Модель экологического воспитания
статья по окружающему миру по теме

Татьяна Васильевна Артамонова

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной  гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_ekologicheskogo_vospitaniya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Модель экологического воспитания:

Совместная деятельность воспитателя и детей, построение занятий, проведение опытов.

Природа-это единственная книга, каждая страница

которой полна глубокого содержания. И. В. Гете.

Экология как наука появилась еще в конце 19 века. В середине 20- го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Существует три основных направления в экологии:

- биологическая или классическая экология (наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом).

-социальная экология (рассматривает взаимоотношения общества и природы).

-прикладная экология (охрана природы).

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной  гармонии с природой. Педагогический опыт показывает, что дети способны усваивать комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной  и увлекательной форме, при этом учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Экологическая воспитанность детей выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

Доброжелательность к живым существам,

Эмоциональная отзывчивость на их состояние,

Интерес к природным объектам

Стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ

Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Основные принципы построения экологической программы:

- системное строение природы

- понятие «живое» как основа экологического образования

- единство живой и неживой природы

-приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону

- единство человека и природы как основы экологического сознания.

Модель педагогического процесса экологического образования детей.

                              Развитие экологической воспитанности обучаемого.

                               Освоение экологических представлений.

                               Развитие познавательных умений.

                               Овладение умениями ухода за живыми существами.

                               Накопление опыта гуманного отношения к растениям и

                             животным.

                                Организованное обучение.

                                Совместная деятельность взрослого с ребенком.

                                Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Модель построения занятий.

Занятие.

                                        Наблюдения

                               1 часть       Экскурсия

                                        Беседа

                                        Труд в уголке природы

                                       

                         2 часть     Дидактические игры.

                         3 часть     Опыты

Самостоятельная деятельность детей.

Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причины наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Опыты проводятся с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятие.

Опыт «Здравствуй, ветер!»

- Ребята, а вы хотите побыть ветром ? Воспитатель предлагает мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море» - вода подкрашена акварельной краской. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть – тем больше волны. Ребята опускают в воду парусные кораблики, дуют на паруса и кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями , когда ветра нет ? А если ветер очень сильный ? Начинается буря ,и кораблик может потерпеть кораблекрушение.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Ходит в море ветер-пастушок,

Дует ветер в маленький рожок.

А вокруг него бегут барашки,

У барашков – белые кудряшки…

 

Литература:

  1. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
  2. «Мы»  программа экологического образования детей» библиотека программы «Детство».
  3. «Добро пожаловать в экологию» библиотека программы «Детство».
  4. «Детям о природе» М. В. Лучич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Участие в работе международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников"

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области...

Модели «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: учить детей находить существенные признаки конкретного класса животных, их приспособленность к среде обитания, питание, размножение.Пояснение:В экологическом воспитании  метод наглядно...

Реализация международной программы Эко-школыЗеленый флаг как инновационная модель экологического воспитания дошкольников

В статье раскрыты особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в современной системе образования.Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологическог...

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...

Эффективные модели взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Одной из эффективных моделей взаимодействия с родителями воспитанников, а так же  социальными партнерами по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является модель сотрудничест...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и природой в средней группе в форме игры-путешествия «Деревья-наши друзья» с использованием технологии моделирования (модель экологического поведения, графические модели)

Создание условий для расширения знаний и представлений  детей старшего дошкольного возраста о деревьях как живом организме с опорой на графические модели....