«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Бадлуева

Данный материал будет интерестен воспитателяд ДО, рботающим по технологии развитиякритического мышления. В данном материале рассматриваются два приема ТРКМ - прием "Мозговой штурм" и прием "Синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.24 КБ
Файл trkm.pptx900.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5«Березка»

Доклад на тему

«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

 1 квалификационной категории

Бадлуева Юлия Анатольевна

Пос. Усть-Ордынский

2024 г.

Для того, чтобы удовлетворить потребности современных детей воспитателю нужно создавать необходимые условия и выбирать инновационные технологии. Я для этого выбрала технологию развития критического мышления. Актуальность данной технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Структура игровой образовательной ситуации с использованием ТРКМ состоит з трех стадий:

  • Вызов – пробуждение интереса к получению новых знаний. Ее присутствие обязательно.
  • Осмысление – получение новой информации. Содержательная, в ходе, которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная.
  • Рефлексия – на этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

Как вы думайте, почему важно развивать критическое мышление ребенка?  Есть различные источники информации и наша задача научить дошкольников пользоваться ими, научить их познавать новое, стимулировать к самообразованию. Задача современного воспитателя не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. Оптимальной методикой для решения данной задачи является ТРКМ.     Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.  Главной целью моей работы является развитие мыслительных навыков детей, необходимых не только в НОД, но и в жизни каждого ребёнка.

     Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.

      Подробнее давайте с вами остановимся на некоторых игровых технологиях, а именно:

  • Мозговой штурм

 «Мозговой штурм» — это коллективная модель поиска  решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, как можно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Он позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Эта технология может быть использована: на этапе изучения и закрепления нового материала; для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; в рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы.

Целями этого приема являются:

  1. помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей;
  2.  научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной;
  3. научить детей смело высказывать свои идеи «на людях»;
  4. научить детей фантазировать;
  5. научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение;
  6. поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая;
  7. оценить общую активность детей.

При проведении «Мозгового штурма» необходимо:
 

  1. Мозговой штурм проводить с группой детей не менее 5 и не более 20 человек.
  2.  Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого.
  3. При повторении выдвинутых идей не фиксировать на них внимания.
  4. При затруднении детей в решении заданной проблемы обращаться к более активным детям, внести наглядность по теме обсуждения, заранее подготовить провокатора (взрослый, старший ребенок).
  5. Необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше.
  6. При большом количестве выдвинутых идей предложить детям самостоятельную их разборку в продуктивной деятельности; индивидуально обсудить каждую идею в другие промежутки времени.

     А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

Мозговой штурм применяется со старшего дошкольного возраста. Алгоритм проведения мозгового штурма состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка задачи. 

     Разделить детей на две группы. Одна группа – «генераторы идей», другая группа – «аналитики», или «эксперты».

Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Поставить обеим группам задачу. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать все идеи, но молчать!

  1. Выдвижение идей

      Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается. Все идеи детей надо умудриться записать на доске.

  1. Обсуждение идей.

     Следующий этап - анализ идей и выработка решения. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Для работы на этом этапе приглашаются другие дети - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений. Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

  1. Принятие решения.

     Из всех идей выдвинуть самую важную, ту, которая даст плодотворный результат при решении поставленной задачи. На этом этапе можно применить прием голосования и добавить лист статистики, который заполняется во время голосования и подсчитывается количество проголосовавших «за» и «против» по конкретным решениям детей. Какая идея набирает больше голосов и становится решением проблемы.

     В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».

     

  • Синквейн – еще один игровой прием   ТРКМ. Слово "синквейн" происходит французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 1 строчка - одно существительное;

 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует

существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному. Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чем же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности. Составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Использование приема «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

- закрепляет знания о частях речи, о предложении;

- значительно активизирует словарный запас;

- совершенствует навык использования в речи синонимов;

- активизирует мыслительную деятельность;

- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна я вела поэтапно

1 этап - Подготовительный

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением.  Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

 Проводились занятия, на которых  я познакомила детей с понятиями «слова-предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления.

В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовала наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна  мной использовались следующие упражнения:

«Подбери определения»,

«Узнай предмет по определению»,

«Кто что делает?»,

«Что чем делают?»,

II этап – основной.

 После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление о предложении, его структуре, я начала работу с детьми  по самостоятельному составлению синквейна по пройденным лексическим схемам, используя наглядно графические схемы.

         В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Березка». Воспитатель: Бадлуева Ю.А.

Слайд 2

Критическое мышление - процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Технология развития критического мышления - совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать воспитанника (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Слайд 3

Актуальность ТРКМ Является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.

Слайд 4

Цель ТРКМ Научить детей из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить, повысить самооценку детей.

Слайд 5

Задачи ТРКМ Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Слайд 6

Результаты применения ТРКМ: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Слайд 7

Технология развития критического мышления 1 фаза – вызов пробуждение интереса к получению новых знаний 2 фаза – осмысление получение новой информации 3 фаза – рефлексия рождение нового знания

Слайд 8

«Мозговой штурм» « Синквейн » «Кубик Блума» «Кластер» «Толстые и тонкие вопросы» «Перепутанные логические цепочки» «Графическое моделирование» «Корзина идей» «Лента времени» «Да-нет» и др. Приемы развития критического мышления

Слайд 9

Прием «Мозговой штурм» Цели: помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей; научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной; н аучить детей смело высказывать свои идеи «на людях»; н аучить детей фантазировать; научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение; п оддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая; оценить общую активность детей.

Слайд 10

Внимательно выслушать проблему Хорошо подумать Каждый по очереди высказывает свою идею Внимательно выслушать чужую идею Над идеями смеяться нельзя

Слайд 14

Прием « Синквейн » Одно существительное Два прилагательных Три глагола Фраза из четырех слов Одно слово, ассоциация по теме.

Слайд 15

Колобок Круглый, желтый Убежал, катится, поет Колобка съела лиса Персонаж Утюг Горячий, холодный Гладит, двигается, расправляет Утюг – этот полезная вещь Прибор

Слайд 16

Слово – неживой предмет Слово – живой предмет Слово – определение (признак) Слово – действие Предложение Слово – ассоциация

Слайд 19

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ведущие психологи (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Г.И. Минская, Н.Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее:- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, ...

Статья "Развитие критического мышления у детей старшего дошкольно возраста в условиях реализации ФГОС"

Статья полезна современным педагогам, использующим в своей работе инновационные методы образования детей дошкольного возраста....

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...

Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии лего-конструирования

Появление «пространственных» терминов в активном словаре дошкольника совершенствует грамматический строй устной и письменной речи. При этом необходимо использовать специальные средства обу...

Презентация для педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Презентациядля педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»1 слайд Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...

«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...