Эффективные модели взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
статья

Павлова Ольга Сергеевна

 Одной из эффективных моделей взаимодействия с родителями воспитанников, а так же  социальными партнерами по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является модель сотрудничества или партнёрства.

Сотрудничество с семьями воспитанников и социальными партнерами позволяет привлечь родителей к совместной работе по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективная модель взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников.

«Растет то, что мы взращиваем в душе, - таков вечный закон природы».  

 (Иоганн Вольфганг Гёте)

Проблема экологического воспитания многогранна.

В рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направление «Экологическое воспитание» включает:

  • развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

В настоящее время проблема экологического воспитания многогранна. Вопросам экологии посвящаются Международные конференции, заседания, слёты и др. О сохранении природы России во всем ее многообразии очень часто говорит наш президент В.В. Путин. В одном из своих выступлений он сказал:  «…проблемы окружающей среды, экологии всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных, важных для общества. Многие живут по принципу «после нас — хоть потоп». Это прискорбно. Такая логика — тупиковая и крайне опасная».

Сегодня экологическое воспитание — направлено на формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.

Н. А. Рыжова говорит о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» [1, с. 7]

Это последовательный, целенаправленный, систематичный, организованный, педагогический процесс формирования системы экологических знаний, навыков, умений, убеждений и нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у ребенка ответственного отношения к природе. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды.

Для того, чтобы эта задача была выполнена в полном объёме педагогу необходимо активно привлекать к этому родителей как социальных партнеров, ведь они являются первыми педагогами своего ребенка,  и должны заложить основы развития ребенка (интеллектуального, нравственного, физического, личностного). А мы,  воспитатели становимся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.

Основная идея взаимодействия с родителями — это установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания и образования детей. Но перед  педагогами встаёт проблема поиска новых форм и условий работы с родителями и социальными партнерами.

Сегодня современное дошкольное образование не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Модель сотрудничества (педагог-ребенок и родитель – социальные партнеры) - это одна из наиболее эффективных моделей взаимодействия с родителями воспитанников, а так же  социальными партнерами по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Сотрудничество с семьями воспитанников и социальными партнерами позволяет привлечь родителей к совместной работе по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

В совместной деятельности с родителями  педагог должен использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы. Нетрадиционные формы работы с родителями наиболее интересны и разнообразны, они приносят более плодотворные результаты, родители более интенсивней вовлечены в процесс по совместному экологическому воспитанию и образованию детей.

Результатом совместной работы будет являться активное участие родителей в разнообразных экологических акциях, экологических досугах, подготовка и размещение фото и видеорепортажей.

Ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями детского сада задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В своей педагогической деятельности необходимо двигаться постепенно от простого к сложному.

Разработку социального взаимодействия выстраивать поэтапно, где каждый этап имеет свои цели и решает свои задачи. 

Первый этап – подготовительный.

Цель данного этапа — это определение целей и форм взаимодействия с объектами социума, а так же просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.

На этом этапе происходит знакомство родителей с планом работы по экологическому воспитанию детей, обсуждаются каких социальных партнеров можно привлечь к совместной деятельности.

Второй этап – практический.

И его целью является реализация мероприятий, планов сотрудничества с родителями с организациями и учреждениями социума по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений. Разработка системы поощрения для принимающих активное участие в реализации проектов и взаимодействия с социальными партнерами. Благодаря второму этапу будут достигнуты намеченные задачи повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей; вовлечение родителей в совместную с детским садом экологически ориентированную деятельность.

Третий этап – заключительный.

Его цель – это подведение итогов социального партнерства. Перспективы дальнейшего сотрудничества.

Сначала это могут быть краткосрочные совместные проекты и социальные акции, приуроченные к какому-либо времени года или мероприятию, совместно с родителями организовывать для детей тематические прогулки с посещением ближайших парков и т.д.

Педагог не должен стоять на месте, он должен  постоянно искать новые интересные формы взаимодействия с семьями и социальными партнерами.

        Благодаря тесному сотрудничеству, и совместной работе родители станут более активны и  инициативны, у них появится интерес к экологическому воспитанию детей. Они станут больше гулять, наблюдать, любоваться природой и замечать прекрасное вокруг себя.

Родители станут инициаторами участия в разнообразных экологических акциях, проектах и мероприятиях.

       Педагог должен заранее разрабатывать план мероприятий, который отвечает интересам и потребностям воспитанников, родителей и социальных партнеров, ведь только совместными усилиями мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать экологически грамотного человека. И тогда результат работы по данному направлению покажет, что систематическое сотрудничество с родителями, организованное взаимодействие родителей и дошкольного учреждения позволяет оптимизировать систему работы по экологическому воспитания дошкольников.

Литература:

1. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду» журнал «Дошкольное образование»        №17(162), 1-15.05.2005 https://dob.1sept.ru/index.php?year=2005&num=17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, прио...

План работы педагогов в рамках сетевой модели взаимодействия по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на учебный год

План работы педагогов в рамках сетевой модели взаимодействия по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на ___ учебный год...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Сообщение из опыта работы Презентация "Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологичес...

«Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Творческий отчет на тему "Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников"...