«Сочинение сказок – истоки качества связной речи дошкольников. Волшебная страна Выдумляндия»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Работа содержит несколько авторских способов сочинения сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный конкурс
"Лучший мастер-класс"
ТЕМА:
«Сочинение сказок – истоки качества связной речи
дошкольников.
Волшебная страна Выдумляндия»
Сергеева Людмила Павловна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»,
посёлок Некрасовское, Ярославская область.
2017 год
Добро пожаловать
в волшебную страну Выдумляндию.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир - мир новых ощущений, мир новых удивлений, мир, в котором главное место занимает вопрос «почему?», и где порой объединяются воедино, казалось бы, на первый взгляд, несоединимые вещи. Сочинительство сказок – это та верная тропинка, идя по которой можно легко попасть в этот волшебный мир, полный приключений, неожиданностей и добра. Говоря о речевом развитии дошкольников, невозможно не сказать и о тех приемах работы со сказкой, которые не только способствуют развитию речи детей, но и развивают фантазию, воображение, учат выстраивать логические связи, искать их там, где, казалось бы, их нет.
Известно уже немало способов составления сказок, и я с удовольствием использую их в своей работе. Но ежедневное общение с детьми каждый раз заставляет удивляться все больше и больше, учит смотреть на этот мир нестандартно, по-новому, находя это новое совсем рядом. Так, в процессе общения с детьми, я научилась у них новым для себя способам составления сказок и хочу этим поделиться.
Итак, приглашаю вас в сказочную страну Выдумляндию, где нет предела фантазии, где можно радоваться и удивляться, соединять с один сюжет несоединимое, учиться у своих героев, и где всегда побеждают добро и дружба.
Способы составления сказок:
1. «Сказки на трафаретах»
Для составления сказок данным способом необходимо иметь разные трафареты. Это могут быть трафареты домашних животных, диких животных, птиц, трафареты машин, цветов, посуды, морских обитателей, фруктов, овощей, животных жарких стран и т.д. От выбранных вариантов будет зависеть сюжет сказки.
Ребенок берет чистый альбомный лист и обводит с трафаретов контуры тех животных, птиц или контуры любых других предметов, которые он выбрал для своей сказки, располагая их на листе так, как ему хочется, например: кит, корова, жираф, ананас. Затем, если нужно, дорисовывает дополнительных героев будущей сказки, раскрашивает, и рождается сказка.
Жила-была в одном стаде корова, звали её Звёздочка. Она очень отличалась от других коров тем, что была необычной коровой, а мечтательной. От этого Звёздочка часто была задумчивой. Ей очень хотелось побывать ещё где-нибудь, кроме давно знакомого ей луга, в космосе или в Африке, например. И вот однажды, как всегда, задумавшись, она гуляла по лугу и не заметила, как ушла далеко-далеко от стада. Оказалось, что она пришла на берег моря. Так далеко она ещё никогда не уходила. Берег показался ей очень интересным, и она стала с любопытством разглядывать все вокруг. Вдруг она увидела, что в нескольких шагах от неё ходит какое-то незнакомое животное. У него была длинная-предлинная шея, длинные ноги и весь он был в каких-то пятнах. Звездочка подошла к незнакомцу поближе, поздоровалась и спросила: « Ты кто? Как тебя зовут? Что-то я никогда раньше не видела в наших краях похожих на тебя животных».
- Меня зовут Жираф, - грустно произнес Жираф. – Со мной приключилась необыкновенная история. Я случайно откусил кусочек от волшебного ананаса и очутился здесь, далеко от своего дома. А мне так хочется вернуться обратно. Ведь мой дом далеко-далеко, за этим морем. И Жираф загрустил ещё больше.
- Это же так здорово оказаться в новом месте, я всегда только об этом и мечтала, - восторженно произнесла корова. – А можно и мне попробовать твой волшебный ананас?
- Конечно, - сказал Жираф, - но только я не знаю, где он. Недавно он лежал на берегу, но были сильные волны, и он пропал.
И тут волны вдруг сильно заплескались, и недалеко от берега появился кто-то огромный и с хвостом, как у рыбы. Это был старый мудрый Кит.
- Кто тут из вас ананас ищет? – спросил Кит.
- Это мы, - в один голос закричали корова и жираф.
- Держите свой волшебный ананас, волны ещё не успели унести его далеко в море. И Кит подтолкнул ананас хвостом к берегу.
Друзья были очень рады, что их желания теперь могут исполниться: Жираф, наконец-то, вернется домой, а корова сможет отправиться в долгожданное путешествие.
2. «Сказки в шляпе»
Подготовить для составления сказок карточки из картона, произвольного размера, но небольшие, чтобы убрались в шляпу (или в шапку). На каждой карточке маркером или фломастером (можно подготовить компьютерный вариант) написать по одной букве русского алфавита. На каждую букву подготовить несколько карточек. Затем все карточки сложить в шляпу, перемешать, достать 10-20 штук, не заглядывая в шляпу. Из тех карточек, которые достали из шляпы, сложить слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (т.е.существительные). Из оставшихся букв, которые не пригодились, тоже попытаться сложить какое-нибудь несуществующее слово. Составленные слова связать в единый сказочный сюжет. Например, из букв, которые достали, получились слова: жукит (ещё одной буквы -к- , чтобы получилось отдельное слово кит, к сожалению, не оказалось), и из оставшихся букв ребенок сложил несуществующее слово биуф. Получилась сказка «Жукит и Биуф».
Глубоко в море жило большое и необычное животное – Жукит. Размером и хвостом оно было похоже на кита, а лапками – на огромного жука. Жукит был очень большим и добрым. Каждый день он выходил из моря на берег, на котором росли кокосовые пальмы, чтобы полакомиться кокосами. У него ведь было много лапок, поэтому ему не составляло труда забраться высоко на пальму, а потом спуститься с неё.
И вот однажды, когда сытый и довольный Жукит возвращался с берега в море, он услышал, что в водорослях кто-то глубоко вздыхает. Раздвинув лапками траву, Жукит увидел маленькую рыбку.
- Как тебя зовут, - спросил Жукит рыбку.
- Биуф, - робко ответила та.
- Биуф? Какое странное имя, я никогда раньше не слышал такого имени.
- А что ты здесь грустишь в одиночестве?
- Я отдыхаю, - сказал Биуф.
- Дело в том, что я не умею быстро плавать, и хвостик у меня маленький, поэтому я почти сразу устаю.
- Так давай я тебе помогу, - сказал Жукит, - мне это совсем нетрудно, видишь, какой я большой, забирайся ко мне на спину.
Биуф забрался на спину Жукита, и они отправились плавать по морю. С этого дня Жукит и Биуф стали неразлучными друзьями и почти никогда не расставались. Жукит даже брал иногда своего нового друга с собой на берег, чтобы угостить его кокосами.
3. «Необыкновенные сказки»
Пособие состоит из маленьких карточек произвольного размера, на которых написаны слова-предметы такие, чтобы от каждого из них можно было образовать прилагательное, например: снег – снежный, лес – лесной, ягода – ягодный, молоко – молочный и т.д. На каждой карточке можно написать сразу оба слова, например: танец и радуга, конфеты и компьютер, лед и лимон, стекло и леденцы и т.д. Карточки перемешиваются, и ребенок выбирает всего одну. Например: мармелад и снег. Получились заголовки к двум будущим сказкам: первый заголовок «Мармеладный снег», второй – «Снежный мармелад». Ребенок может выбрать один заголовок, тот, который ему больше понравился, или составить сказки к обоим заголовкам, сначала одну, потом другую.
Однажды холодным зимним утром мама, как всегда, стала будить мальчика Сашу, чтобы отвести его в детский сад. Саше очень не хотелось вылезать из теплой постели, и он всячески упрямился:
- Ну, мамочка, я полежу еще чуть-чуть, одну минуточку!
И снится Саше сон. Будто вышли они с мамой на улицу, а там выпало много-много снега, да не обычного снега, а … мармеладного! Сугробы так и переливаются всеми цветами радуги: и жёлтым, и красным, и синим, и зеленым. Красота! Можно присесть на любой сугроб и полакомиться вкусным мармеладным снегом.
- Вот так чудеса, - подумал Саша, - никогда раньше такого не видел.
Наверное, в этом году какая-то особенная, волшебная зима наступила
Под ногами чувствовалась упругость мармеладных долек. А какой аромат шёл от них! Пахло апельсином, лимоном, малиной, клюквой и ещё какими-то незнакомыми диковинными запахами…
… - Сашенька, вставай! – послышался вновь мамин голос. – В детский сад пора, опаздываем!
Саша, поднимаясь с постели и протирая кулаками глаза, пробормотал:
- Мамочка, а как же мы пойдем по мармеладному снегу? А можно я попробую немножечко этот мармелад?
Мама удивленно посмотрела на сына и обеспокоено спросила?
- Сашенька, что ешё за мармеладный снег? Ты хорошо себя чувствуешь, ты не заболел? Тебе, наверное, это приснилось.
И тут мальчик понял, что мама права: это оказался всего лишь сон. А жаль.
4. «Сказки от обычных слов»
Основой к данному способу составления сказок служит самодельное пособие, которое состоит из обычных слов, вырезанных из старых газет и журналов и наклеенных на картон. Это могут быть и слова-предметы (существительные), и слова-признаки (прилагательные), и слова-действия (глаголы), и другие части речи. Все карточки лежат на столе изображением вниз (особенно, если ребенок уже умеет читать). Игрок выбирает несколько карточек, от 3-х до 5-6 шт. (хотя это зависит от желания играющих), и рождается сказка.
Например, достались слова: январь, девочка, пироги, цветы, воздух.
Родилась сказка под названием «Волшебные запахи».
В одном городе жила-была девочка, звали её Катя. И была Катя очень капризной и упрямой девочкой. Больше всего на свете она любила лето. Каждое лето Катя уезжала из города в деревню к своей любимой бабушке. Ей нравилось бегать летом босиком по мягкой травке, играть в мячик, купаться в речке, лакомиться в бабушкином саду сладкой, ароматной малиной и собирать полевые цветы.
- Бабушка, - говорила восхищенным голосом Катя, - посмотри, какие красивые цветочки, а как они замечательно пахнут! Нет ничего на свете лучше этого запаха!
- Я не совсем с тобой согласна, - ответила бабушка, - а разве хуже пахнут, например, арбуз или мандарин? А вспомни, какой ароматный запах у новогодней ёлки!
- Нет, нет и нет! - закричала Катя. Не хочу слышать ни про какие ёлки, мандарины и арбузы. Только летние луговые цветы могут так радовать своим запахом!
Закончилось лето. Прошла осень. Наступила зима. Девочка вновь приехала в гости к своей бабушке. За окном стоял январь. И вот однажды, проснувшись, Катя почувствовала, что воздух в доме наполнен морозной свежестью, а из кухни доносится запах чего-то вкусненького.
- Бабушка, бабушка, - закричала Катя, выбегая из спальни, - а чем это так волшебно пахнет?
- Это я с мороза бельё в дом внесла, - сказала бабушка, - поэтому и воздух такой морозный, свежий. А на столе пироги ждут тебя к завтраку!
- Бабушка, как, оказывается, вкусно пахнет бельё, принесенное с мороза, а уж про пирожки и говорить нечего! И девочка вспомнила, как однажды летом она спорила с бабушкой о том, что восхищаться можно только запахом полевых цветов.
- Действительно, - подумала Катя, - оказывается, как много вокруг нас замечательных запахов, только надо уметь их почувствовать и услышать!
5. «Спрятанные сказки»
На альбомный лист приклеиваются предметные картинки в произвольном порядке. Количество картинок может быть любым, от 3-х до 5-7. От одной картинки к другой рисуются стрелочки, последовательность задается любая так, чтобы задействованы были все картинки, например: две синички, букварь, кошка, чайник, рыбка. Рождается сказка.
синички, букварь, кошка, чайник, рыбка. Рождается сказка.
Однажды две синички-подружки летали по лесу, играя в догонялки, и не заметили, как прилетели на полянку.
- Что это такое? – удивленно воскликнула одна синичка, увидев лежащую в траве книгу.
И действительно, из зеленой высокой травы торчала нарядная, красная обложка какой-то книжки.
- Может быть, эту книгу кто-нибудь потерял? – добавила вторая синичка.
И не успели они закончить свой разговор, как вдруг услышали: «Мяу-у-у…»
Это была их старая знакомая кошка Буська, которая как раз прогуливалась неподалеку.
- О какой это книжечке вы говорите? Уж не букварь ли вы нашли? Моя хозяйка Катя где-то его сегодня обронила и очень расстроена.
- Да, да, - обрадовались синички, - как хорошо, что у такой красивой книжечки нашлась хозяйка. Мы поможем тебе, Буська, отнести букварь девочке.
Синички аккуратно зацепили клювами книгу и полетели следом за Буськой. Домик, в котором жила девочка, был совсем рядом, и друзья быстро добрались до места. Катя очень обрадовалась, что её пропажа нашлась так быстро. Она захотела отблагодарить птичек и свою кошку Буську тоже. Девочка накрыла на стол, угостила синичек зернышками и напоила чаем из красивого чайника, а своей любимой Буське дала рыбки. Рыбу Буська любила больше всего на свете!
После этой истории все они стали хорошими друзьями, и синички каждый день навещали Катю и её кошку Буську.
6. «Радужные сказки»
Для составления сказок этим способом потребуются два набора карточек: карточки с изображением животных и карточки, на которых обозначен лишь цвет (синий, красный и т.д.). Все карточки лежат на столе изображением вниз. Ребенок берет по одной карточке из каждого набора. Например, он взял карточку с изображением медведя, а цвет – зелёный. Начинается сказка.
Сказка «Рыбкин совет»
(карточки: медведь и зеленый цвет)
В одном лесу жил медведь. И все бы было в его жизни хорошо, если бы не одна особенность: был тот медведь зеленого цвета. Птицы его пугались, животные при встрече с ним разбегались в разные стороны, а сосны да ёлки принимали за своего.
И вот однажды пошёл медведь к речке напиться. Наклонился и увидел в прозрачной воде красивую рыбку, которая внимательно смотрела на него и не торопилась убегать.
- А ты что, не боишься меня? – удивленно спросил медведь.
- Нет, не боюсь, - ответила рыбка, - ты очень даже красивый медведь, не похожий на остальных медведей.
- Если бы это мне помогало, - вздохнул косолапый, - а то только мешает, даже друзей у меня нет.
- Хочешь, я буду первым твоим другом? – сказала рыбка. – Ты попробуй делать добрые дела и увидишь, как все перестанут тебя бояться.
Прислушался медведь к совету рыбки и тот час же побежал делать добрые дела. Сначала он помог бобру починить плотину на реке, а потом, по дороге с речки он помог белочке собрать рассыпанные шишки. Затем посадил в гнездо выпавшего птенца сойки и помог выбраться из глубокой ямы маленькому зайчонку.
- Надо же, - подумал медведь, - никто меня не испугался, а все благодарили и приглашали в гости.
С тех пор у медведя появилось много друзей в лесу. Оказывается, совсем неважно, какого ты цвета, а важно, какие ты поступки совершаешь.
7. «Сказки от игры «Что было бы, если…»
Основой для этого способа составления сказок служит игра «Что было бы, если…», которая состоит из карточек двух цветов, например, жёлтого и красного. На красных карточках написаны слова-предметы (существительные), на жёлтых – слова-действия (глаголы). Ребенок берет одну красную карточку и одну жёлтую. Получились слова: банан и петь. Ребенок придумывает следующую историю.
Однажды, зайдя с мамой в магазин «Фрукты», я услышал, что откуда-то доносится странная, еле уловимая песенка. Посмотрев по сторонам, я убедился, что все покупатели молчат, сосредоточенно выбирая товар. Продавцы тоже заняты своим делом: взвешивают и продают товар покупателям. Детей, кроме меня, в магазине на тот момент и вовсе не было.
- Кто же это мог петь? - подумал я и стал внимательно прислушиваться, подходя к каждой коробке, в которой лежали фрукты. Около коробок с яблоками было тихо, виноград тоже, помалкивал, наблюдая за покупателями своими зелеными глазами; из коробок, где лежали груши, тоже не доносилось никаких звуков.
- Странно, - подумал я. – Но ведь кто-то же напевает эту тихую незамысловатую мелодию?! И тут я заметил, что около коробки, где лежат бананы, собралась толпа покупателей. Вот, оказывается, в какой коробке спрятались певцы! Увлёкшись своим пением, бананы не заметили, как вокруг них собрались зрители, некоторые из них даже начали подпевать маленьким артистам.
- Во так чудо, - подумал я, - ни разу не видел, чтобы бананы пели песни. Оказывается, все может быть.
… А с вами случалось что-нибудь подобное?...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....
Творческий отчет по теме "Использование волшебных сказок в развитии связной речи дошкольников".
Развитие связной речи дошкольников, используя волшебные сказки....
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи...
«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников
Развитие связной речи....
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...