"Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей с ОНР"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Краткое описание опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimanie_i_pamyati_u_detey_s_onr.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимание и памяти у детей с ОНР.
1. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелой речевой патологией. Большинство детей, поступающих в школу, недостаточно владеют навыками связной речи, их словарь небогат. Кроме того у детей с речевой патологией идет отставание в развитии и формировании других психических процессов(внимание, памяти, мышления, воображения)
2.Наличие интеллекта, т.е способности познавать внешний мир с помощью памяти, воображения, мышления, а так же речь-это важнейшие показатели развития личности человека. Роль памяти в развитии ребенка огромна систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной.
3.Наиболее чувствительным периодом для формирования произвольной, осмысленной памяти считаются дошкольное детство и младший школьный возраст. Важно не упустить этот момент.
Работая долгое время с детьми с ОНР, мы задумались над важностью поиска наиболее эффективных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.
В результате поисков, мы пришли к выводу о необходимости создания системы дидактических игр и упражнений, позволяющих наиболее эффективно способствовать развитию внимания и памяти, поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.
Многообразие занимательного дидактического материала, его яркость, красочность, доступность и возможность активного оперирования увлекает детей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
Целью нашей работы стало создание системы дидактических игр и упражнений и исследование влияния этой системы на развитие внимания и памяти у детей с ОНР.Исходя из обозначенной цели, можно выделить следующие задачи:
1.Теоретический анализ литературы.
2.Проведение диагностики.
3.Исследование влияния системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти детей.
Исходя из обозначенной цели и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: Мы предполагаем, что посредством дидактических игр и упражнений в НОД можно способствовать развитию зрительной памяти у детей.
Объект и предмет исследования:
Влияние системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти у детей старшей- подготовительной группы логопедического детского сада №6 в количестве 15 человек(9 мальчиков и 6 девочек).
На первоначальном этапе нами была пересмотрена и изучена литература по данной тематике.
Большим подспорьем оказались работы Эльконина «Тренируем память» Касабуцкого «Давайте поиграем» и многие другие.
Было пересмотрено более 100игр и выбраны на наш взгляд наиболее эффективные игры и упражнения для развития памяти. Многие игры были переработаны, дополнены различными вариантами, некоторые были упрощены ,учитывая уровень интеллектуального развития детей.
Ко всем играм был подготовлен наглядный материал, дающий детям возможность оперирования с ним.
Все игры и задания были разделены на 4 блока, в общем составляющих систему игр, упражнений и игровых заданий для развития внимания, памяти, мышления(поскольку все психические процессы между собой тесно связаны)
В первый блок мы выделим игры и упражнения, направленные на умение выделять цель запоминания ,воспроизведения ( т.е умение внимательно выслушивать задание до конца, стремиться его запомнить, самостоятельно исправить ошибки(самоконтроль).
Во втором блоке собраны игры на отработку приемов: рассматривание, сравнение, сопоставление, ассоциации и т.д
В этот же блок включены игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
А также игровые упражнения на ориентировку на листе в клетку, в которых активизируются такие процессы как концентрация, переключаемость, устойчивость внимания.
В третий блок включены игры и упражнения, обучающие ребенка обобщать, классифицировать предметы.
А так же игры и упражнения с палочками на составление и трансформацию групп и фигур, лабиринты и схемы, во время которых ребенок занят поисковой работой, активизируя мыслительную деятельность.
В четвертый блок включены игры и упражнения на группировку предметов, обучение этим играм ведется на заключительном этапе, когда дети уже умеют выделять мнемическую задачу, умеют рассматривать, сравнивать, сопоставлять, а также обобщать и классифицировать предметы.
Игры и упражнения были включены в непосредственно образовательную деятельность, а так же используются в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.
На втором этапе была проведена диагностика детей. Диагностика проводилась в октябре 2010 года психологом Кураковой Е.Е. по методике Н.Т.Гатановой * 10 картинок *
После проведенной диагностики выяснились следующие результаты:
Высокого уровня зрительной памяти у детей- нет.
Средний уровень - у 5 детей
Низкий уровень - у 10 детей
Сравнительная диагностика проводилась в мае 2012 года по той же методике.
На завершающем этапе обучения мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – у 5 детей.
Средний уровень – у 8 детей.
Низкий уровень - у 2 детей.
После вторичной диагностики нами был составлен сравнительный график уровня зрительной памяти детей. Где хорошо видно что у детей значительно улучшились показатели зрительной памяти. Высокий уровень возрос на 33%,средний уровень на 20% ,а низкий уровень снизился на 53%.
Несмотря на то, что у двух детей остался низкий уровень зрительной памяти, их показатели так же улучшились, приближаясь к нижней границе среднего уровня.
Кроме увеличения уровня зрительной памяти, у всех детей отмечается улучшение свойств. внимания:концентрация,объем,переключаемость,устойчивость,повышение активности на занятиях, так же повышения любознательности и способности к логическому мышления. Дети стали ощущать себя эмоционально комфортно, снизился процент тревожных детей.
Проведя исследования сравнительной диагностики, мы увидели:
1. Созданная система дидактических игр и упражнений дала положительной эффект в развитии зрительной памяти детей.
2.С помощью данной системы, можно развивать тесно связанные психические процессы: внимание, мышления, воображения, речь.
Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Данный опыт работы был представлен коллегам дошкольного учреждения №6,а также на городском методическом объединении для педагогов коррекционных групп. Были проведены мастер-классы и принято решение использовать этот опыт в дальнейшей работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
Из опыта работы....
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР
статья из личного опыта...
Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"
Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...
Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...
Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительной памяти у детей 4-7 лет.
Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, ф...
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии
Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического ...