Кружок. «Сказки Весёлого Язычка»
материал (старшая группа) по теме
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В процессе игры у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — Весёлым Язычком, который живет в Волшебной Стране. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, игра превращается в захватывающее приключение. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти её условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Весёлому Язычку. Для выработки устойчивого интереса к играм, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели у Весёлого Язычка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, (к которому дети очень стремятся).
Использование образа Весёлого Язычка способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается.
В используемые игры входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Весёлого Язычка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешествие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артикуляцией, ускоряем процесс автоматизации.
Автоматизацию звуков осуществляем, используя хорошо известные методики Г. А. Каше, Т. Б.Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л.Н.Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и других авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_docx.docx | 110.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В процессе игры у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — Весёлым Язычком, который живет в Волшебной Стране. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, игра превращается в захватывающее приключение. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти её условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Весёлому Язычку. Для выработки устойчивого интереса к играм, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели у Весёлого Язычка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, (к которому дети очень стремятся).
Использование образа Весёлого Язычка способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается.
В используемые игры входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Весёлого Язычка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешествие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артикуляцией, ускоряем процесс автоматизации.
Автоматизацию звуков осуществляем, используя хорошо известные методики Г. А. Каше, Т. Б.Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л.Н.Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и других авторов.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев;
- обогащать словарь;
- автоматизировать и различать поставленные звуки;
- формировать умение составлять рассказы по картинкам с
последующими развивающимися действиями; - сочинять короткие сказки на заданную тему.
Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:
- развитие речевой моторики;
- отработка правильного произношения звуков;
- автоматизации и дифференциация звуков речи.
Кружок проводится 2 раза в неделю по 25 минут, с детьми старшего дошкольного возраста, (по средам) в игровой форме с использованием картинок для раскрашивания, сюжетных картинок, схем, игрушек, материала - для развитие мелкой моторики, мячей различной величины.
Игровые методы и приёмы:
- «Сочиняем сказки о звуках» в занимательной игровой форме проводим постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускоряет процесс автоматизации.
- «Логопедические сказки на дифференциацию звуков» - задания и игры на чёткое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
- «Поймай звук» развивает и фонематический слух, и слуховое внимание;
- игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и синтез, а также мышление;
- игра «Отгадай загадку» развивает образное и логическое мышление и т.д.
Мониторинг звукопроизношения проводится 2 раза в год (октябрь, апрель), по методике Филичевой Т.Б., Каше Г.А.
Ожидаемый результат:
- у детей улучшится фонематический слух;
- дети научатся правильно произносить и различать звуки родного языка, знать их артикуляцию и характеристику;
- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- появится желание пересказывать сказки, придумывать интересные истории;
- обогатится словарный запас слов;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Кружок.
«Сказки Весёлого Язычка»
Перспективный план работы
на 2013 -2014 учебный год
Сроки проведения | Темы чистоговорок | Цели |
Октябрь | Что такое звук? Артикуляционная гимнастика для губ (перед зеркалом) | Учить детей различать звуки речевые и неречевые. Выучить: что звуки мы слышим и произносим (нарисовать к правилу схему). |
Пальчиковая гимнастака.
| «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику» Выучить с детьми название пальцев рук с использованием художественного слова (нарисовать руку-раскрасить пальцы разными цветами). | |
Ноябрь | Знакомство с органами речи Артикуляционная гимнастика для языка. | Учить детей видеть в зеркале органы речи (губу, зубу, нёбо, язычок) – слышать голосок. Игра с Весёлым Язычком – «Если б не было его, не сказал бы ничего» - раскрасить все части языка (кончик языка, спинку языка, корень языка…) |
Развитие моторики артикуляционного аппарата | Учить детей выполнять упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка, использовать рисунки – подсказки (раскрасит их). | |
Декабрь | Игры и упражнения для формирования движения губ. Учим стихи. | Сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, которая необходима для произнесения звуков /И, Э, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/ и трубочку – вытягивание губ вперёд, - необходимую для правильного артикулирования звуков: /О, У, Ш, Ж, Ч, Щ/. Игры со звуками. |
Гласные звуки – модели. | Познакомить детей с шестью гласными звуками, которые очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. Объяснить и показать, что от гласного звука зависит громкость, внятность, красота речи. Рисуем и раскрашиваем модели звуков /А, О, У, Ы, И, Э/ - игры. | |
Январь | Учимся различать гласные звуки – диктант. Чистоговорки с гласными звуками. | Учимся различать гласные звуки по звучанию и артикуляции – игры. Проговаривая чистоговорки помочь детям закрепить правильную артикуляцию звуков, поработать над дикцией. |
Февраль | Жил был звук /С/ | Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю, слуховое и фонематическое восприятия, через игры и упражнения. Учить внимательно слушать сказку называть слова с определённым звуком, определять позицию звука, раскрашивать картинки к сказке. |
Жил был звук /З/ | ||
Март | Жил был звук /Ц/ | |
Жил был звук /Ш/ | ||
Апрель | Жил был звук /Ж/ | |
Жил был звук /Щ/ | ||
Май | Жил был звук /Л/ | |
Жил был звук /Р/ |
Итоговое мероприятие
Оформление альбома «Сказки Весёлого Язычка
Задачи образовательной деятельности;
- Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
- Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
- Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
- Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
Расписание
Кружок «Сказки Весёлого Язычка» проводится во вторую и четвёртую неделю каждого месяца, продолжительность занятия 25 минут.
Оборудование:
Игрушка «Весёлый Язычок», шнуровки, пуговицы, шарики, вертушки, прищепки, су-джок, бусы, декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки, модели звуков, цветные карандаши, бумага, картон, игрушки, компьютерные игры.
Список литературы:
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.
Волина В.В. Игры в рифмы. СПб., 1997.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005
Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
Микляева Н.В., Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М.. 2005
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярословль 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей "Сказки весёлого язычка"
Материал для обучения родителей основам артикуляционной гимнастики в игровой форме....
Кружок «Весёлый язычок»
Кружок «Весёлый язычок»...
Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...
«Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»
laquo;Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»...
Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»
Цель мастер – класса:Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы.Задачи:1. Познако...
Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»
Повышение компетентности родителей по проведению (закреплению) артикуляционной гимнастики с детьми....
логопедический кружок для детей 3-4 лет " Умелые пальчики,весёлый язычок"
Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий....