильный, смелый, умный и т.д.)
Брат какой? (брат сильный, умный, ответственный, заботливый, добрый и т.д.)
Сестра какая? (сестра добрая, красивая, ласковая и т.д.)
- Игра «Сосчитай до пяти»:
Брат, сестра, бабушка, дедушка.
(Один брат, два брата, три брата, четыре брата, пять братьев)
- Объясни пословицы:
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Лучше нет дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
- Выучи чистоговорки:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке на одной ножке.
В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг
В яму – бух!
Не плачь, не плачь, куплю калач!
Не плачь, дорогой, куплю другой!
Не плачь, не кричи, дам тебе три.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
- Игры на развитие слухового внимания и мышления:
- «Какое слово отличается от других?»:
Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.
Бочка, дочка, дочка, дочка.
Сын, сын, сын, сыр.
Мама, мама, рама, мама.
- «Определи на слух самое короткое слово»:
Доченька, дочурка, дочь, дочка.
- «Какое слово не подходит?»
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
- «Кто лишний и почему?»
Мама, папа, доктор.
Брат, сестра, одноклассница.
Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, март, апрель, май.
- Игра на развитие связной речи (по методу типового фантазирования – ТРИЗ):
Подумай и расскажи, какой была твоя мама в детстве.
Каким будешь ты через несколько лет?
- Игры на развитие общей моторики:
Брату впору башмаки Не малы, не велики. Мальчик с толком, с расстановкой, Занимается обновкой. То погладит башмаки, То потянет за шнурки. Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! (О.С. Гомзяк) | Дети топают ногами. Показывают. Ноги на ширине плеч, наклоны в стороны. Наклон к правой ноге. Наклон к левой ноге. Энергично топают на месте. |
«Мамины помощники» (Е.А. Алябьева)
Решили маме мы помочь (Произвольные движения по тексту)
И воду в таз налили.
Насыпали вниз порошка,
Белье все замочили.
Стирали долго мы его,
О доску даже терли.
Не разорвали ничего.
А полоскали сколько!
Туда-сюда, туда-сюда,
Вода в тазу вскипела.
Но только, братцы, вот беда,
На пол упала пена.
Давай ее мы собирать
И отжимать в ведерко.
Чтобы как мама наша стать,
Трудиться надо сколько!
- Игра для развития мелкой моторики:
Этот пальчик – дедушка, (Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого),
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Ну а это я,
Вот и вся моя семья!5
Вариант игры на татарском языке:
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – эби,
Бу бармак – эти,
Бу бармак – эни.
Э бу бармак – малай.
СОДЕРЖАНИЕ
- Анкета-заявка участника конкурса
- Аннотация
- Рецензии на проект
- Паспорт инновационного проекта
- Проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса»
- Приложения:
- Комплекс игр и упражнений учителя-логопеда
- Фотоматериалы
- CD-диск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...
Взаимодействие участников педагогического процесса
Консультации для воспитателей...
Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...
Проект «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий тео...
Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...
Консультация на тему "Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии дошкольников"
Полноценное речевое развитие ребенка проходит в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора ...