Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
проект на тему

Шилова Ольга Валерьевна

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности, считаю, более современным подходом в образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска    «Детский сад № 281 комбинированного вида»

630015, г. Новосибирск, ул. Гоголя 221/1, т. 279-89-79

ПРОЕКТ

«Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников»

                                Автор проекта: Шилова Ольга Валерьевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с № 281,

первая кв. категория                                                                                                                          

Краткая аннотация проекта

Целью настоящего проекта является обогащение (амплификация) коррекционно- развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

Данный проект необходим, так как позволит оптимизировать коррекционно-логопедическую работу с детьми, повысить его эффективность и продуктивность. Использование метода наглядного моделирования будет способствовать созданию оптимальных условий для коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников, в результате чего дети приобретут не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной  деятельности, у них повысится уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности.

В результате реализации данного проекта повысится профессиональная компетентность педагогов ДОУ: в ходе организации цикла консультаций, практикумов, семинарских и открытых занятий, педагоги смогут получить дополнительные знания в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе. Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей: они смогут познакомиться с методами и приёмами наглядного моделирования, их ролью в развитии ребенка и обогатить ими практический опыт воспитания детей в семье. 

Всего в проект будут вовлечены 8 педагогов и специалистов (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель), 35 детей 5-7 лет и родители.

Проект рассчитан на два года, так как предполагает осуществление коррекционной работы по специальной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» в рамках раздела «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [19] и основного образовательного процесса в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 281, разработанной по примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой [5].

Проект составлен с учётом современных требований ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г.), опираясь на прогрессивные идеи развивающего обучения, отражает актуальные проблемы коррекционной педагогики.

Постановка проблемы

В "Педагогической энциклопедии" [17] понятие "коррекция" определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий, педагогическое воздействие, приводящее к становлению и развитию личности ребенка в целом.

Собственная логопедическая практика (16 лет педагогической деятельности) со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с общим недоразвитием речи. В теории логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина [16]).

Наиболее полный концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи для детей с III уровнем речевого развития представлен в традиционной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [17]. Авторы программы отмечают, что для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики, кроме этого у детей наблюдаются трудности в формировании фонематических процессов и связных высказываний – таким образом,  нарушения носят системный характер.

 Анализ протоколов обследования детей с ОНР старшей логопедической группы по схеме Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломаха [9] показал, что все дети с ОНР имеют отягощённый анамнез. Наиболее сохранной неречевой функцией оказалось зрительное восприятие. Чуть меньше половины детей имеют нарушения со стороны общей моторики. У более половины обследуемых присутствуют нарушения слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики, нарушен зрительно-пространственный гнозис и праксис. Данные показывают, что при сохранном понимании обращенной речи  все дети с ОНР имеют нарушения основных компонентов речевой системы (Приложение 7).

Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной и обобщающей функции (словесно-логическое мышление): с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.  Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми,  так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив - порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей с ОНР. Все вторичные нарушения ведут к  снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов.  Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого развития.

Описанная речевая и неречевая симптоматика наиболее ярко проявляется в осложнённых вариантах ОНР церебрально-органического генеза, выделенных Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой [11]. В данных вариантах развития расстройства познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы можно рассматривать как первичные, вызванные органическим поражением ЦНС, что значительно утяжеляет речевой дефект и затрудняет коррекцию.

С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Данные результатов анкетирования педагогов свидетельствуют о наличии трудностей при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми с ОНР, которые они связывают с особенностями контингента воспитанников. Так трудности в поведении (Приложение 2) педагоги отмечают у  17,6 - 32,3% детей в старшей группе и у 26,6 – 40% в подготовительной группе. Трудности в обучении, по мнению педагогов, испытывают от 23,5до 32,3% детей в старшей группе и от 33,3 до 60% - в подготовительной группе. Речевые трудности, которые ограничивают их познавательную и коммуникативную активность наблюдаются у 17,6 - 41,1% детей в старшей группе и у 13,3 - 33,3% - в подготовительной группе. (Приложение 4)

Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в коррекционных группах (от 10 детей в 2009г. до 17 детей в 2013г.). (Приложение 1)

Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет меня как педагога находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, соответствующих современным условиям и стандартам, эффективных методов и приёмов работы с детьми.

Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

Л. С. Выготский [8] в концепции психического развития показал, что обучение и развитие – взаимосвязанные и обусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения понимается как пробуждение в ребенке процессов развития.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств»1, Л.С.Волкова [6].

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

– практические;

– наглядные;

– словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

Анкетирование показало, что как наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе с детьми,  педагоги выделяют практические методы и приёмы (14 вариантов ответов). (Приложение 3)  Вторая часть второго вопроса анкеты показала, что все педагоги испытывают трудности в создании проблемных ситуаций для решения образовательных задач и трудности в применении технологий индивидуального и группового обучения, больше половины педагогов волнует вопрос привлечения родителей в образовательный процесс.

Трудности в использовании методов и приёмов обучения мы видим и у родителей. (Приложение 5) Анкетирование показало, что даже те из них, кто занимается с ребёнком систематически, испытывают трудности в организации совместной деятельности, в создании мотивации и интереса занятиям. (Приложение 6)

ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)». Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения»,  направленного на личность в целом.

 Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах  развития.

С точки зрения традиционной классификации наглядное моделирование представляет собой сочетание практического и наглядного методов обучения и соответственно отражает наглядно-образный  тип мышления дошкольника.

Несмотря на то, что метод наглядного моделирования среди наиболее эффективных называют лишь 7% воспитателей (Приложение 3), участвовавших в анкетировании,  просматривая публикации в периодической литературе (журналы «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание»), в сети Интернет обращает на себя внимание активное использование педагогами, логопедами-практиками метода наглядного моделирования. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии. В.М.Акименко [1] использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов.Т.А.Ткаченко [18] использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва [7] в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей. В.П.Глухов [10] использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова [14], Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова [2] работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов. Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина [21], Л.Е.Журовой [12] и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой [3] «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики в рамках традиционной методики Г.А.Каше [15]. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.

Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые  Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем [13] и Л.А.Венгером [4].

Развивая идеи Д.Б.Эльконинина [20], Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер»1[4].

Л.А.Венгер предположил и доказал, что «той (второй после использования сенсорных эталонов с 3-5-ти лет) формой опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Сформировавшись, оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении широкого круга задач»2[4].

В результате длительного формирующего эксперимента Л.А.Венгер выделил несколько линий, по которым идёт процесс овладения наглядным моделированием в дошкольном детстве и показал, что «целенаправленное формирование интериоризированных (внутренних) форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач весьма успешно осуществлялось в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, т. е. на 6-м и 7-м годах жизни»1 [4].

В заключении важно отметить, что, по словам Л.А.Венгера,  «результаты экспериментального обучения привели к высокой успешности выполнения детьми заданий заключительного обследования, направленных на выявление темпа и качества усвоения нового материала и уровня овладения элементами учебной деятельности, т. е. к повышению обучаемости детей»2.

Из приведённых данных становится очевидным, что наглядное моделирование является современным продуктивным и актуальным методом развивающего обучения и может, а точнее, активно применяется, в том числе в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у старших дошкольников.

Цели и задачи проекта

Целью настоящей работы (проекта) можно считать применение метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников для повышения эффективности, продуктивности и оптимизации коррекционного процесса или, иными словами, обогащение (амплификация) коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

Задачи проекта:

1. Повысить эффективность коррекционной работы через создание системы коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.

2. Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей коррекционных и общих групп в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.

3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования.

4. Обогатить предметно-пространственную среду логопедического кабинета и логопедических групп в целях развития навыков наглядного моделирования у воспитанников.

5.  Обобщить полученный опыт использования метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников и представить на районном МО учителей – логопедов.

Стратегия достижения поставленных задач

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Создание творческой группы, изучение программно- методических материалов, корректировка перспективных планов.

Методический кабинет

Август

Ст. воспитатель,

учитель-логопед

Включение заданий с использованием наглядных моделей в индивидуальные логопедические тетради детей

Логопедический кабинет

Август

Учитель-логопед

Проведение диагностики детей в логопедических группах

Логопедические группы ДОУ, логопедический кабинет

Сентябрь

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Анкетирование педагогов, родителей

        Логопедические группы ДОУ

Сентябрь, октябрь

Учитель-логопед

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение коррекционного процесса с использованием метода и приёмов наглядного моделирования

Логопедический кабинет, логопедические группы

Сентябрь- июнь

Учитель-логопед

Разработка и выпуск буклетов, памяток для педагогов и родителей

Логопедический кабинет

Сентябрь - май

Учитель-логопед

Лекция для педагогов дошкольных групп по теме «Наглядное моделирование как общая интеллектуальная способность, формирующаяся в дошкольном детстве»

Методический кабинет

Октябрь

Учитель-логопед

Семинар для педагогов дошкольных групп: «Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе»

Методический кабинет

Ноябрь

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Просмотр (на видео) и обсуждение открытых занятий учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп на тему «Использование метода наглядного моделирования в коррекционном процессе»

Методический кабинет

Декабрь

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Использование наглядных моделей в детской проектной деятельности»

Методический кабинет

Декабрь

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Круглый стол для воспитателей речевых групп «Обогащение развивающей предметно-пространственной речевой среды в целях формирования навыков наглядного моделирования»

Актовый (музыкальный) зал

Январь

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Проведение цикла консультаций для родителей детей логопедических групп

Логопедические группы ДОУ

Сентябрь (групповая вводная)

Октябрь, декабрь, февраль (стендовые)

Ноябрь, март, май (на сайте)

Январь (групповая по промежуточным результатам)

Апрель (групповая по предварительным результатам  1-й год обучения)

Май (групповая по итоговым результатам 2-й год обучения)

Учитель-логопед

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по необходимости в рамках коррекционного процесса (приглашение на подгрупповые и индивидуальные занятия)

Логопедические группы ДОУ, логопедический кабинет

С сентября по июль

Учитель-логопед

Проведение смотра – конкурса  «Развивающая предметно-пространственная речевая среда»

Логопедические группы ДОУ

Февраль

Ст.воспитатель

Создание выставки детского творчества- результаты детских проектов с использованием наглядных моделей

Приёмные логопедических групп, холл ДОУ

Март

Ст.воспитатель

Проведение итоговых занятий-развлечений в логопедических группах

Актовый зал

Апрель – май

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение итоговой диагностики детей в группах

Группы ДОУ, логопедический кабинет

Май

Учитель-логопед

Анкетирование педагогов, родителей

        Логопедические группы ДОУ

Май

Учитель-логопед

Круглый стол: «Итоги работы по амплификации коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования».

Методический кабинет

Май

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Семинар по обмену опытом на базе ДОУ

Актовый зал

Сентябрь – ноябрь следующего учебного года

Ст. воспитатель, учитель-логопед

Выступление с докладом на районном МО учителей-логопедов

Учитель-логопед

Публикация статьи в СМИ

Учитель-логопед

Ожидаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность ДОУ мы ожидаем:

- повышение эффективности коррекционной работы в ДОУ, увеличение количества детей выпускаемых из коррекционной группы с чистой речью;

- повышение уровня педагогической компетентности у коллектива педагогов ДОУ;

- повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах речевого и познавательного развития;

- обогащённая предметно-пространственная речевая среда в логопедических группах и в логопедическом кабинете.

Оценка результатов

Оценка эффективности проекта будет проводиться по трём направлениям: дети, педагоги, родители и осуществляться посредством:

- повторного анкетирования педагогов и родителей;

- промежуточной (через год) и итоговой (через два года) диагностики уровня речевого развития у старших дошкольников с ОНР;

- анализ протоколов МПК по выпуску детей из речевой группы;

- подробного анализа открытых итоговых занятий.

Направления

Критерии оценивания

Формы и методы оценки

Ответственный

Оценка

уровня развития у старших дошкольников с ОНР

Уровень речевого развития детей

Анализ протоколов МПК по выпуску детей из речевой группы

Учитель-логопед

Интеллектуальная активность детей

Качественно-количественная оценка результативности участия детей во всероссийских интеллектуальных конкурсах («Пони - готовься к школе»)

Старший воспитатель, воспитатели

Оценка уровня педагогической компетентности педагогов

Качество овладения методами и приёмами наглядного моделирования

Посещение и анализ открытых итоговых занятий, проводимых педагогами

Учитель-логопед, старший воспитатель

Обогащение предметно-пространственной среды в логопедических группах наглядными моделями

Наблюдение, анализ

Жюри конкурса

Оценка  уровня педагогической грамотности родителей

Степень активности посещения консультаций

Анализ регистрационных листов (по количеству участников, частоте посещения);

беседы с родителями, анкетирование.

Учитель-логопед,

старший воспитатель

Уровень осведомлённости родителей в вопросах речевого и познавательного развития, о методах и приемах наглядного моделирования

Беседы, анкетирование родителей.

Учитель-логопед, старший воспитатель

Степень участия родителей в создании предметно-пространственной среды, совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ в триаде «педагог-ребёнок-родитель»

Наблюдение в процессе проводимых мероприятий,

беседы, анкетирование родителей

Учитель-логопед, старший воспитатель

Практическая значимость результатов

Проект служит целям обновления содержания образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОУ, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Бюджет проекта

Смета расходов на 2 года:

Наименование

Всего

(руб.)

Требуемые средства (руб.)

Имеющиеся средства

(руб.)

Оборудование (ТСО)

Компьютеры в группах и в логопедическом кабинете

13500

13500

Мониторы в группах и в логопедическом кабинете

18000

15000

3000

Интерактивная доска

IQ Board PS So82 с проектором

75000

75000

Принтер Samsung

1500

1500

Цветной принтер HP LaserJet Pro 200 color

10500

10500

МФУ Canon MF 4018

7500

7500

Видеокамера Sony

DCR-SX 83

13000

13000

Видеопроектор Beng XGA MX 660, экран

28000

28000

Всего:

167000

15000

152000

Редакционно-издательская деятельность,

изготовление информационно-организационных материалов.

Тонер для принтеров

6000

6000

Флеш- накопители, CD диски

1000

1000

Покупка бумаги формат А-4, фотобумаги

700

700

Стенд для консультаций логопеда

1000

1000

Всего:

8700

7700

1000

Проведение семинаров, лекций, практических занятий, «Круглых столов» для воспитателей ДОУ.

Маркеры, папки и др. канцтовары

1000

1000

Магнитные маркерные доски

2000

1000

1000

Наборы магнитов и маркеров

530

410

120

Библиотечный фонд

10000

5000

5000

Периодические издания

20000

20000

Публикации в электронных и периодических изданиях, участие во всероссийских конкурсах

2000

2000

Всего:

35530

29410

6120

Организация развивающей речевой предметной среды в группах ДОУ

Дидактические игры, альбомы, наглядные пособия по моделированию

30000

15000

15000

Магнитные маркерные доски

2500

1000

1500

Наборы магнитов и маркеров в группах и в логопедическом кабинете

2120

2000

120

Ватман, цветная бумага, цветной картон, клей, бросовый и природный материал для поделок, пластилин.

15500

15000

500

Бумага для рисования, карандаши и фломастеры.

10000

10000

Конструкторы разных видов

40000

20000

20000

Всего:

100120

63000

37120

Всего расходов:

311350

115110

196240

Список литературы:

  1. Акименко В.М., «Новые логопедические технологии», Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
  2. Бардышева Т.Ю. и Моносова Е.Н., «Обучение связной речи детей 5-6 лет», М.:«Скрипторий 2003», 2013г.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., «По дороге к Азбуке», М.: «Баллас», 2008г.
  4. Венгер Л.А., «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», М.: «Педагогика» 1986г.

1  стр.7 – стр.10

2 стр.7 – стр.9

1 стр.8 – стр.211

2стр.8 – стр.207

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева  М.А. «От рождения до школы», М.: Мозаика – Синтез, 2012г.
  2. Волкова Л.С., «Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак.пед. ин-тов», М.:Просвещение, 1995г.

1  стр.4 – 1-й том, стр.59

  1. Воробьёва В.К., «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи», М.: «Астрель», 2006г.
  2. Выготский Л. С., « Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк» М., 1967.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, сборник статей, СПб.:  Детство-пресс, 2000г.
  4.  Глухов В.П., «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», М.: «Аркти», 2002г.
  5.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
  6.  Журова Л.Е., «Обучение грамоте в детском саду», М., 1978
  7.  Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
  8.  Ильякова Н.Е., «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет», М.: «Гном и Д», 2007г.
  9.  Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР», Москва, 1986 год.
  10.  Левина Р. Е., «Изучение неговорящих детей (алаликов)», Хрестоматия по логопедии, под ред. Л.С.Волковой, II том, М.: «Владос», 1997г.
  11.  Российская педагогическая энциклопедия, М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993г.
  12.  Ткаченко Т.А., «Если дошкольник плохо говорит», С-П., 1999г.
  13.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития», М.: «Просвещение», 2008г.
  14.  Эльконин Д.Б., «Психология игры», М., 1978,
  15.  Эльконин Д.Б., «Как учить детей читать», М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

"Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи"

Метод наглядного моделирования                      в коррекции общего недоразвития речи....

проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"

Проект позволяет представить организацию работы  по коррекции общего недоразвития  речи посредством использования метода наглядного моделирования...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи»

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Опыт работы "Практика использования метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников"

Данный материал будет интересен в работе с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей мнаправленности с ТНР....