Комплексная программа:"Детский сад и семья"
рабочая программа по теме
Опыт работы детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_detskiy_sad_i_semya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребенка №1 «Росинка»
Детский сад - семья
I. Введение
Создание единого пространства ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому возникла необходимость разработки единой программы, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей. Работа с родителями будет строиться поэтапно. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. его окружают новые люди, взрослые и дети, которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в д/с и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка ему на благо.
Т.О. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Задачи:
- Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей как важное условие эффективной работы с детьми.
- Предоставить методические рекомендации по взаимодействию с родителями, практический материал по решению конкретных задач связанных с защитой прав ребенка.
- Обеспечить принцип непрерывности и единство общественности и семейного воспитания, основанный на отношении доверия.
- Разработать новое содержание, формы и методы работы МОУ с семьей.
- Способствовать овладению коммуникативными умениями педагогического коллектива в работе с семьей как и совершенствование учебно-воспитательной работы с детьми.
II. Основные концептуальные положения программы
- В воспитательной системе МОУ № 1 «Росинка» Программа является составной частью программы «Образование и здоровье» и затрагивает вопросы формирования здоровья, воспитания и социально-экономического развития ребенка.
- Программа опирается на позицию современных социологических и психолого-педагогических исследований о приоритетной роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста.
- Программа направлена на реализацию исследовательского проекта МОУ № 1 «Росинка» «Модель оптимального функционирования п.п. м.с. службы сопровождения дошкольника в условиях д/с и исследует факторы семейного воспитания.
- Программа направлена на выделение специфических отличий семейного воспитания от общественного, взаимодействие современного д/с и семьи.
В основу программы положен принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, который предусматривает приоритет семьи в воспитании, установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей, делая семью оптимальной и незаменимой формой многоаспектного процесса формирования личности.
В программу включены:
- этапы работы воспитателя и специалистов с коллективом родителей;
- социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями;
- перспективное планирование работы с родителями на учебный год (ежегодно) помесячно;
- направления работы с родителями;
- этапы работы с родителями;
- принципы взаимодействия д/с и семьи;
- профилактика нарушений прав ребенка.
III. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей
IY. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями
V. Работа с родителями строится на следующем направлении
Формирование здоровья:
- укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологическими службами, индивидуальные программы оздоровления).
- создание единого образовательного пространства.
- защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.
- Формирование личности ребенка, выполнение программных задач, их реализация в д/с и семье:
- Социальное развитие,
- Эмоциональное развитие,
- Развитие речи,
- Игровая деятельность.
- организация семейного досуга.
VI. Принципы взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:
- Доверительность отношений.
- Личная заинтересованность родителей.
- Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам взаимодействия.
- Утверждение их самооценки.
- Эмансипация родителей.
Приложение к программе «Детский сад и семья»
Этапы в работе с родителями.
Этап | Содержание работы | Ответственный | Обязанности |
Первичный ознакомительный | Выделение семей группы риска | Завед. псих-им воспит. | Собеседование; сбор анкет; обработка анкет |
Общепрофилактический | Проведение общепрофелактических мероприятий для всех родителей. Создание у родителей представление о педагогическом целеобразном и психологически грамматном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистическойпедагогики в педогогическо-родительском сообществе. | Воспитатель Методист Психолог | Памятки родителям в раздевалках. Выступления на родительском собрании. Планирование работы с родителями на год. Совместные с родителями медпедсоветы. Организация встреч со специалистами по желанию родителей. Подбор видео литературы. |
Работа с группой риска. | Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем в семье. | Психолог Воспитатель | Тренинги с родителями. Дискуссии. Встреча родителей с Сотрудниками ДКМ. Отслеживание поведение ребенка в д/с и дома. Текущее педагогическое консультирование. |
Индивидуальная работа | Индивидуальная работа с семьями, родителями | Психолог | Беседы с родителями |
Ревективный | Обсуждение изменение во взаимоотношениях в семье группы риска. | Психолог | Организация индивидуальных встреч с семьями группы риска |
Интегративный | Совместные собрания, праздники, развлечения, походы, соревнования (родители и дети) | Воспитатели | Организация совместной деятельности родителей и детей |
Планирование работы с родителями на перспективу | Совместное планирование работы на следующий год | Воспит, психолог, методист, завед. | Проведение групповых обсуждений планов с родителями |
Перспективное планирование работы с родителями в течении года в МОУ №1 «Росинка»
Время | Цели работы | Способы реализации | Ответить |
В период приема детей в д/с Июль-август-сентябрь |
| Собеседование. Анкетирование. Родительское собрание с вновь поступившими (вопросы адоптации). Красочно оформленный стенд или миникнижка с выдержками из конвенции Семейного кодекса. Оформление в раздевалках информации о д/с. | Заведующий Психолог Воспитатели Методист Методист Руководство ИЗО. |
Сентябрь | Выбор единого стиля общения с ребенком в МОУ и в семье. Характеристики возрастных особенностей детей. | Групповые родительские соображения. Индивидуальные консультации. | Заведующий Воспитатели Психолог Методист |
Октябрь | Обсуждение проблемы: капризы и наказания. Обмен способами решения проблемы (младший возраст) Поиск эффективных не травмирующих способов воздействия на поведение ребенка. Подборка литературы по ознакомлению родителей с психолого-педагогиче6ской литературой. | Дискуссия с родителями «Круглый стол» Рекомендация литературы в печати и библиотеках | Воспитатели Методист Психолог Психолог Воспитатели Психолог Методист |
Ноябрь | Обсуждение проблемы: психологические исследования проблемы детской агрессии. Данные тестов проведенные воспитателями и психологом. Коррекция индивидуальных установок родителями. Коррекция семейных отношений родителей; детей и родителей | Родительские групповые соображения и индивидуальная работа с родителями (где есть такая проблема) Дискуссия с отцами (семьи группы риска) По запросу родителей. Индивидуальная работа. | Психолог Заведующая |
Декабрь | Тренинг сотрудничества взрослого с ребенком. | Профилактические занятия по возрастным группам; По с 2 ми. группы Изготовление подарков и украшений на елку к новому году | Психолог Воспитатели Родители |
Январь | Психологический мониторинг родителей группы риска | Анкетирование | Психолог |
Февраль | Осознание родителями группы риска последствий своих детей. Педагогическое просвещение | Встреча с работниками Д.К.М. психоневрологом "Жестокое обращение; его последствие" | Заведующая Психолог Воспитатели |
Март | Тренинг | ||
Апрель | Формирование конструктивных представлений о совместном досуге детьми. | Дискуссия с родителями на тему половое созревания "Досуг семьи – как его проводить". | Воспитатели |
Май | Оценка родителями изменения своего стиля общения с детьми, атмосферы в семье Обсуждение планов на лето. Психологический мониторинг (по возрастным группам) Особая группа риска | Неформальное общение "Что изменилось во взаимоотношение – ниях с ребенком". Повторное анкетирование | Методист Психолог Воспитатель Психолог Воспитатель |
Профилактика нарушений прав ребёнка.
(распределение функций между службами: воспитателями, специалистами по защите прав ребенка)
Должность | Функции | Примечания |
Заведующий МДОУ | Информационная- разъясняет родителям и педагогам юридический аспект проблемы нарушения прав маленького ребенка. | Знакомят всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы: на родительских собраниях, встречи с руководителями ответственными за данную службу. |
Контролирующая | Все службы: (медицинский, психологический метод). | |
Заместители заведующих по УВР | Координирующая. | Получает запасы психологов, дает соответствующие поручение службам, контролирующие качество выполнения. |
Психолог. | Диагностическая по психологическим факториалам и последующая. коррекционная Мониторинг психологического состояния группы риска. | Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; -установки и ценностей родителей, их детский опыт; -родительские ожидания и их коррекцию; -нарушение супружеских взаимоотношений в семье; -родительскую некомпетентность. |
Социальный педагог | Диагностическая функция: по специальным факторам риска. оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города. | При необходимости оказывать помощь в решении, социальных проблем семьи. |
Медицинская служба | Мониторинг здоровья ребенка | Анализирует состояние здоровья детей, ставит в известность воспитателей, специалистов о проблемах здоровья, неблагополучия. |
Педагогический коллектив | Формирующая функция: формирование понимания родительства как необходимого условия личного роста взрослого человека. Повышение роли родителей в воспитании детей; их родительская компетентность. Мониторинг психологического состояния ребенка. |
Структура работы Программы «детский сад и семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
"Комплексная программа детский сад: Образование и здоровье".
Опыт работы детского сада в области укрепления и сохранения здоровья в детском саду....
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа "Детский сад и семья"
Программа представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования...
Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"
Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....