«Волшебная страна » Арт-терапевтическая коррекционная технология для дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Инновационная технология «Волшебная страна» адресована психологам, которые в практической деятельности широко используют проективные методы, а также арт-терапевтические и сказкотерапевтические технологии.
Я надеюсь, что данная технология не только обогатит инструментарий психолога, но и станет основой для дальнейшего творческого развития специалиста.
Активно используя игровую терапию, работу с песочницей и сказкотерапевтические технологии, такие как «Карта внутренней страны», рисование «волшебными красками», сочинение сказок (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева) позволило выделить преимущества используемых технологий, обобщить их и создать новую, которую я назвала «Волшебная страна».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арт-терапевтическая коррекционная технология для дошкольников.
Инновационная технология «Цветные просторы» адресована психологам, которые в практической деятельности широко используют проективные методы, а также арт-терапевтические и сказкотерапевтические технологии.
Я надеюсь, что данная технология не только обогатит инструментарий психолога, но и станет основой для дальнейшего творческого развития специалиста.
Я сама активно использую игровую терапию, работу с песочницей и сказкотерапевтические технологии, такие как «Карта внутренней страны», рисование «волшебными красками», сочинение сказок (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева). Данный опыт позволил выделить преимущества используемых технологий, обобщить их и создать новую, которую я назвала «Цветные просторы».
В работе используются следующие материалы:
- ящик из дерева светлого тона;
- кусочки плотной цветной двухсторонней бумаги (для создания цветного ландшафта);
- прозрачные пластиковые стаканчики, куда помещаются кусочки бумаги различного цвета;
- миниатюрные предметы и игрушки, символизирующие мир.
Подбор предметов осуществляется на основе классификации, предлагаемой в песочной терапии, а также, расширенной, в сказкотерапии. Это фигуры человечков, здания, домашняя утварь, транспортные средства, оружие, животные, растения, естественные (природные) предметы, символические предметы, персонажи сказок.
Я предлагаю детям два типа инструкции:
1.Создать цветной ландшафт (чаще всего данная инструкция используется на первых этапах — при знакомстве с материалом).
2.Создание мира (включает в себя создание цветного ландшафта, а также работу с миниатюрными предметами, символизирующими мир):
а) в свободной форме (для создания мира специалистом обозначаются только темы: «Волшебная страна», «Рождественская сказка», «Заброшенный город», «Необитаемый остров», «Страна счастья» и др.);
б) по определенному алгоритму (для создания мира специалист использует конкретную инструкцию, четко определяющую ландшафт и/или мир, например: «В этой стране были непроходимые леса, круглое озеро, высокие снежные горы» и др.). Свободно проявляя фантазию и воображение, моделируя, преображая, изменяя сказочные, волшебные миры, человек получает уникальную возможность воплотить все это в творчестве, обнаружить многообразие своих ресурсов и богатый внутренний потенциал.
«Цветные просторы» используются как в индивидуальной (например, консультативной), так и в групповой работе (в группе сверстников или паре родитель-ребенок).
При использовании технологии «Цветные просторы» целью психологической работы могут быть:
- проективная диагностика;
- психокоррекция;
- психотерапия;
- психопрофилактика;
- обучение.
Задачи разнообразны, например, исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, раскрытие смысла и значимости определенных знаний.
Инновационная технология «Цветные просторы» — это создание ландшафта души человека и его внутреннего мира.
Конспект занятия
для детей старшего и подготовительного
возраста.
Цель: проективная диагностика
Задачи: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Форма: индивидуальная.
Оборудование: ящик из дерева светлого тона, кусочки плотной цветной двухсторонней бумаги, прозрачные пластиковые стаканчики, миниатюрные предметы и игрушки, фотоаппарат, компьютер, видеопроектор.
Те, кто начинает применять данную технологию, сразу оценят такие важные в нашей работе вещи:
- комфортность работы с материалом (материалы удобные и доступные, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, яркие и привлекательные, интересны для детей различного возраста и даже взрослых), что позволяет избежать страха «белого листа» и комплекса «неумелого художника»;
- на первых же занятиях можно наблюдать положительные психотерапевтические эффекты, которые связаны непосредственно с ситуацией взаимодействия со специалистом, материалом, условиями его предъявления, создаваемой средой, это – изменение эмоционального фона, снижение внутреннего напряжения, повышения познавательной, творческой и коммуникативной активности, повышение уровня саморегуляции;
- данная технология способствует процессу активизации внутренних ресурсов, потенциала личности.
Создавая цветные просторы, мы получаем незаменимый опыт, ребенок и взрослый имеют возможность почувствовать, что все находиться в их руках, что они являются творцами не только сказочной, но и своей собственной жизни.
Ход занятия | ||
Этапы | Педагог-психолог | Участник занятия |
Создание ландшафта | Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие, и не простое, а сказочное. Представь, что ты волшебник. А любой волшебник умеет творить чудеса, и сейчас здесь (указывает на ящик) произойдет маленькое чудо. Для этого понадобятся цветные кусочки, с помощью которых ты можешь создать неповторимый волшебный мир. Здесь могут появиться леса, поля, реки и озера, горы и равнины, все, что пожелает волшебник | Ребенок создает ландшафт |
Создание мира | Я вижу, что здесь появилась новая местность. Дорогой волшебник, не могли бы вы немного рассказать об этой чудесной стране (рекомендуется избегать конкретных вопросов, например, «Что/кто это?»). Пришло время населить этот уникальный волшебный мир | Ребенок перечисляет местности, рассказывает о ландшафте своей страны. Используя фигурки и игрушки, он создает мир. |
Путешествие (сочинение сказочной истории по картине). Начало беседы по картине. Примерный план путешествия | Психолог говорит о своих ощущениях от созданной ребенком картины («Я-сообщение»), И вот однажды в эту страну заглянул путешественник. Давай же найдем его!
| Ребенок выбирает фигурку, отдает ее специалисту. Фигурка совершает путешествие. Фигурка завершает путешествие |
Интеграция | В любом путешествии мы узнаем что-то новое, оно чему-то нас учит. Как ты думаешь, о чем бы мог рассказать наш герой, вернувшись из сегодняшнего путешествия? Он наверняка что-то приобрел для себя, узнал что-то важное, понял что-то нужное. А как ты думаешь, мог бы этот сказочный, волшебный опыт пригодиться нам в нашей реальной жизни? Давай заберем из этого путешествия все самое важное и нужное и оставим в своем сердце. | Ребенок вместе со специалистом обобщают опыт, говорят о ресурсах. Ребенок вместе со специалистом интегрируют сказочный опыт. Ребенок вместе со специалистом протягивает руки над картиной, символически собирает полученный опыт в ладони и прикладывает их к груди в области сердца. |
Завершение | Спасибо большое, (имя ребенка), за это чудесное путешествие, оно оказалось не только интересным, но и поучительным. Пришло время разобрать сказочную картину, а это всегда делает ее создатель. Все самое важное мы уже забрали с собой. | Ребенок разбирает сказочную картину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТЕМУ : «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ДЕТСТВА» НА НЕДЕЛИ «ПСИХОЛОГИИ»ПО ПРОБЛЕМЕ: »ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
закрепление знаний у детей по худ. литературе , по окружающиму миру...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Золушка в волшебной стране - Электричество»
Задачи:1) Сформировать у детей представление о том, где живет электричество и как оно помогает («Познание»).2) Поддержать у детей интерес к познанию о с...
Волшебные краски - арт-терапевтическое занятие
Волшебные краски - арт-терапевтическое занятие...
Создание комнаты психологической разгрузки в ДОУ для полноценного развития дошкольника «Волшебная страна»
Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей...
«Сочинение сказок – истоки качества связной речи дошкольников. Волшебная страна Выдумляндия»
Работа содержит несколько авторских способов сочинения сказок....
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....