Реализация международной программы Эко-школыЗеленый флаг как инновационная модель экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру на тему
В статье раскрыты особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в современной системе образования.
Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.
Международная программа «Экошкола/Зеленый флаг» - мощный стимул к практическому действию. Воспитанники не просто закрепляют теоретические знания, а приобретают практический опыт. Дошкольники не только знакомятся с экологическими правилами, но учатся учитывать их в своей деятельности.
В настоящее время в программе участвует более 40 000 школ в 54 странах мира, более 11 миллиона детей, 800 тысяч педагогов. В России участвуют учебные заведения таких регионов, как Карелия, Бурятия, Иркутская, Калининградская, Ленинградские области, городов Санкт-Петербург, Москва, Киров, Новосибирск, Нефтеюганск. Участниками программы в Татарстане являются детские сады и школы из Казани, Зеленодольска, Альметьевска, Нижнекамска, Верхнего Услона, Тетюш, Актаныша.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников
Зиятдинова Гульшат Ванситовна
воспитатель
МАДОУ Детский сад№ 184»
г. Казани Республики Татарстан
Аннотация. В статье раскрыты особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в современной системе образования.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. В нашем ДОУ постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.
Международная программа «Экошкола/Зеленый флаг» - мощный стимул к практическому действию. Воспитанники не просто закрепляют теоретические знания, а приобретают практический опыт. Дошкольники не только знакомятся с экологическими правилами, но учатся учитывать их в своей деятельности.
В настоящее время в программе участвует более 40 000 школ в 54 странах мира, более 11 миллиона детей, 800 тысяч педагогов. В России участвуют учебные заведения таких регионов, как Карелия, Бурятия, Иркутская, Калининградская, Ленинградские области, городов Санкт-Петербург, Москва, Киров, Новосибирск, Нефтеюганск. Участниками программы в Татарстане являются детские сады и школы из Казани, Зеленодольска, Альметьевска, Нижнекамска, Верхнего Услона, Тетюш, Актаныша.
Наш детский сад является участником международной программы «Эко-школы/Зеленый Флаг» с 2011 года. На основании сданных отчётов о проделанной работе коллектив нашего детского сада был трижды удостоин высшей награды, Зеленого флага, за участие в работе по международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг», что является признанием деятельности всех участников образовательного процесса. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором.
Зеленый флаг – это хорошо известный в мире престижный экологический символ. По сути он является признанным во всем мире европейским сертификатом качества экологического образования и воспитания.
Программа имеет 4 обязательные темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата». Помимо этого образовательное учреждение может выбрать другие темы, если они считают их более актуальными для своего региона или населённого пункта. Наиболее популярными в России были следующие темы: «Вода», «Мусор», «Энергия», «Природа и биоразнообразие», «Школьный двор», «Здоровый образ жизни», «Изменение климата», «Культурное наследие», «Активная гражданская позиция», «Разумное потребление». Наш детский сад в 2011-2012 учебном году успешно работал по двум направлениям: «Мусор» и «Территория нашего детского сада». В 2012-2013 уч. году нами были выбраны темы «Мусор» и «Здоровый образ жизни». А в 2013-2014 уч.году «Вода» и «Мусор» стали приоритетными.
Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов (международный стандарт управления окружающей средой и система экоменеджмента Европейского Союза).
В рамках совместного проекта международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» и компании «Ригли» «Меньше МУСОРА» реализовали свой проект «Экопакеты против мусора».
«Человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов» говорил Нильс Бор.
Проблема мусора действительно актуальна на сегодняшний день. Среднестатистический россиянин выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят и полиэтиленовые пакеты, которые приобретаем часто. Если пакеты покупаем через день, то это 3 пакета в неделю, 12 пакетов в месяц, 144 пакета в год на одного человека. В детском саду 130 семей, 35 сотрудников. По нашим подсчетам это 25200 штук пакетов в год. Причём выбрасывают их как организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), так и неорганизованно (куда попало). Пластиковые пакеты разлагается более 100 лет.
Шаг 1. «Создание экологического совета»
В состав Экологический Совета учреждения вошли воспитатели, дети, родители и Главный специалист Отдел образования Московского и Кировского районов г. Казани. Членов Совета выбирали по принципу:
- активности
- инициативности
- ответственности
Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»
Для этого проводилось анкетирование родителей, что показало:
94,4 % родителей знают, что полиэтилен разлагается несколько столетий.
33,3 % - покупают менее 10 штук пакетов в месяц, а 27,8 % - более 20 штук,
33,3 % затрудняются ответить.
55,5 % родителей используют пластиковые пакеты вторично, а 44,5 % - нет.
88,9 % родителей предпочли ли бы вместо полиэтилена, изделия из экологически безопасных материалов (бумажные, биоразлагаемые пакеты).
61,1 % родителей готовы использовать тканевую сумку, вместо пластиковых пакетов.
А дети исследовали свойства пластиковых пакетов и экосумок:
1.Что знаем?
2.Что хотим узнать?
3.Как можно узнать?
4. Что можно сделать для улучшения экологической ситуации конкретно в нашем садике?
Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду
Цель деятельности: Формировать знания дошкольников и их родителей об экологических проблемах современности и пути их разрешения, привлечь внимание людей к проблемам пластиковых пакетов и рассказать им об альтернативным многоразовых эко-сумкам
Исходя из поставленных целей был составлен план работы.
Шаг 4. «Мониторинг и оценка»
Контроль за выполнением плана действий осуществлялся Экологическим Советом ДОУ.
С целью анализа эффективности мероприятий, которые проводились, сразу после проведения того или иного мероприятия использовались: опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностики, собеседования с детьми, наблюдения, самоанализ со стороны педагогов.
Дети знают, что мусор необходимо выбрасывать в контейнеры.
А экосумки красивее и практичнее.
Шаг 5. «Включение экологической тематики в школьные курсы»
Согласно плану нашего проекта мы вначале организовали книжную выставку на тему «Экология и жизнь», которая стала полезна как детям и родителям, так и педагогам.
Буклет о вреде использования полиэтиленовых пакетов “Экопакеты против мусора!”
Конкурс экологических лозунгов и речевок о вреде пакетов и пользе эко-сумок «Лозунг для экосумки». Были придуманы замечательные речевки и лозунги:
Он разный и полезный.
И чудо как удобно:
Он может сам исчезнуть,
Коль вам уже не нужно.
Эко пакет - серьёзно!
Мир чище сделать можно!
Гулия Миронова
Стильные и оригинальные эко-сумки сделают наш город ярче и чище!
Родители 6 группы
Пакеты - убийцы!
Вы нам не дружище!
Эко-пакеты покупаем
и природу мы спасаем!
Ландыш Халилова
Эко-сумку покупай, нашу Землю ты спасай!
Гульназ Зиятдинова
Хочешь в чистоте ты жить — начинай эко-сумку шить.
Абарко Ревеко Даниэль
Речевки и лозунги пригодились для составления сценария для агитбригады об альтернативах полиэтиленовым пакетам и предложение пользоваться холщовыми эко-сумками. Вся серьезная экологическая информация стала доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности. Сюжет экологической сказки с национальным колоритом, которая была включена в сценарий, имела серьезную воспитательную цель воспитывать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу.
Затем организовали конкурс эко-сумок. Родителям предложили совместно с детьми сделать экосумки как альтернатива пластиковым пакетам. Участники конкурса творчески подошли к решению этой проблемы. Были и экосумки сшитые вручную, и бумажные, разукрашенные своими руками, и вязаные, и даже изготовленные из фантиков. По окончании конкурса и подведении итогов провели развлечение, где дети дефилировали с экосумками.
Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество»
Самым элементарным способом предоставления информации и сотрудничества мы считаем информирование родителей о нашей работе – выпуск экологической газеты и буклетов на темы:
- «Чисто не там, где чисто убирают, а там, где за чистотой следят»
- Буклет о вреде использования полиэтиленовых пакетов “Экопакеты против мусора!”
Одним из пунктов распространения информации о нашей работе была регистрация на сайте проекта «Инициатива HSBC и Эко-школ по сохранению климата»
Деятельность по проекту освещалась на сайте ДОУ, а так же на странице группы «ГӨЛБАКЧА-184» в Контакте.
Педагоги детского сада активно делились опытом работы по программе: принимали участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства, публиковали статьи в сборниках и на сайтах, выступали на методических объединениях для педагогов района и города.
Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса»
Нам всем хочется, чтобы наши дети были лучше нас, счастливее нас, успешнее нас. Очень хочется, чтобы они еще смогли насладиться уникальностью нашей планеты, чистыми реками и озерами, морями и океанами, восходами и закатами, увидели все бесчисленное многообразие нашей планеты.
И каждый раз, когда в супермаркете мы покупаем полиэтиленовый пакет, мы наносим непоправимый вред нашей планете. Все дело в том, что попавший на свалку полиэтилен, не разлагается в течении 400 лет, а безопасных методов утилизации до сих пор не появилось. При сжигании полиэтилена в слои атмосферы попадает огромное количество отравляющих веществ, вот и остается такой пакет лежать на свалке.
Достигнутые результаты:
Все участники проекта – наши воспитанники и их родители, педагоги детского сада, поняли, что экопакеты являются очень практичными, удобными в использовании и полностью безопасны при контакте с пищевыми продуктами. Существенным достоинством экопакетов является то, что они не приносят вреда человеку, природе, экологии планеты и не требуют особенных условий утилизации.
Кроме того, учитывая сколько каждая семья тратит в месяц на одноразовые пакеты, использование многоразовой экосумки, стало еще и экономически выгодным. В сложенном виде, экосумка не занимает много места, а при необходимости вмещает в себя продуктов больше чем пакет, у нее не отрываются ручки и не высыпается содержимое. Сейчас появились разнообразные модели экосумок и по размеру и по стилю, сделанные из разных материалов и для разных задач.
Итогом работы стали выводы, которые были сформулированы в экологическом кодексе:
Мы выбираем ЭКОпакет!
Список литературы
- Аракчаа Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании, Кызыл, 2001
- Белавина И.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас, М, 2005
- Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. -N 7. -С. 36-42.
- Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. - №2. - С.110-113.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». Методика экологического воспитания дошкольников, М, 1999
- Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998, - N 7. - С. 26-34.
- Симонова Л.П. Ключи от природы или этические беседы по экологии, М, 1998
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду, М, 2000
- Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М. Федотовой. Изд. 2-е. — Пермь, 1992.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Участие в работе международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников"
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области...
Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"
Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)...
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
«Экологическая тропинка, как инновационное средство экологического воспитания дошкольников»
Новая интересная форма работы с детьми...
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...
Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...