ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!»
методическая разработка (младшая группа) по теме
Дополнительный курс развивающих игр, направленный на развитие у детей психических познавательных процессов и коммуникативных навыков. Педагогическая целесообразность в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, речь и многое другое.
В процессе игр-занятий основное внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, как базе интеллектуальной деятельности будущего дошкольника.
Разнообразие видов деятельности позволяет заниматься без потери интереса и без утомляемости. Интеллектуальные задания сменяются активными подвижными играми, а это, как известно, полезно для детского здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!»
Возраст 3-5 лет
Срок реализации 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительный курс развивающих игр, направленный на развитие у детей психических познавательных процессов и коммуникативных навыков. Педагогическая целесообразность в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, речь и многое другое.
В процессе игр-занятий основное внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, как базе интеллектуальной деятельности будущего дошкольника.
Разнообразие видов деятельности позволяет заниматься без потери интереса и без утомляемости. Интеллектуальные задания сменяются активными подвижными играми, а это, как известно, полезно для детского здоровья.
Особенностью данной программы является то, что:
- Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружен в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших, в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
- Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
- Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к более легким, уже сделанным заданиям или временно оставить игру.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время отложить ее.
Цель курса
Целью игр-занятий является обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития ребенка: коммуникабельных качеств, психических познавательных процессов, творческих способностей, развития координации, мелкой моторики.
Основные задачи курса
Возраст 3-4 года
- Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
- Развивать навыки классификации, развитие математического мышления.
- Познакомить ребенка с цветоощущениями.
- Развивать пространственные представления, познавательных способностей.
- Развитие психических функций, связанных с развитием речевой деятельности.
Возраст 4-5 лет
- Развивать знания и умения, необходимые для самостоятельного решения задач.
- Воспитывать самостоятельность, настойчивость, инициативу в достижении цели.
- Совершенствовать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Совершенствовать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развитие гибкости интеллектуальной деятельности.
Выполнение данных задач позволит в дальнейшем успешно овладеть основами математики, логики.
Итоговые знания, умения и навыки, что должны достигнуть дети к концу года
Первый год обучения
- Сформирован начальный интерес к развивающим играм
- Сформированы математическое мышление в соответствии с возрастом детей
- Развита способность к элементарному анализу и синтезу, развито пространственное мышление и воображение
- Расширен и активизирован словарный запас, развита диалоговая речь
- Скоординирована мелкая моторика рук
- Умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, относительно себя
- Умение работать самостоятельно, в коллективе, оказывая друг другу помощь
Второй год обучения
- Сформирован устойчивый интерес к развивающим играм
- Сформированы представления о математических понятиях в соответствии с возрастом ребенка
- Сформированы навыки оперировать свойствами (обобщать, классифицировать, сравнивать объекты)
- Развиты способности комбинаторного мышления, моделирования
- Развито умение видоизменять составленную фигуру, находить новые пути решения
- Развито умение свободно владеть счетом, ответ на вопрос: «Сколько?» не вызывает затруднений
- Усвоены элементы художественного конструирования
- Дети умеют самостоятельно придумывать простейшие узоры, составлять объемные фигуры
- Развита диалоговая и связная речь в соответствии с возрастом детей, умение придумывать и фантазировать невероятные истории, что является следствием развития фантазии
Формы работы
- Совместная работа: воспитатель – ребенок в небольших подгруппах.
- Самостоятельная игровая деятельность ребенка после объяснения игры – задания (самостоятельное выполнение ребенком задания).
Структура занятия
- Приветствие (направлено на развитие коммуникативных качеств в ребенке)
- Двигательная разминка (включают игры на координацию, внимание, память и мелкую моторику)
- Речевая разминка.
- Тематическое путешествие (игры-задания)
- Прощание (Основная цель развитие коммуникативных качеств)
Итоговые формы учета и контроля
- Диагностические таблицы
- Организация математических праздников, начиная со средней группы
- Конкурс «Юные математики», начиная с младшей группы
- Тематические путешествия для закрепления пройденного материала 1 раз в два месяца
- Открытые занятия, в рамках открытых дверей и по желанию родителей
Содержание программы (краткое описание тем)
Первый год обучения
Месяц | Название и основное содержание раздела | Игры |
Октябрь | Развитие цветоощущений, усвоение соотношения целого и части, формирование логического мышления |
|
Ноябрь | Развитие математического мышления, обучение ребенка навыком классификации |
|
Тематическое путешествие для закрепления математического и логического мышления | ||
Декабрь | Развитие творческого воображения, наблюдательность |
|
Январь | Развитие аналитических способностей, наглядно-действенного мышления |
6. Сложи узор |
Тематическое путешествие для закрепления творческого мышления | ||
Февраль | Развитие пространственного воображения, развитие способности к анализу и синтезу изображений |
|
Март | Развитие образного мышления, логики, памяти |
|
Тематическое путешествие для закрепления образного мышления и пространственного воображения | ||
Апрель | Развитие логического мышления, сообразительности, мелкой моторики |
|
Май | Совершенствование познавательных процессов |
|
Тематическое путешествие для закрепления интеллектуальных способностей |
Содержание программы (краткое описание тем)
Второй год обучения
Месяц | Название и основное содержание раздела | Игры |
Октябрь | Развитие воображения, умения решать логические задачи, развитие наблюдательности |
|
Ноябрь | Развитие смекалки, сообразительности, фантазии, аналитического восприятия, мелкой моторики |
|
Тематическое путешествие для закрепления логического и аналитического восприятия | ||
Декабрь | Развитие комбинаторных способностей, совершенствование цветоощущения, навыков счета |
|
Январь | Развитие пространственного воображения |
|
Тематическое путешествие для закрепления комбинаторных способностей | ||
Февраль | Развитие способности к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм, способности классифицировать по 2-3- признакам |
|
Март | Развитие причинного мышления |
|
Тематическое путешествие для закрепления образного мышления и пространственного воображения | ||
Апрель | Развитие умения предвидеть результат своей деятельности, развитие мелкой моторики |
|
Май | Совершенствуем навыки счета, математическое мышление |
|
Тематическое путешествие для закрепления интеллектуальных способностей |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Название тем | Время теоретического занятия | Время практического занятия | |
1 блок 8 занятий | Развитие математического и логического мышления | 40 мин | 1 час 20 мин |
2 блок 8 занятий | Развитие творческого мышления | 40 мин | 1 час 20 мин |
3 блок 8 занятий | Развитие образного и пространственного воображения | 40 мин | 1 час 20 мин |
4 блок 8 занятий | Развитие интеллектуальных способностей | 40 мин | 1 час 20 мин |
ИТОГО: 32 ЗАНЯТИЯ | 2 часа 40 мин | 5 часов 20 мин |
Второй год обучения
Название тем | Время теоретического занятия | Время практического занятия | |
1 блок 8 занятий | Развитие логического и аналитического восприятия | 1 час | 1 час 40 мин |
2 блок 8 занятий | Развитие комбинаторных способностей | 50 мин | 1 час 50 мин |
3 блок 8 занятий | Совершенствование образного и пространственного воображения | 40 мин | 2 часа |
4 блок 8 занятий | Совершенствование интеллектуальных способностей | 40 мин | 2 часа |
ИТОГО: 32 ЗАНЯТИЯ | 3 часа 10 мин | 7 часов 30 мин |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Давайте поиграем!»
- Разработанные конспекты с поурочными занятиями.
- Карточки для фиксации достижения успехов ребенка.
- Основные пособия
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизинера
- Альбом с иллюстрациями
- Волшебный мешочек
- Кубики Никитина
- Геометрик + резиночки
- Иллюстративный материал для развития причинного мышления
- Карточки с лабиринтами
- Игровая атрибутика
- Обручи – основные цвета 3 шт.
- Мячи – основные цвета 3 шт.
- Кубики пластмассовые – основные цвета по количеству детей
- Карандаши цветные, бумага
Список литературы
- Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М., 2006
- Книга развивающих игр, ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для детского сада/Автор З.А. Михайлова, СПб.: «Акцидент», 1997г.
- Никитин Б.Н. Развивающие игры для детей. – М., 1990
- Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ, Воронеж – 2006
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991
- Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиками» Альбом – игра (палочки Кюизинера), Изд-во ООО «Корвет», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «КРУЖОК «ПОИГРАЕМ!»
Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и учитывает их физические и психические возможности....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»
Основная цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника и воспитание интереса к играм и упражнениям с элементами спорта....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно - эстетическому развитию в подготовительной к школе ГРУППЕ КРУЖОК «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...
Справка о деятельности кружка по дополнительному образованию «Поиграй-ка» для детей 4 - 7 лет
Программа кружка «Поиграй-ка» направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности дошкольника, содержит игры, задания, упражнения на формирование коммуникативных, дв...
Авторская программа дополнительного образования для детей от 1,5 до 2 лет "Давай поиграем?"
Направленность программы: Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий ...
Дополнительная образовательная программа всестороннего развития детей раннего возраста "Давайте поиграем"
Данная программа направлена на создание условий для налаживания эмоционального контакта с родителями, улучшения детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации здоров...