Птицы
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Птицы
I. Содержание:
- Какие птицы бывают,
- Кто живет у озера,
- Кто живет в лесу,
- Где чье гнездо,
- Перелетные птицы,
- Оседлые птицы,
- Домашние птицы.
II. Форма подачи информации:
- Экскурсия в зоологический музей,
- Экскурсия в зоопарк,
- Посещение цирка,
- Картина Саврасова А.К. «Грачи прилетели»,
- Наблюдение домашних птичек,
- Альбомы с фотографиями,
- Выставка картин «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Птицы южных стран»,
- Гнезда,
- Чем мы можем помочь птицам?
- Нос, ноги птицы,
- Птицы предсказывают, аудиокассеты с записями птичьих голосов.
Деятельность детей:
Манипулятивный центр
Игры:
- «Помогите малышкам найти маму»,
- «Сколько яиц снесла курица?»,
- «Найди на картинке лишний хвост»,
- «Сколько здесь лебедей?»,
- «Кто на каком кубике стоит? (по цвету)»,
- «Что забыл нарисовать художник (ноги, хвост)?»,
- «Дорисуй картинку»,
- «Кто в каком гнезде живет? (на дереве, в траве, в дупле, в скворечнике)»,
- Картографы домашние, дикие птицы и т.д.,
- Разобранные по частям картинки птиц, собрать,
- Разобрать картинки по назначению: воробьи – к воробьям, голуби голубям. Сосчитать, сколько их и кого больше, кого меньше?
Литература
- Выставка и просмотр книг В. Бианки «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Синичкин календарь», «Мастер без топора»;
- Книги для рассматривания: Н. Сладков «Птицы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», фотокнижка – Н. Сладков «Кто в Южной Америке живет», энциклопедия для детей «Четыре времени года»;
- Прослушивание аудиокассет, просмотр мультфильмов, видеофильмов, птичьи голоса.
Искусство
- Показ приемов рисования птиц (пингвин, ласточка и т.д.);
- Нарисуй любимую птичку карандашами, мелками, красками по деланию;
- Оригами птиц;
- Аппликации «Чайки на море», «Попугай на пальме», «Сова на дереве» с использованием нарезки ниток, цветной бумаги, толченой крупы;
- Обводки разнообразных птиц;
- Работа над проектом «Птицы на озере» (фантазия) с использованием ткани и гуаши;
- Вместе с детьми делаем кормушки для птиц из пустых упаковок сока, молока.
Строительный центр:
- «Мы построим птичкам дом». Строительство скворечника по схеме, используя кубики, длинные, узкие доски.
- Прогулка:
- Наблюдение за птицами, на площадке, в лесу. Поведение и повадки птиц. Воробьи перед резким похолоданием утепляют гнезда. Ласточки перед хорошей погодой летают высоко в небе;
- Наблюдение за тем, как птицы едят с самодельных кормушек
Центр науки и природы:
- Наблюдение за домашними птицами – канарейками, попугаями;
- Рассматривание перьев птиц;
- Полет: сделать с детьми веер на палочке, помахать им в воздухе. Описать свои ощущения (сопротивление воздуха);
- Взять листочек бумаги, поставить перед собой держа в руке – он упадет, подуть – он полетит;
- Выставка книг и иллюстраций про перелетных птиц и оседлых;
- Картографы дикие – домашние птицы, кто живет у озера, в лесу.
Вода – песок:
- Перья птиц, тонут или не тонут, мокнут или нет?
- Построение гнеда из прутиков, палочек, сухих листьев и т.п.
Сюжетно-ролевая игра:
- Постановка задачи «Про то, как колибри вылечила крокодилу зубы». С костюмами животных и самой птички.
IV. Работа с родителями
- Родители принимают участие в организации экскурсии в зоологический музей, зоопарк и посещение цирка;
- Родители помогают в организации выставок сбором информации, записей голосов, картинок, фотографий по теме;
- Родители сопровождают прогулку в парк, в лес, на озеро;
- Оказание помощи в создании живого уголка (приносят домашних птиц для наблюдения).
V. Какие птицы бывают
Птиц на Земле довольно много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие (двухметровой величины), есть совсем крошечные (не больше бабочки и почти ничего не весящие). Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не умеют летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, третьи – там и тут. Но есть такие, которые живут только в горах, только в пустыне или на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой. Другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, ягоды, семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда.
А у других птиц детишки, едва вылупились из яйца, сразу встают на ноги и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности.
Одни птицы получили свои имена за голоса, другие - за цвет, третьи – за поведение.
Список литературы по теме Птицы:
- Г. Шмань «С возвращением, аист!»,
- М. Штейнбах «Волшебная дудочка»,
- В. Чернышов «Отъявленный чиж»,
- Е. Чернушкин «Птичье озеро»,
- В. Чаплин «Несносный питомец», «Крылатый будильник», «Воробьиная наука»,
- В Бианки «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Про птиц и зверей»,
- О. Туманян «Птицы», стихи,
- Н. Сладков «Жизнь на песке», «Смелый фотоохотник», «За птичьими голосами»,
- Г. Снигирев «Птицы наших лесов»,
- М. Пришвин «Говорящий грач»,
- К. Паустовский «Растрепанный воробей»,
- И. Левандовский «О том, как синицы на яблоне жили»,
- Ю. Дмитриев «Как обманули птиц»,
- Э.Н. Голованова и Пушкинский Ю.Б. «Птичьи заботы», «Гнездо - дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....