Образовательная область «Художественное творчество» НОД «Лепка» Тема: «История пуговицы»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Образовательная область «Художественное творчество»
НОД «Лепка»
Тема: «История пуговицы»
Средняя группа
Цель: Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать умение отделять маленькие комочки от большого куска пластилина, раскатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивать комочек между ладонями. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сравнивать пуговицы по виду, размеру, цвету, форме, материалу. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Материал: Пуговицы разного размера, формы, материала и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями) по 15-20 штук на подносах. Разные виды застёжек (кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки) Пластилин, клеёнки, стеки, салфетки. Картинки с изображением пуговиц разных эпох. Картинки с изображением русского кафтана и женской шубы.
Ход НОД:
Воспитатель: Одеваться соберёшься – Без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети – Застегну я всё на свете. Что это? (Дети отгадывают загадку.) Воспитатель: Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.) Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Дети: Чтобы одежда была застёгнута. Было тело прикрыто. Тепло и удобно. Воспитатель: Почему они такие разные, не похожие друг на друга? Дети: Потому что одежда разная, ткань разная. Для каждого вида одежды свои пуговицы. Воспитатель: Правильно! Какие ещё виды застёжек вы знаете? Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки. (Ответы сопровождаются показом.) Воспитатель: Молодцы! Верно! Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящие украшения из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье или шуба. (Показ картинок). Вот почему пуговицы бережно хранили и перешивали с одного наряда на другой. Древнерусские пуговицы имели форму шарика с ушком. Это пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо. Вот на картинке пуговицы-гирьки. Со временем форма пуговиц стала приближаться к современным, шарики начали половинить. Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. (Показ картинки) Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т.д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать». В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран. В нашей группе тоже есть небольшой музей пуговиц. Перед вами экспонаты из этого музея – современные пуговицы. Из чего они сделаны? ( Из дерева, пластмассы, металла и т.д.) Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает. Верно! Одинаковая форма у пуговиц? (Нет, разная) Какой формы пуговицы?(круглой, овальной, квадратной, цилиндрической) Правильно! Какого цвета бывают пуговицы? (разного: белого, красного, синего, жёлтого и т.д.) Какого размера бывают пуговицы? (крупные, большие, средние, маленькие.) Верно! Посмотрите внимательно, сколько отверстий у пуговиц бывает? ( Два, четыре отверстия, или с ушком.) Молодцы! Итак! Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (цветом, формой, размером, разным количеством отверстий, материалом.) Физминутка « Дни недели» В понедельник я купался, Изображаем плавание. А во вторник –рисовал. Изображаем рисование. В среду долго умывался, Умываемся. А в четверг в футбол играл. Бег на месте. В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши. А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам слепить пуговицы для выставки, подумайте какой у вас будет цвет, размер, форма, количество отверстий. Можете украсить свои пуговицы бусинками, стразами из пластилина. не забудьте сделать стекой отверстия.
Но сначала вспомним приёмы лепки.
Кусочек пластилина
На ладошку положили
И ладошкою прикрыли.
В ручках пластилин кружился,
В шарик быстро превратился.
Пуговица чтобы получилась,
Круглой чтобы очутилась,
Шарик мы ладошками сожмём,
Крепко-крепко мы сожмём.
Пуговица готова одна,
Где будет крепиться она?
(Дети показывают место на платье, где можно прикрепить пуговицу)
Приложили и прижали,
Ручки наши не устали. (Энергичное сжимание и разжимание кулачков).
Дети самостоятельно лепят пуговицы. В случае необходимости воспитатель помогает, напоминая приёмы лепки. Воспитатель: Посмотрите , дети, какие красивые пуговицы вы слепили! Какие пуговицы вам особенно понравились? Почему? (Воспитатель просит 2-3 детей объяснить свой выбор) Воспитатель: Молодцы! Дети, а что нового мы узнали сегодня?
Дети: Мы узнали как появились пуговицы, какие раньше были, «были» в музее, научились их различать и лепить. Воспитатель: Верно, вам понравилось такое необычное занятие? Дети: Да! Интересное! Воспитатель: Молодцы, дети, вы меня очень порадовали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Данное мероприятие разработано мною по направлению "Художественно -эстетическое развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием художественного ...
Образовательная область.Художественное творчество. Тема. Лепка "Рыбка"
Закреплять умения лепить рыбку.Обогащать новыми знаниями детей о рыбках....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество". Раздел "Лепка"
Данный план предназначен воспитателям подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»
Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек....
Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...
Календарно-тематическое планирование образовательной области «Художественное творчество» («Аппликация/Лепка») реализуемой в непрерывно образовательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование образовательной области «Художественное творчество» («Аппликация/Лепка») реализуемой в непрерывно образовательной деятельности....
- Мне нравится (2)