Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"
консультация (младшая группа) по теме
Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
( Из опыта работы)
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего
возраста».
«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы,
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак, какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов).
Передо мной стояла задача:
Познакомить детей с графическим способом предоставления информации.
Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.
Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.
Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:
- Кто это? (Мышка).
- Где живёт мышка? (В норке).
|
- Любимое лакомство мышки? (Сыр).
|
- Кого боится мышка? (Кошку).
|
Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.
Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.
Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»:
|
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.
При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Я начала переводить картинки частично в графический вид с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в моей практике появились мнемотаблицы.
Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.
Мнемотаблицы могут быть:
- предметные;
- предметно- схематические;
- схематические.
Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.
Вот пример составленной мной при помощи графического конструктора
Paint мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»:
Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.
Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).
Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые используются мной в образовательной деятельности с детьми.
Это таблицы – загадки. Вот одна из них:
Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.
Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу).
Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).
К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).
К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами).
К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре).
После отгадки картинка открывается.
Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того,
Основывается на комплексном подходе, включающем:
- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию развивающей среды;
- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.
Литература:
Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г.
Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». Изд. Просвещение 1985г.
Т. Б. Полянская « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».
«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
мнемотаблицы...
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...
Приёмы в индивидуальной работе с детьми младших групп.
Поскольку индивидуальная работа — полноценная часть образовательной деятельности, то для её проведения используются те же группы методических приёмов, что и для других видов деятельности....
«Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего возраста».
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....