Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
презентация к занятию (старшая группа) по теме
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet_mart_-_kopiya.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
Слайд № 1.Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Слайд №2.Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
Слайд № 3. Первое, где я начинаю использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.
Слайд № 4. Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.
Модели поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.
Слайд №5, 6 фонематический слух
Формируя у ребёнка фонематический слух, я не сразу ввожу образ буквы к соответствующему звуку, а использую для каждого свой символ.
Слайд № 7. Также использую символы в пальчиковой гимнастике, где каждому упражнению соответствует символьная картинка.
Слайд № 8. Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.
Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках: красном, синем, зеленом. Сначала я использую картинные символы, а затем цветовые.
Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, я учу детей давать характеристику звукам.
Слайд 9. На своих занятиях с детьми подготовительных групп я решаю ребусы. В толковании Ожегова «Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков». Это особенно актуально, когда дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза.
Ребусы развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать. Необходимо подобрать подходящие ребусы и постепенно увеличивать их сложность.
Слайд № 10.
При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решать следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
Рассели картинки в дом
Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой
дом «поселить» картинку.
Лёд - травка
Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (лёд - травка) на доске.
Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их кладут рядом с картинкой, где изображён лёд. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), кладут на травку или рядом с картинкой с изображением травы.
Куда перелетела бабочка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки или пуговицы.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова - в первый квадрат если в середине - во второй, если в конце - в третий, причём по вертикальной стороне карточки выделена красная полоса, которая напоминает детям о том, что слово читается слева направо.
Слайд №11.
При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
«Рисуем» слова
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.
Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д.
Слайд № 12.
Домики
Дети учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам предлагается поселить картинки в соответствующие домики: в домик, где одно окошко - слова с одним слогом, два окошка - с двумя, три окошка - с тремя.
Хлопки
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.
Слайд № 13. Метод моделирования используется при формировании лексико-грамматического строя речи и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Веселый мяч
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам.
Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной.
Ты, дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
Слайд № 14. При заучивании стихов, потешек, обогащённых звуками, я использую мнемотаблицы, которые мы с ребятами можем делать прямо на занятии, или дома с родителями.
Слайд 15-21
Для будущих школьников важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Для формирования навыка планирования я на занятиях использую «план» – это порядок, последовательность действий;
Постепенно ребята учатся составлять план своих действий по проведению занятия в графическом изображении, состоящем из условных обозначений.
Отметим, что план занятия или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу занятия периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход занятия в соответствии с планом, корректировать и оценивать свои действия.
Слайд № 22. При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Загадки-описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма - овальная
Величина - большая
Цвет - рыжий
Мех - пушистый
Живет - в норе
Рассказы по лексическим темам
Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, когда ребёнок составляет описательный рассказ, я так же использую модели, так как монологическая речь детей, имеющих нарушения речи характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построение предложений. Дошкольникам предлагается с помощью картинок - символов составить рассказ- описание.
Слайд23.
Послушайте рассказ, который составил по схеме-таблице ребёнок подготовительной группы.
Слайд 24. Это свинья.
Слайд 25.Свинья небольшое животное. Шерсти у неё нет. Всё тело покрыто жёсткой короткой щетиной. Туловище у свиньи большое. Голова сидит на мощной толстой шее. Есть пятачок и длинные уши. Глазки у свиньи маленькие, а ноги короткие и толстые. Хвостик загнут крючком.
Слайд 26. Жилище свиньи называется свинарник.
Слайд 27. Как и все животные свинья умеет делать очень многое: спать, есть, ходить, бегать, рыть пятачком землю, купаться в лужах.
Слайд 28. И конечно же, свинья умеет хрюкать.
Слайд 29.Свинья - всеядное животное - она может есть всё, что угодно. Слайд 30. Детёныши свиньи - поросята: один поросёнок, а когда много - поросята.
Слайд 31. На свинофермах о свиньях заботятся животноводы: они свиней кормят, чистят, лечат.
Слайд 32. Свинья приносит очень большую пользу: она даёт мясо, щетину, кожу.
Слайд 33. О животных можно много узнать из книг, энциклопедий, интернета, посмотреть передачи по телевизору.
Слайд 34. Таким образом, использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.
Слайд 35. А теперь я предлагаю вам составить свой рассказ о домашнем животном, который должен быть составлен не на уровне дошкольника, а взрослого человека, насыщен глаголами, прилагательными, предложения должны быть распространёнными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у дошкольников
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР, на мой взгляд, является внедрение метода наглядного моделир...
Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»
В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...