Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Колосова Елена Ивановна

Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kolosova.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(образовательная область «Художественное творчество». Лепка.)

Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»

Воспитатель: Колосова Елена Ивановна

Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Цель: приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить детей с каргопольскими изделиями, с лепкой каргопольской игрушки «Утушка – моховая», выделяя характерные особенности (туловище в форме овоида, вытянутая шея, плоский клюв).

2. Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы, пропорции деталей)

3. Обогащать словарь детей новыми словами, загадками, стихами.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику в процессе лепки.

Воспитательные:

  1. Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.

План проведения:

  1. часть 3 мин.
  2. часть 15 мин.
  3. часть 2 мин.

Вопросы и задания:

  1. Дети, как вы думаете, кто  написал письмо? Вы хотите узнать, куда он нас приглашает?  В каком городе он живёт?
  2. Игра  «Узнай каргопольскую игрушку».
  3. А сегодня я познакомлю вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку.
  4. А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких уточек?
  5. Давайте, посмотрим, какая она наша уточка. На какую форму похоже туловище, голова? Как можно это сделать?
  6. Пальчиковая гимнастика.
  7. Лепка уточек.
  8. Задание: возьмите своих уточек и найдите для них  подставочки. Вы молодцы!  А теперь найдите самую  гладкую, зоркую, добрую, весёлую уточку.
  9. Игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».

Демонстрационный материал: письмо, каргопольские игрушки (медведь, полкан, кавалер, барышня, игрушка уточка и др.);  карточки с изображением  игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские); глиняная игрушка Мастер – Глинчик; фартук и платок для бабушки Ульяны.

Раздаточный материал:  глина, дощечки, влажные тряпочки, стеки, подставки для работ, свистульки.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Каргопольская игрушка», чтение сказки: «Ванюшка – глинушка», рассматривание альбомов про каргопольскую игрушку, знакомство со скульптурой малых форм: каргопольская игрушка (полкан, медведь, барышня, кавалер), чтение потешек о каргопольской игрушке.

Ход:

1 часть. Воспитатель приносит детям письмо от мастера – Глинчика:  Дети, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто  написал письмо? (зачитывает его)

Я из глины сделан жёлто-красно-белой,

Мастер я отменный, необыкновенный.

Глиняные ручки и из глины брючки.

Глиняные ножки в глиняных сапожках.

Нос мой как картошка, а глаза горошки.

Мимо не пройдите, в гости приходите!

Дети отгадывают, что это Мастер – Глинчик.

Воспитатель: Вы хотите узнать, куда он нас приглашает?  В каком городе он живёт? Тогда слушайте дальше.

Городок мой небольшой и народ в нём  озорной.

Мастера не  любят скуки, приложить умеют руки.

Лепят все горшки да кружки, миски, разные игрушки.

Может быть, кто-нибудь догадался, что это за город в Архангельской области?

Воспитатель: Правильно, это Каргополь. Давайте отправимся в старинный город Каргополь, к бабушке Ульяне, мастерице игрушечнице.

Закрывайте глазки и считайте. «Раз, два, три, повернись - в Каргополе очутись!»

Дети проходят по  группе, подходят к оформленной русской  избе.

2 часть. Воспитатель: Ещё совсем недавно в деревне Гринёво жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица – игрушечница. Охотно учила бабушка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел. Благодаря ей и живёт каргопольская народная игрушка.

Повернусь и я разок, повяжу себе платок. Я на месте повернусь, в бабушку

Ульяну превращусь. Раз, два, три  смотри.

(Воспитатель повязывает платок)

          Бабушка Ульяна (воспитатель): Здравствуйте милые ребятишки, девчонки и мальчишки.

Во селе Гринёве бабушка Ульяна, чудеса творит из глинушки румяной.

И в избушке, у старенькой старушки, как детишки, вдоль по лавкам, игрушки.

Город Каргополь знаменит своими необыкновенными игрушками. В старину

называли в этом городе игрушки – тарарушками.

Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.

                       Та-ра-руш-ки! Та-ра-руш-ки!

                       Это русские игрушки.

                       Очень славные, да забавные!

                        Ненаглядные!

Проводится игра  «Узнай каргопольскую игрушку» (детям предлагаются карточки с изображением дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек. Они должны выбрать из разных игрушек только каргопольские)

Дети рассказывают стихи про каргопольскую игрушку, которую выбрали.

           1. Есть игрушки расписные,

              Складные да ладные.

              Они повсюду славятся,

              Да и вам понравятся.

                   2. Велика Россия наша

                       И талантлив наш народ

                       О Руси родной, умельцах

                       На весь мир молва идет.

                          3.  Каргопольская игрушка

                               Ей не налюбуешься

                               И в Париже и в Нью-Йорке

                               Наш Полкан красуется.

                                      4. Каргопольские барышни всех на свете краше,

                                          А весяльчаки – гуляки-кавалеры наши.

                                          Поляночкой идёт медведь с тальяночкой,

                                          Он идёт, гармошку «рвёт».

                                                 Баску песенку поёт.

                                                 

                                                 5. Наша русская игрушка, не стареет сотни лет

                                                    В красоте, в таланте русском

                                                    Весь находится секрет.

Бабушка Ульяна (воспитатель): А сегодня я познакомлю вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку: пёстрая крякуша, ловит лягушек, клюв – лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит? (показывает уточку). А вот и я, кря-кря!

       Утушка моховая,

       Где ты ночь ночевала?

       У Кузьмы, у Демьяна.

       А не грустно ли тебе одной?

       Как мы можем тебе помочь?

(Уточка просит, чтобы дети слепили ей подружек).

Бабушка Ульяна (воспитатель): А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких уточек?

Дети проходят за столы.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Проходите гости дорогие, пожалуйста. Для каждого найдётся и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Давайте, посмотрим, какая она наша уточка. На какую форму похоже туловище, голова? Как можно это сделать?

Ощупайте уточку всеми пальчиками. Обратите внимание, что клюв у уточки плоский. Посмотрите, я вам покажу, как надо слепить уточку – моховую.

Воспитатель показывает приёмы лепки.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и получилась уточка – красавочка, ласковый носок, кругленький глазок.

Пальчиковая гимнастика:

Ручки хорошо потрём,                     (сильно потираем ладони).

До тепла их разотрем.                    

 Чисто «вымоем» сначала,                (как будто намыливаем руки).

Чтобы глинка не серчала.

Нежно их погладим,                          (потираем ласково).

Слова такие скажем:

«Ручки, ручки, помогите,                  (любуемся своими руками).

Нам поделочку слепите».

Бабушка Ульяна (воспитатель): В разогретые руки берём кусочек глины.

Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!

Я тебя сейчас помну

И в уточку превращу.                        

Глинка, глинка, помогай,                     (подносим к губам, говорим)  

Свои секреты открывай.

Приступайте к работе, что сделаете вначале, а потом – молодцы!  

Дети лепят под музыку Северного русского народного хора «Утушки». Помощь детям, советом, индивидуальным указанием, повторным показом на своём куске глины.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и весело нам стало, все мы в стайку собрались.

Летят утки, плоски носки,

Говорят утки,

То-то-мы-ли, то-томы,

Мы вернёмся до домы!

3 часть. Бабушка Ульяна (воспитатель): Возьмите своих уточек и найдите для них  подставочки. Посмотрите, какие у вас получились уточки красивые.

Вы молодцы!  А теперь найдите самую  гладкую, зоркую, добрую, весёлую?

Расскажите о своей уточке, какая она у вас получилась.

(Ответы детей)

 Посмотрите, кто пришёл, посмотреть на ваших уточек. Кто это? (Мастер Глинчик)

Бабушка Ульяна (воспитатель): Подарите ему своих уточек на память. А я вам шкатулку с сюрпризом за труд ваш старательный, да добрый.

Здесь птички не простые, свистульки – певуньи.

Уморились гости в раз, делу время, а потехе час.

Проводится игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и расставаться нам пора. До свидания, детвора. Не забудьте мои уроки, возвращайтесь, мы с вами уточек раскрашивать будем.

Я на месте повернусь, в Елену Ивановну превращусь. Глазки закрываем и до трёх считаем. Раз, два, три снова в группе мы смотри!

                                                 Используемая литература

  1. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник РСФСР», 1986.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:«Образ матери в искусстве».

«Образ матери в искусстве». Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным являе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». 2 младшая группа. Тема: «Аквариум»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности.Образовательная область «Художественное творчество».2 младшая группа. Тема: «Аквариум»....

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО "ЛЕПКА" , "АПЛИКАЦИЯ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НЕ ТЕМУ: "ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ПАРКЕ"

Конспект проведения занятия  для старшей группы детского сада.В нем пошагово описан весь ход занятия- разминка, фискультминутка и так далее....

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО "ЛЕПКА" , "АПЛИКАЦИЯ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НЕ ТЕМУ: "ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ПАРКЕ"

Конспект проведения занятия  для старшей группы детского сада.В нем пошагово описан весь ход занятия- разминка, фискультминутка и так далее....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (образовательная область: «Художественное творчество», аппликация) Тема: «Поможем капитанам!» (подготовительная группа)

Цели: закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля). Передавая основную форму и детали; воспитывать желание принимать участи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество» Тема: Волшебное путешествие в лес. Средняя группа.

Тема: «Волшебное путешествие в лес».Цель: Закрепить полученные знания и умения по всему пройденному материалу. Задачи:Образовательные: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по ...