Комплексная программа:"Детский сад и семья"
рабочая программа по теме

Опыт работы детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_programma_detskiy_sad_i_semya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребенка №1 «Росинка»

Детский сад - семья

I. Введение

Создание единого пространства ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому возникла необходимость разработки единой программы, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей. Работа с родителями будет строиться поэтапно. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. его окружают новые люди, взрослые и дети, которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в д/с и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка ему на благо.

Т.О.  Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Задачи:

  1. Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей как важное условие эффективной работы с детьми.
  2. Предоставить методические рекомендации по взаимодействию с родителями, практический материал по решению конкретных задач связанных с защитой прав ребенка.
  3. Обеспечить принцип непрерывности и единство общественности и семейного воспитания, основанный на отношении доверия.
  4. Разработать новое содержание, формы и методы работы МОУ с семьей.
  5. Способствовать овладению коммуникативными умениями педагогического коллектива в работе с семьей как и совершенствование учебно-воспитательной работы с детьми.

II. Основные концептуальные положения программы

  1. В воспитательной системе МОУ № 1 «Росинка» Программа является составной частью программы «Образование и здоровье» и затрагивает вопросы формирования здоровья, воспитания и социально-экономического развития ребенка.
  2. Программа опирается на позицию современных социологических и психолого-педагогических исследований о приоритетной роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста.
  3. Программа направлена на реализацию исследовательского проекта МОУ № 1 «Росинка» «Модель оптимального функционирования п.п. м.с. службы сопровождения дошкольника в условиях д/с и исследует факторы семейного воспитания.
  4. Программа направлена на выделение специфических отличий семейного воспитания от общественного, взаимодействие современного д/с и семьи.

В основу программы положен принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, который предусматривает приоритет семьи в воспитании, установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей, делая семью оптимальной и незаменимой формой многоаспектного процесса формирования личности.

В программу включены:

  • этапы работы воспитателя и специалистов с коллективом родителей;
  • социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями;
  • перспективное планирование работы с родителями на учебный год (ежегодно) помесячно;
  • направления работы с родителями;
  • этапы работы с родителями;
  • принципы взаимодействия д/с и семьи;
  • профилактика нарушений прав ребенка.

III. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей

 


IY. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями

V. Работа с родителями строится на следующем направлении

Формирование здоровья:

  • укрепление здоровья  детей (совместно с медицинской и психологическими службами, индивидуальные программы оздоровления).
  • создание единого образовательного пространства.
  • защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.
  • Формирование личности ребенка, выполнение программных задач, их реализация в д/с и семье:
  • Социальное развитие,
  • Эмоциональное развитие,
  • Развитие речи,
  • Игровая деятельность.
  • организация семейного досуга.

VI. Принципы взаимодействия детского сада и семьи

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:

  1. Доверительность отношений.
  2. Личная заинтересованность родителей.
  3. Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам взаимодействия.
  4. Утверждение их самооценки.
  5. Эмансипация родителей.

Приложение к программе  «Детский сад и семья»

Этапы в работе с родителями.

Этап

Содержание работы

Ответственный

Обязанности

Первичный ознакомительный

Выделение семей группы риска

Завед. псих-им воспит.

Собеседование; сбор анкет; обработка анкет

Общепрофилактический

Проведение общепрофелактических мероприятий для всех родителей. Создание у родителей представление о педагогическом целеобразном и психологически грамматном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистическойпедагогики в педогогическо-родительском сообществе.

Воспитатель

Методист

Психолог

Памятки родителям в раздевалках. Выступления на родительском собрании. Планирование работы с родителями на год.

Совместные с родителями медпедсоветы.

Организация встреч со специалистами по желанию родителей.

Подбор видео литературы.

Работа с группой риска.

Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем в семье.

Психолог

Воспитатель

Тренинги с родителями. Дискуссии.

Встреча родителей с

Сотрудниками ДКМ.

Отслеживание поведение ребенка в д/с и дома. Текущее педагогическое консультирование.  

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с семьями, родителями

Психолог

Беседы с родителями

Ревективный

Обсуждение изменение во взаимоотношениях в семье группы риска.

Психолог

Организация индивидуальных встреч с семьями группы риска

Интегративный

Совместные собрания, праздники, развлечения, походы, соревнования (родители и дети)

Воспитатели

Организация совместной деятельности родителей и детей

Планирование работы с родителями на перспективу

Совместное планирование работы на следующий год

Воспит, психолог, методист, завед.

Проведение групповых обсуждений планов с родителями

Перспективное планирование работы с родителями в течении года в МОУ №1 «Росинка»

Время

Цели работы

Способы реализации

Ответить

В период приема детей в д/с

Июль-август-сентябрь

  1. Выяснение установок семьи на общении с ребенком.
  2. Знакомство родителей с положениями Конвенции о правах ребенка с Семейным кодексом РФ.
  3. Подбор наглядной агитации для обеспечения прав ребенка в МОУ и семье.
  4. Составление памятки о стиле общения с ребенком (по возрастным группам) с обоснованием возрастных психологических особенностей.

Собеседование.

Анкетирование.

Родительское собрание с вновь поступившими (вопросы адоптации).

Красочно оформленный стенд или миникнижка с выдержками из конвенции Семейного кодекса.

Оформление в раздевалках информации о д/с.

Заведующий

Психолог

Воспитатели

Методист

Методист

Руководство ИЗО.

Сентябрь

Выбор единого стиля общения с ребенком в МОУ и в семье.

Характеристики возрастных особенностей детей.

Групповые родительские соображения.

Индивидуальные консультации.

Заведующий

Воспитатели

Психолог

Методист

Октябрь

Обсуждение проблемы:

капризы и наказания.

Обмен способами решения проблемы (младший возраст)

Поиск эффективных не травмирующих способов воздействия на поведение ребенка.

Подборка литературы по ознакомлению родителей с психолого-педагогиче6ской литературой.

Дискуссия с родителями

«Круглый стол»

Рекомендация литературы в печати и библиотеках

Воспитатели

Методист

Психолог

Психолог

Воспитатели

Психолог

Методист

Ноябрь

Обсуждение проблемы: психологические исследования проблемы детской агрессии.

Данные тестов проведенные воспитателями и психологом.

Коррекция индивидуальных установок родителями.

Коррекция семейных отношений родителей; детей и родителей

Родительские групповые соображения и индивидуальная работа с родителями (где есть такая проблема)

Дискуссия с отцами (семьи группы риска)

По запросу родителей.

Индивидуальная работа.

Психолог

Заведующая

Декабрь

Тренинг сотрудничества взрослого с ребенком.

Профилактические занятия по возрастным группам;

По с 2 ми. группы

Изготовление подарков и украшений на елку к новому году

Психолог

Воспитатели

Родители

Январь

Психологический мониторинг родителей группы риска

Анкетирование

Психолог

Февраль

Осознание родителями группы риска последствий своих детей.

Педагогическое просвещение

Встреча с работниками Д.К.М. психоневрологом

"Жестокое обращение; его последствие"

Заведующая Психолог

Воспитатели

Март

Тренинг

Апрель

Формирование конструктивных представлений о совместном досуге детьми.

Дискуссия с родителями на тему половое созревания "Досуг семьи – как его проводить".  

Воспитатели

Май  

Оценка родителями изменения своего стиля общения с детьми, атмосферы в семье

Обсуждение планов на лето.

Психологический мониторинг (по возрастным группам)

Особая группа риска  

Неформальное общение "Что изменилось во взаимоотношение – ниях с ребенком".

Повторное анкетирование

Методист

Психолог

Воспитатель

Психолог Воспитатель

Профилактика нарушений прав ребёнка.

 

(распределение функций между службами: воспитателями, специалистами по защите прав ребенка)

Должность

Функции

Примечания

Заведующий МДОУ

Информационная- разъясняет родителям и педагогам  юридический аспект проблемы нарушения прав маленького ребенка.

Знакомят всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка.

Формы работы: на родительских собраниях, встречи с руководителями ответственными за данную службу.

Контролирующая

Все службы: (медицинский, психологический метод).

Заместители заведующих по УВР

Координирующая.

Получает запасы психологов, дает соответствующие поручение службам, контролирующие качество выполнения.

Психолог.

Диагностическая по психологическим факториалам и последующая.

коррекционная

Мониторинг психологического состояния группы риска.  

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска;

-установки и ценностей родителей, их детский опыт;

-родительские ожидания и их коррекцию;

-нарушение супружеских взаимоотношений в семье;

-родительскую некомпетентность.

Социальный педагог

Диагностическая функция: по специальным факторам риска. оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города.

При необходимости оказывать помощь в решении, социальных проблем семьи.

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Анализирует состояние здоровья детей, ставит в известность воспитателей, специалистов о проблемах здоровья, неблагополучия.

Педагогический коллектив

Формирующая функция: формирование понимания родительства как необходимого условия личного роста взрослого человека. Повышение роли родителей в воспитании детей; их родительская компетентность. Мониторинг психологического  состояния ребенка.

Структура работы Программы «детский сад и семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

"Комплексная программа детский сад: Образование и здоровье".

Опыт работы детского сада в области укрепления и сохранения здоровья в детском саду....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой

Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа "Детский сад и семья"

Программа представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования...

Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"

Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....