Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"
консультация на тему
Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальные знания, умения и навыки и подготовит к следующей ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_zritelnoy_pamyati.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и педагогов
Дидактическая игра,
как средство развития зрительной памяти у детей
Комплекс предлагаемых дидактических (развивающих) игр поможет развитию зрительной памяти дошкольников.
Это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальные знания, умения и навыки и подготовит к следующей ступени образования.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого личного опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое, настоящим и будущим субъекта и является важнейшей познавательно - исследовательской функцией, лежащей в основе развития, воспитания и обучения.
Следует отметить факты, отражающие, Государственную политику РФ в жизнедеятельности человека также подтверждают эту необходимость:
ФЗ «Об образовании РФ» говорит о необходимости создания развивающей предметно – пространственной среды, как условия для успешного, качественного обучения и воспитания;
«Конвенция о правах ребенка» говорит о необходимости полноценного психического развития и подготовки к школе, а также воспитания разносторонне развитой личности.
Описание содержания дидактических игр
«Кому что нужно для работы»
Дидактическая задача:
- закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило:
- за определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия:
- поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры:
В детский сад пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).
«Создай образ»
Дидактическая задача:
- упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило:
- изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия:
- запоминать геометрические фигуры (формы), изображать их с помощью жестов и поз.
Игровой материал:
В группе развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких и домашних животных.
Ход игры:
Предложить детям отправится в заповедник (на скотный двор), понаблюдать за дикими (домашними) животными. Обратить внимание детей, что громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры.
В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 5 до 10 фигур).
Как «стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса (скотного двора).
Прогуливаясь по заповеднику, дети могут делиться впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
«Не забудь картинку»
Дидактическая задача:
-упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по - разному;
- находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила:
- находить в зоне ближнего окружения «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие:
- поиск знакомых «номеров».
Ход игры:
Первый вариант:
Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям правила игры, что они будут играть в подвижную игру «Автомобили».
Каждый автомобиль получит свой номер (бейджик одевается ребёнку). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после п/игры поставить автомобиль в свой гараж, с таким же номером.
Воспитатель:
- Сегодня дождливая погода, дороги скользкие и очень грязные.
Грязь так и летит из - под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются гуашью (имитируя грязью)).
Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у автомобиля.
Воспитатель:
Номер невидно его «спрятала» грязь.
Постарайтесь вспомнить свой номер автомобиля, и вы найдете свой гараж.
Второй вариант:
Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
«Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача:
- упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила:
- запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровые действия:
- запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал:
- карточка № 1 с изображением картинок и схем;
- карточка № 2 с изображением только картинок;
- кубы большие из мягкого модуля или любое физическое оборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры:
Первый вариант:
Детям предлагают игру в разведчиков.
Разбившись на подгруппы по два человека – распределяют роли (радист, связной).
Группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий).
Связные получают «информацию» (карточка № 1 на которой обведены 5 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке № 2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
Второй вариант:
Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию, тот и выигрывает.
«Поможем маме»
Дидактическая задача:
- упражнять в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило:
- правильно собирать из частей целое.
Игровые действия:
- поисково – исследовательская деятельность, складывание частей целого.
Игровой материал:
- рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.
Ход игры:
Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много.
Вазы рассматриваются (вазы расставляются там, где есть опора например мольберт, полка).
Затем детей отвлекает «стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается.
Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
«Кодовый замок»
Дидактическая задача:
- упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило:
- входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия:
- запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры:
Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Например: в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком.
Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется.
С внутренней стороны двери висит схема кода
(карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов),
с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.
«Заколдованный мешочек»
Дидактическая задача:
- упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило:
- не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.
Игровые действия:
- поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал:
- мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).
Ход игры:
«Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками.
Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки.
После ответов сравнить их с содержимым мешочка.
«Магазин»
Дидактическая задача:
- учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило:
- мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Игровые действия:
- считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку;
описание игрушки.
Ход игры:
В магазин привезли новые игрушки.
Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...
"Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей с ОНР"
Краткое описание опыта работы....
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР
статья из личного опыта...
Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей.
Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей....
Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...
Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительной памяти у детей 4-7 лет.
Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, ф...
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....