Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
проект на тему
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности, считаю, более современным подходом в образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»
630015, г. Новосибирск, ул. Гоголя 221/1, т. 279-89-79
ПРОЕКТ
«Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников»
Автор проекта: Шилова Ольга Валерьевна,
учитель-логопед МКДОУ д/с № 281,
первая кв. категория
Краткая аннотация проекта
Целью настоящего проекта является обогащение (амплификация) коррекционно- развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.
Данный проект необходим, так как позволит оптимизировать коррекционно-логопедическую работу с детьми, повысить его эффективность и продуктивность. Использование метода наглядного моделирования будет способствовать созданию оптимальных условий для коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников, в результате чего дети приобретут не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повысится уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности.
В результате реализации данного проекта повысится профессиональная компетентность педагогов ДОУ: в ходе организации цикла консультаций, практикумов, семинарских и открытых занятий, педагоги смогут получить дополнительные знания в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе. Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей: они смогут познакомиться с методами и приёмами наглядного моделирования, их ролью в развитии ребенка и обогатить ими практический опыт воспитания детей в семье.
Всего в проект будут вовлечены 8 педагогов и специалистов (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель), 35 детей 5-7 лет и родители.
Проект рассчитан на два года, так как предполагает осуществление коррекционной работы по специальной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» в рамках раздела «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [19] и основного образовательного процесса в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 281, разработанной по примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой [5].
Проект составлен с учётом современных требований ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г.), опираясь на прогрессивные идеи развивающего обучения, отражает актуальные проблемы коррекционной педагогики.
Постановка проблемы
В "Педагогической энциклопедии" [17] понятие "коррекция" определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий, педагогическое воздействие, приводящее к становлению и развитию личности ребенка в целом.
Собственная логопедическая практика (16 лет педагогической деятельности) со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с общим недоразвитием речи. В теории логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина [16]).
Наиболее полный концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи для детей с III уровнем речевого развития представлен в традиционной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [17]. Авторы программы отмечают, что для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики, кроме этого у детей наблюдаются трудности в формировании фонематических процессов и связных высказываний – таким образом, нарушения носят системный характер.
Анализ протоколов обследования детей с ОНР старшей логопедической группы по схеме Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломаха [9] показал, что все дети с ОНР имеют отягощённый анамнез. Наиболее сохранной неречевой функцией оказалось зрительное восприятие. Чуть меньше половины детей имеют нарушения со стороны общей моторики. У более половины обследуемых присутствуют нарушения слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики, нарушен зрительно-пространственный гнозис и праксис. Данные показывают, что при сохранном понимании обращенной речи все дети с ОНР имеют нарушения основных компонентов речевой системы (Приложение 7).
Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной и обобщающей функции (словесно-логическое мышление): с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив - порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей с ОНР. Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого развития.
Описанная речевая и неречевая симптоматика наиболее ярко проявляется в осложнённых вариантах ОНР церебрально-органического генеза, выделенных Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой [11]. В данных вариантах развития расстройства познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы можно рассматривать как первичные, вызванные органическим поражением ЦНС, что значительно утяжеляет речевой дефект и затрудняет коррекцию.
С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Данные результатов анкетирования педагогов свидетельствуют о наличии трудностей при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми с ОНР, которые они связывают с особенностями контингента воспитанников. Так трудности в поведении (Приложение 2) педагоги отмечают у 17,6 - 32,3% детей в старшей группе и у 26,6 – 40% в подготовительной группе. Трудности в обучении, по мнению педагогов, испытывают от 23,5до 32,3% детей в старшей группе и от 33,3 до 60% - в подготовительной группе. Речевые трудности, которые ограничивают их познавательную и коммуникативную активность наблюдаются у 17,6 - 41,1% детей в старшей группе и у 13,3 - 33,3% - в подготовительной группе. (Приложение 4)
Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в коррекционных группах (от 10 детей в 2009г. до 17 детей в 2013г.). (Приложение 1)
Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет меня как педагога находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, соответствующих современным условиям и стандартам, эффективных методов и приёмов работы с детьми.
Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.
Л. С. Выготский [8] в концепции психического развития показал, что обучение и развитие – взаимосвязанные и обусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения понимается как пробуждение в ребенке процессов развития.
Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств»1, Л.С.Волкова [6].
В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:
– практические;
– наглядные;
– словесные.
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.
Анкетирование показало, что как наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе с детьми, педагоги выделяют практические методы и приёмы (14 вариантов ответов). (Приложение 3) Вторая часть второго вопроса анкеты показала, что все педагоги испытывают трудности в создании проблемных ситуаций для решения образовательных задач и трудности в применении технологий индивидуального и группового обучения, больше половины педагогов волнует вопрос привлечения родителей в образовательный процесс.
Трудности в использовании методов и приёмов обучения мы видим и у родителей. (Приложение 5) Анкетирование показало, что даже те из них, кто занимается с ребёнком систематически, испытывают трудности в организации совместной деятельности, в создании мотивации и интереса занятиям. (Приложение 6)
ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)». Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения», направленного на личность в целом.
Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.
Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития.
С точки зрения традиционной классификации наглядное моделирование представляет собой сочетание практического и наглядного методов обучения и соответственно отражает наглядно-образный тип мышления дошкольника.
Несмотря на то, что метод наглядного моделирования среди наиболее эффективных называют лишь 7% воспитателей (Приложение 3), участвовавших в анкетировании, просматривая публикации в периодической литературе (журналы «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание»), в сети Интернет обращает на себя внимание активное использование педагогами, логопедами-практиками метода наглядного моделирования. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии. В.М.Акименко [1] использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов.Т.А.Ткаченко [18] использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва [7] в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей. В.П.Глухов [10] использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова [14], Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова [2] работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов. Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина [21], Л.Е.Журовой [12] и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой [3] «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики в рамках традиционной методики Г.А.Каше [15]. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.
Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем [13] и Л.А.Венгером [4].
Развивая идеи Д.Б.Эльконинина [20], Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер»1[4].
Л.А.Венгер предположил и доказал, что «той (второй после использования сенсорных эталонов с 3-5-ти лет) формой опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Сформировавшись, оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении широкого круга задач»2[4].
В результате длительного формирующего эксперимента Л.А.Венгер выделил несколько линий, по которым идёт процесс овладения наглядным моделированием в дошкольном детстве и показал, что «целенаправленное формирование интериоризированных (внутренних) форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач весьма успешно осуществлялось в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, т. е. на 6-м и 7-м годах жизни»1 [4].
В заключении важно отметить, что, по словам Л.А.Венгера, «результаты экспериментального обучения привели к высокой успешности выполнения детьми заданий заключительного обследования, направленных на выявление темпа и качества усвоения нового материала и уровня овладения элементами учебной деятельности, т. е. к повышению обучаемости детей»2.
Из приведённых данных становится очевидным, что наглядное моделирование является современным продуктивным и актуальным методом развивающего обучения и может, а точнее, активно применяется, в том числе в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у старших дошкольников.
Цели и задачи проекта
Целью настоящей работы (проекта) можно считать применение метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников для повышения эффективности, продуктивности и оптимизации коррекционного процесса или, иными словами, обогащение (амплификация) коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи проекта:
1. Повысить эффективность коррекционной работы через создание системы коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.
2. Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей коррекционных и общих групп в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования.
4. Обогатить предметно-пространственную среду логопедического кабинета и логопедических групп в целях развития навыков наглядного моделирования у воспитанников.
5. Обобщить полученный опыт использования метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников и представить на районном МО учителей – логопедов.
Стратегия достижения поставленных задач
Подготовительный этап
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственный |
Создание творческой группы, изучение программно- методических материалов, корректировка перспективных планов. | Методический кабинет | Август | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Включение заданий с использованием наглядных моделей в индивидуальные логопедические тетради детей | Логопедический кабинет | Август | Учитель-логопед |
Проведение диагностики детей в логопедических группах | Логопедические группы ДОУ, логопедический кабинет | Сентябрь | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Анкетирование педагогов, родителей | Логопедические группы ДОУ | Сентябрь, октябрь | Учитель-логопед |
Основной этап
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственный |
Проведение коррекционного процесса с использованием метода и приёмов наглядного моделирования | Логопедический кабинет, логопедические группы | Сентябрь- июнь | Учитель-логопед |
Разработка и выпуск буклетов, памяток для педагогов и родителей | Логопедический кабинет | Сентябрь - май | Учитель-логопед |
Лекция для педагогов дошкольных групп по теме «Наглядное моделирование как общая интеллектуальная способность, формирующаяся в дошкольном детстве» | Методический кабинет | Октябрь | Учитель-логопед |
Семинар для педагогов дошкольных групп: «Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе» | Методический кабинет | Ноябрь | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Просмотр (на видео) и обсуждение открытых занятий учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп на тему «Использование метода наглядного моделирования в коррекционном процессе» | Методический кабинет | Декабрь | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Использование наглядных моделей в детской проектной деятельности» | Методический кабинет | Декабрь | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Круглый стол для воспитателей речевых групп «Обогащение развивающей предметно-пространственной речевой среды в целях формирования навыков наглядного моделирования» | Актовый (музыкальный) зал | Январь | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Проведение цикла консультаций для родителей детей логопедических групп | Логопедические группы ДОУ | Сентябрь (групповая вводная) Октябрь, декабрь, февраль (стендовые) Ноябрь, март, май (на сайте) Январь (групповая по промежуточным результатам) Апрель (групповая по предварительным результатам 1-й год обучения) Май (групповая по итоговым результатам 2-й год обучения) | Учитель-логопед |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по необходимости в рамках коррекционного процесса (приглашение на подгрупповые и индивидуальные занятия) | Логопедические группы ДОУ, логопедический кабинет | С сентября по июль | Учитель-логопед |
Проведение смотра – конкурса «Развивающая предметно-пространственная речевая среда» | Логопедические группы ДОУ | Февраль | Ст.воспитатель |
Создание выставки детского творчества- результаты детских проектов с использованием наглядных моделей | Приёмные логопедических групп, холл ДОУ | Март | Ст.воспитатель |
Проведение итоговых занятий-развлечений в логопедических группах | Актовый зал | Апрель – май | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Заключительный этап
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственный |
Проведение итоговой диагностики детей в группах | Группы ДОУ, логопедический кабинет | Май | Учитель-логопед |
Анкетирование педагогов, родителей | Логопедические группы ДОУ | Май | Учитель-логопед |
Круглый стол: «Итоги работы по амплификации коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования». | Методический кабинет | Май | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Семинар по обмену опытом на базе ДОУ | Актовый зал | Сентябрь – ноябрь следующего учебного года | Ст. воспитатель, учитель-логопед |
Выступление с докладом на районном МО учителей-логопедов | Учитель-логопед | ||
Публикация статьи в СМИ | Учитель-логопед |
Ожидаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность ДОУ мы ожидаем:
- повышение эффективности коррекционной работы в ДОУ, увеличение количества детей выпускаемых из коррекционной группы с чистой речью;
- повышение уровня педагогической компетентности у коллектива педагогов ДОУ;
- повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах речевого и познавательного развития;
- обогащённая предметно-пространственная речевая среда в логопедических группах и в логопедическом кабинете.
Оценка результатов
Оценка эффективности проекта будет проводиться по трём направлениям: дети, педагоги, родители и осуществляться посредством:
- повторного анкетирования педагогов и родителей;
- промежуточной (через год) и итоговой (через два года) диагностики уровня речевого развития у старших дошкольников с ОНР;
- анализ протоколов МПК по выпуску детей из речевой группы;
- подробного анализа открытых итоговых занятий.
Направления | Критерии оценивания | Формы и методы оценки | Ответственный |
Оценка уровня развития у старших дошкольников с ОНР | Уровень речевого развития детей | Анализ протоколов МПК по выпуску детей из речевой группы | Учитель-логопед |
Интеллектуальная активность детей | Качественно-количественная оценка результативности участия детей во всероссийских интеллектуальных конкурсах («Пони - готовься к школе») | Старший воспитатель, воспитатели | |
Оценка уровня педагогической компетентности педагогов | Качество овладения методами и приёмами наглядного моделирования | Посещение и анализ открытых итоговых занятий, проводимых педагогами | Учитель-логопед, старший воспитатель |
Обогащение предметно-пространственной среды в логопедических группах наглядными моделями | Наблюдение, анализ | Жюри конкурса | |
Оценка уровня педагогической грамотности родителей | Степень активности посещения консультаций | Анализ регистрационных листов (по количеству участников, частоте посещения); беседы с родителями, анкетирование. | Учитель-логопед, старший воспитатель |
Уровень осведомлённости родителей в вопросах речевого и познавательного развития, о методах и приемах наглядного моделирования | Беседы, анкетирование родителей. | Учитель-логопед, старший воспитатель | |
Степень участия родителей в создании предметно-пространственной среды, совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ в триаде «педагог-ребёнок-родитель» | Наблюдение в процессе проводимых мероприятий, беседы, анкетирование родителей | Учитель-логопед, старший воспитатель |
Практическая значимость результатов
Проект служит целям обновления содержания образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОУ, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.
Бюджет проекта
Смета расходов на 2 года:
Наименование | Всего (руб.) | Требуемые средства (руб.) | Имеющиеся средства (руб.) |
Оборудование (ТСО) | |||
Компьютеры в группах и в логопедическом кабинете | 13500 | 13500 | |
Мониторы в группах и в логопедическом кабинете | 18000 | 15000 | 3000 |
Интерактивная доска IQ Board PS So82 с проектором | 75000 | 75000 | |
Принтер Samsung | 1500 | 1500 | |
Цветной принтер HP LaserJet Pro 200 color | 10500 | 10500 | |
МФУ Canon MF 4018 | 7500 | 7500 | |
Видеокамера Sony DCR-SX 83 | 13000 | 13000 | |
Видеопроектор Beng XGA MX 660, экран | 28000 | 28000 | |
Всего: | 167000 | 15000 | 152000 |
Редакционно-издательская деятельность, изготовление информационно-организационных материалов. | |||
Тонер для принтеров | 6000 | 6000 | |
Флеш- накопители, CD диски | 1000 | 1000 | |
Покупка бумаги формат А-4, фотобумаги | 700 | 700 | |
Стенд для консультаций логопеда | 1000 | 1000 | |
Всего: | 8700 | 7700 | 1000 |
Проведение семинаров, лекций, практических занятий, «Круглых столов» для воспитателей ДОУ. | |||
Маркеры, папки и др. канцтовары | 1000 | 1000 | |
Магнитные маркерные доски | 2000 | 1000 | 1000 |
Наборы магнитов и маркеров | 530 | 410 | 120 |
Библиотечный фонд | 10000 | 5000 | 5000 |
Периодические издания | 20000 | 20000 | |
Публикации в электронных и периодических изданиях, участие во всероссийских конкурсах | 2000 | 2000 | |
Всего: | 35530 | 29410 | 6120 |
Организация развивающей речевой предметной среды в группах ДОУ | |||
Дидактические игры, альбомы, наглядные пособия по моделированию | 30000 | 15000 | 15000 |
Магнитные маркерные доски | 2500 | 1000 | 1500 |
Наборы магнитов и маркеров в группах и в логопедическом кабинете | 2120 | 2000 | 120 |
Ватман, цветная бумага, цветной картон, клей, бросовый и природный материал для поделок, пластилин. | 15500 | 15000 | 500 |
Бумага для рисования, карандаши и фломастеры. | 10000 | 10000 | |
Конструкторы разных видов | 40000 | 20000 | 20000 |
Всего: | 100120 | 63000 | 37120 |
Всего расходов: | 311350 | 115110 | 196240 |
Список литературы:
- Акименко В.М., «Новые логопедические технологии», Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
- Бардышева Т.Ю. и Моносова Е.Н., «Обучение связной речи детей 5-6 лет», М.:«Скрипторий 2003», 2013г.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., «По дороге к Азбуке», М.: «Баллас», 2008г.
- Венгер Л.А., «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», М.: «Педагогика» 1986г.
1 стр.7 – стр.10
2 стр.7 – стр.9
1 стр.8 – стр.211
2стр.8 – стр.207
- Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева М.А. «От рождения до школы», М.: Мозаика – Синтез, 2012г.
- Волкова Л.С., «Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак.пед. ин-тов», М.:Просвещение, 1995г.
1 стр.4 – 1-й том, стр.59
- Воробьёва В.К., «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи», М.: «Астрель», 2006г.
- Выготский Л. С., « Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк» М., 1967.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, сборник статей, СПб.: Детство-пресс, 2000г.
- Глухов В.П., «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», М.: «Аркти», 2002г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
- Журова Л.Е., «Обучение грамоте в детском саду», М., 1978
- Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
- Ильякова Н.Е., «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет», М.: «Гном и Д», 2007г.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР», Москва, 1986 год.
- Левина Р. Е., «Изучение неговорящих детей (алаликов)», Хрестоматия по логопедии, под ред. Л.С.Волковой, II том, М.: «Владос», 1997г.
- Российская педагогическая энциклопедия, М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993г.
- Ткаченко Т.А., «Если дошкольник плохо говорит», С-П., 1999г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития», М.: «Просвещение», 2008г.
- Эльконин Д.Б., «Психология игры», М., 1978,
- Эльконин Д.Б., «Как учить детей читать», М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
"Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи"
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи....
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"
Проект позволяет представить организацию работы по коррекции общего недоразвития речи посредством использования метода наглядного моделирования...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи»
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Опыт работы "Практика использования метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников"
Данный материал будет интересен в работе с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей мнаправленности с ТНР....