Семинар
учебно-методический материал по теме
Семинар«Правовое образование в ДОУ» Цель: обмен опытом, пропаганда правового воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_rights_child.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Правовое образование в ДОУ»
Цель: обмен опытом, пропаганда правового воспитания детей.
Предварительная работа:
- Оформление наглядно-информационного стенда «Ребенок и его права»
- Анкетирование родителей
Тема нашего семинара - «Правовое образование в ДОУ».
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал : «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
С наступлением ХХ1 века во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 года проживало 33,1 млн. детей, что составляло почти четверть населения страны, на сегодняшний день можно уверенно сказать, что численность детей увеличилась. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества должен существовать не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г. , стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.
Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено 4 варианта. Вы должны выбрать правильный ответ и назвать его.
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка ?
45, 37, 54, 53
- Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?
Право на жизнь, гражданство, образование;
Право на жизнь, семейные связи, образование;
Право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг
Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
Органы управления РФ
Органы местного самоуправления
Образовательное учреждение
Родители и другие лица, воспитывающие ребенка
5.Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
Учредитель
Органы управления образовательным учреждением
Должностные лица образовательного учреждения
Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
- Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства ?
Заведующий как представитель образовательного учреждения
Заведующий как должностное лицо это учреждения
Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение
Учредитель образовательного учреждения.
Воспитатель, весь педагогический коллектив – основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников проводятся мероприятия, включающие работу с родителями и детьми:
А) Заключение договоров с родителями
Б) Проведение цикла бесед, занятий, праздников для детей и взрослых
В) Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы в своей работе выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок.
Предлагаем вам викторину:
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность , жизнь и свободу? ( Серая шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться , что нарушено их право на неприкосновенность жилища ? ( Три поросенка, Ледяная избушка )
- Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства (Лягушка – путешественница)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка)
- В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (Мороз Иванович и т.д.)
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.
Жестокое обращение с детьми: что это такое ?
«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и попечители, воспитатели, соседи и т.д.
- основные формы жестокого обращения с детьми
- Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основание считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.
- Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патологические черты характера.
К психическим формам насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика;
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму
- Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.
Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение:
- неполные или многодетные семьи, наличие отчимов или мачех;
- безработица, постоянные финансовые трудности
- низкий уровень культуры, образования.
- умственные или физические недостатки ребенка;
- трудный ребенок.
Задание «Достойный ответ»
Цель: найти выход из конфликтной ситуации
Один из присутствующих зачитывает фразу «выпад». Задача остальных – достойно на него ответить.
№1 Вы слишком высокого мнения о себе.
№2 Почему Вы на всех смотрите волком?
№3 У Вас такой страшный взгляд !
№4 Вы всегда на всех кричите.
Подведение итогов
- Легко ли было выполнять задание?
- Принимаете ли Вы близко к сердцу нелестное замечание?
Как общаться с детьми ?
Мы предлагаем тренинг, который направлен на формирование модели положительного, личностно ориентированного взаимодействия с детьми-дошкольниками. Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов.
Улыбнулись? Значит вы готовы к занятии. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем ?
Что вы чувствуете, когда вам улыбаются?
Упражнение:
Выберите правильный ответ
1 Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
А) Ф.М. Достоевскому
Б) А.П. Чехову
В) А.М. Горькому
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка ?
А) 1968г.
Б) 1982г.
В) 1989г.
2. Какие различия могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
А) Таких различий нет.
Б) национальная принадлежность
В) состояние здоровья
3. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
А) Чувство страха перед наказанием
Б) осторожности в реализации своих желаний
В) чувства собственного достоинства и значимости.
(Согласно ст.40 Конвенции, ребенок, нарушивший, как считается закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию).
4. ООН считает человека ребенком от рождения:
А) до 16 лет;
Б) 18 лет
В) 19 лет
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Спасибо за работу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...