"Комплексная программа детский сад: Образование и здоровье".
рабочая программа по теме
Опыт работы детского сада в области укрепления и сохранения здоровья в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_obrazovanie_i_zdorove.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная программа
« Детский сад : образование и здоровье»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Росинка»»
Актуальность:
Человеческая жизнь и здоровье являются общепризнанной высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем. За последние годы (5 - 10 лет) происходит неуклонное снижение уровня здоровья взрослого и особенно детского контингента нашей страны, подтвержденное статистическими показателями в т.ч. и по г.Козьмодемьянску.
На втором Всероссийском форуме, который проходил 16-18 ноября 2011 года в г. Йошкар-Оле « Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» заявлено, что участники форума обеспокоены снижением количества эдоровых детей, что подтверждено данными официальной медицины.
Очевидно, что основными причинами снижения уровня состояния здоровья являются: обострение социально-экономических проблем и связанное с ними снижение уровня жизни, ухудшение экологической ситуации, рост болезней «цивилизации».
. Обновление содержания образования, управленческой деятельности, осуществление контроля за качеством образования на данном этапе направлено на создание благоприятных для здоровья дошкольников и младших школьников условий воспитания и обучения.
Предлагаемая программа базируется на понимании образования и здоровья детей как фундамента полноценного гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями; На основании региональной модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования РМЭ.
II. Основные концептуальные положения программы.
1.Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья.
- Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных и других отличий и имеет право на полноценное воспитание и обучение.
- Программа находится в числе приоритетных направлений администрации города, служит основой сотрудничества и консолидации органов образования, здравоохранения, родителей, общественности.
- Программа направлена на ведение целенаправленной, системной работы на основе межведомственной и междисциплинарной интеграции. Программа «Образование и здоровье» определяет направление работы д/у на2012-2014.г. и предполагает:
1.Сохранение и укрепление здоровья детей.
2.Выявление причин по которым может происходить нарушение здоровья (это- нагрузки, в результате чего происходит общее ослабление организма; несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка и др.).
3.Оценка эффективности современных образовательных программ, технологий, целесообразности включения их в воспитательно-образовательный процесс.
.
4.Усилия медицинских и педагогических работников, а также родителей в пропаганде здорового образа жизни.
5. Перехода от разовых мероприятий к системе комплексных мер по организации обучению здоровью, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у всех участников воспитательно образовательного процесса, эффективной профилактической деятельности в учреждении, ориентировка на положительный результат;
Программа строится как принципиально открытая для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Одним из методов реализации программы является организация мониторинга состояния здоровья дошкольников, т.е. создание системы динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных, психологических, социально-психологических, психофизиологических. морфофункциональных и медицинских обследований детей МОУ, изучение санитарно-гигиенических условий обучения, организации питания в соответствии с ФГТ.
III. Основные цели и задачи программы.
Цель программы: Создание необходимых инновационных, организационных, методических предпосылок для комплексного решения проблемы охраны, укрепления и улучшения состояния здоровья детей МОУ №1 «Росинка».
Для реализации цели необходимо решение трех основных блоков задач:
I БЛОК.
Оценка состояния здоровья детей и мониторинг воспитательно-образовательной среды;
- разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
- мониторинг состояния здоровья детей всех возрастных групп (2-7 лет) в МДОУ в динамике;
- отслеживание уровня состояния здоровья, а также качества успеваемости выпускников МДОУ в школе в динамике;
- изучение среды жизнедеятельности ребенка: образовательной, психологической, семейной, экологической, двигательной культуры;
- создание информационной базы по психологическим, санитарно-гигиеническим, и медицинским составляющим состояния здоровья детей ДУ № 1 «Росинка»;
- выявление учебных трудностей для детей 6-7 лет, как ведущей деятельности, которая требует психологической готовности к школе;
- анализ трудностей на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления
- выявление особых групп риска по учебной и социальной дезатаптации.
II БЛОК.
Разработка комплексной стратегии направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни детей в зоне ближайшего окружения «Здоровый ребенок в здоровом социуме».
- разработка нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы;
- создание и развитие инфраструктуры для реализации программы на уровне детского учреждения и города;
- система переподготовки кадров ( воспитателей, специалистов, медицинских работников, МОП);
- внедрение психолого-педагогических, медицинских методов коррекции;
- пропаганда здорового образа жизни;
- разработка механизмов реализации программ
- ы.
III БЛОК. Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья.
- создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Они включают в себя:
- внедрение современных методов мониторинга здоровья с учетом требований ФГТ;
- разработку систематической физической культуры, основанных на индивидуальном подходе;
- разработку новых технологичных методов коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии;
- разработку и внедрение учебно-методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательный и просветительный аспекты программы «Образования и здоровья» для всех возрастных групп воспитателей, специалистов, родителей;
- поддержка программы в средствах массовой информации, оценка её результатов учреждениями, общественными организациями, ЦРБ, центром занятости, а также другими образовательными учреждениями и органами здравоохранения и образования.
Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний, различных повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни детей в т.ч.:
- разработка сбалансированного питания (разработка рекомендаций и утверждение меню в т.ч. дома ), системы организации питания для дошкольников в КШП (комбинат школьного питания)
- организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению травматизма ( ЦРБ, ЦГСЭН, Госпожнадзор, ЦСЗ, Центр занятости населения, РОВД, а также на основании Закона от 23.11.2009г о введении ФГТ);
- адаптация, внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, дошкольных учреждениях, обществе, окружении ребенка, т.е. там, где находятся дети.
Написание Программы и выбор приоритетных направлений осуществлен с учетом реалий, сложившихся в городском и учрежденческом воспитательном пространстве г.Козьмодемьянска, на основе анализа состояния здоровья детей МОУ №1 «Росинка» на протяжении 24 лет работы экспериментальных площадок городского и республиканского уровня.
IV БЛОК. Механизмы реализации комплексной программы.
Козьмодемьянск - город районного подчинения РМЭ. Для успешной реализации программы «Образование и здоровье» предполагается реализовывать в общем контексте развития города, в соответствии с конкретными природно-климатическими и экологическими условиями, преобладающими заболеваниями.
Комплексная программа реализуется на уровне детского коллектива и на городском уровне.
I Уровень детского коллектива.
Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:
1.Образование в области здоровья.
2.Физическое воспитание.
3.Медицинская служба.
4.Организация питания.
5.Здоровье сотрудников.
6.Психолого-педагогическая служба.
7.Социальные службы.
8.Формирование здоровой среды МДОУ.
9.Вовлечение родителей и общественности.
10.Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне учреждения.
II Городской уровень.
1.Финансирование программы.
2.Экспертная помощь (привлечение и финансирование высококвалифицированных специалистов )
3.Создание городского консультативного совета по проблемам здоровья детей при администрации города с правом законодательной инициативы по реализации этой программы.
4.Поддержка средств массовой информации пропагандирующей З.О.Ж.
V. Ожидаемые результаты реализации программы.
1.Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей в МДОУ.
2.Снижение количества заболеваний среди детей дошкольного возраста (ОРЗ, аллергические заболевания, ангины и др.)
3.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья детей (профилактика травматизма).
4.Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне города.
5.Обеспечение статистического. учета, контроля и анализа внутри учреждения и на городском уровне.
- Совершенствование системы физического воспитания в МДОУ на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности всех работников МДОУ в укреплении здоровья детей воспитанников МДОУ.
- Повышение квалификации педагогических и медицинских работников.
- Повышение социальной защиты детей.
- Стимулирование повышения внимания старших дошкольников, всех родителей к вопросам здоровья, питания, З.О.Ж., рациональной двигательной активности.
- Улучшение социально-психологической ситуации в учреждении.
- Повышение эффективности психологической и медицинской помощи детям.
УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Уровень внедрения | Пользователь |
Индивидуальный | ребенок, родители, участковый врач |
Возрастная группа в МОУ | воспитатель, родительский комитет |
МОУ №1 «Росинка» | физрук, медперсонал, педагог-психолог, воспитатели, все специалисты, администрация |
На уровне города: На уровне администрации города, его отделов. Управления образования, ЦРБ, ЦСО | участковый врач-педиатр, социальный работник, ЦСЗ, Центр занятости населения, управление образования, ЦГСЭН, ЦРБ, отдел культуры, другие образовательные учреждения (школы, спортивные школа, ДТЮ, СЮТ) РОВД, Администрация города. |
Приложение к программе «Образование и здоровье».
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Направление деятельности | Задачи | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат | |
1 | Критерии и нормативы развития ребенка, степень адаптации к детскому саду, школе. Карта полицевого учета РМАПО кафедра гигиены детей и подростков. Протокол выявления факторов риска и состояние здоровья детей. | 1.Дальнейшее внедрение карт в каждую возрастную группу .2.Продолжение оценок уровня состояния здоровья детей по 5 гр. показателей
| 2 раза в год |
специалисты по физкультуре, медицинские работники | Сравнительный анализ на начало год, срезы, анализ в концегода. |
2 . | Работа с родителями по выявлению факторов влияющих на здоровье ребенка
| 3.Анкетирование родителей. Анкета № 1 «Расскажите о своем ребенке». Составление диагностического листа: Выявление уровня культурно-гигиенической компетентности ребенка из протоколов беседы с родителями. Создание информационной базы по направлениям деятельности, составляющим состояние здоровья детей. | в течении года | Воспитатели, зам.по УВР, заведующая, мед. персонал, специалисты | |
3 | Факторы риска в учреждении | Оценить санэпидблагополучие в МДОУ по бальной системе | м/сестра, врач, зам,по УВР, зам.по АХР | ||
4 | Критерии и нормативы для оценки психического развития детей в МОУ. | Разработка и внедрение скрининговых методов оценки психического развития детей. Состав детей по оздоровительным маршрутам Создание информационной базы по психологическим составляющим состояния здоровья детей. | Психолог-воспитатель | Нормативные документы по оценки психич. развития и степени адаптации к учебной нагрузке дошкольников (6 лет) 2.Создание для д/у комплекта методик, диагностики, психического развития детей | |
5 | Критерии оценки школьных трудностей | Внедрение методик определения школьных трудностей и выявление их причин у детей. | воспитатель, психолог, врач. | Использ-ие методик по диагностики школьных трудностей. |
1 | Мониторинг морфофункционального развития и адаптации детей к условиям образовательной среды | Разработка индивидуального оздоровительно-развивающего маршрута (для детей группы риска 3-4 года) Советы психолога ( рекомендации для родителей, рекомендации для воспитателей) | Врач Воспитатели Воспитатель по физкультуре логопед | Индивидуальная и популяционная оценка состояния здоровья детей МОУ. Сравнение с показателями города, района, республики. | |
2 | Мониторинг психического развития ребенка и психологической адаптации. | Поэтапное внедрение в возрастных группах МОУ комплекса психологических и психофизиологических методов диагностики психического развития. | на 2-ом этапе проекта | Психологи | - // - |
3 | Мониторинг детей со школьными трудностями | 1.Выявление детей с трудностями в обучении. 2.Выявление детей «группы риска» по социальной дезадаптации и поведению. | воспитатели, психологи, логопеды. | ||
4 | Создание единой базы данных морфофункционального, психологического и социального статуса детей МОУ. | 1.Внедрение поэтапно
| Мурыгина - м/сестра, Козлова - психолог, Ярускина - врач | Городской банк данных морфофункционального и психологического развития детей. |
Комплексная оценка состояния образовательной среды.
Наименование деятельности | Задачи | Сроки | Ответственный | Источ.финансирования | Ожидаемый результат по данному разделу |
Способы оценки степени неблагоприятных влияний экологических факторов на физическое развитие детей | Изучение критериев неблагоприятного воздействия экологических факторов на физическое и психическое развитие | Зам. по УВР | Способы оценки степени неблагоприятных влияний экологических факторов на физическое развитие. | ||
Диагностика образовательной среды ребенка. | Мониторинг качества освоения программы «От рождения до школы». Результаты формирования интегративного качества, «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (все группы). Изучение направления психолого-педагогической работы «Физическое развитие». Блок «Педагогическая диагностика. Образовательная область «Здоровье». Разделы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья; Воспитание культурно-гигиенических навыков; «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» по 18 показателям развития, оценка показателей, по трем критериям:1. Побуждения; 2. Знания, представления; 3. Умения, навыки. Оценка эффективности развивающей образовательной среды. . Разработка процедур для выявления индивидуальных особенностей детей в рамках возрастных закономерностей развития дошкольника. Экспертиза состояния образовательной среды с точки зрения эффективности и влияния на развитие ребенка. Определение требований к образовательной среде с точки зрения её развивающего потенциала. Организация системы коррекционных мероприятий для оптимизации развивающих воздействий образовательной среды. | 1.Критерии и нормативы для оценки эффективности развивающей образовательной среды. 2.Система методов для оценки эффективности развивающей образовательной среды. | |||
Оценка семейной среды. | Продолжить анкетирование родителей по оценке семейной среды в целях выявления факторов риска для здоровья ребенка в семье по 5 группам (22 вопроса) Инструкция экспертной оценки. Анкеты для родителей РМАПО. Кафедра гигиены детей и подростков. | в течении года | Воспитатели групп, родители | Система диагностики семейной среды в т.ч. неблагоприятной для здоровья и развития ребенка. | |
Комплекс методов определения влияния программ, педагогических технологий на здоровье детей дошкольного возраста. | 1.Изучение комплекса методов выполнения учебной нагрузки в дошкольных группах согласно письму МОРФ от 14.03.2000 г. №65/23-16. 2.Влияние педагогических инноваций на здоровье детей. Изучение учебно-воспитательного процесса в дошкольном возрасте. Разработка методов оценки педагогических инноваций на здоровье ребенка. | сентябрь | Система диагностики неблагоприятных факторов воспитательно-образовательного процесса в МОУ. | ||
Комплексная система оценки эффективности медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. | Мониторинг критериальных оценок уровня санитарно-эпидемиологического благополучия на уровне дошкольного учреждения (РМАПО) кафедра гигиены детей и подростков. По 10 показателям с бальной оценкой. | Цирулева- м\с, воспитатель по физкультуре, воспитатели групп. | Системы оценки эффективности медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий МОУ. |
Комплексная стратегия улучшения здоровья детей МОУ №1 «Росинка».
Направление деятельности | Задачи | Сроки | Ответственный | Источ. фин-ия | Ожидаемый результат по данному разделу |
Нормативно-правовое обеспечение программы | Разработка решения на уровне главы администрации, обеспечивающего выполнение программы «Образование и здоровье» | Заведующая МОУ | Проект решения | ||
Совершенствование системы физического воспитания детей МОУ | 1.Продолжить внедрение систем комплексной оценки физического состояния и влияния режима физической нагрузки (физическое развитие, физическая работоспособность физическая подготовленность и др.) на здоровье ребенка. 2.Модернизация системы физического воспитания .Каким же он должен быть - совершенно здоровый ребенок. | физрук, врач, мед.персонал, воспитатели групп | Повышение уровня двигательной подготовленности и укрепления здоровья детей. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни. Обеспечение достоверной информ. о состоянии здоровья ребенка и конкретные реком-ии по укреплению здоровья и физ-му совершенствованию. | ||
Новые подходы в работе с детьми кадрами, родителями. | Реализация мероприятий по улучшению физкультурно - оздоровительной работы с детьми раннего и дошкольного возраста (универсализация развития личности ребенка) Культура здоровья | Заведующая, воспитатели, специалисты | Подготовка и переподготовка кадров МОУ по физическому воспитанию и оздоровлению. Создание оздоровительного микроклимата в д/с и семье. | ||
Мониторинг психологических факторов образовательной среды ребенка. | Внедрение в МДОУ Мониторинга физического развития детей, Комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы». Диагностика неблагоприятных для психологического состояния детей факторов образовательной среды. 2.Апробация существующих систем оценки эффективности психологических мероприятий компенсирующих неблагоприятные факторы образовательной среды. 3.Оценка психологического климата коллектива МОУ. | в рамках исследований | психологи, воспитатели | Оценка состояния образовательной среды ребенка. | |
Мониторинг социально-психологических факторов неблагоприятных для здоровья ребенка в различных социальных группах. | Анализ семейных факторов влияющих на здоровье ребенка. | воспитатели, педагоги и мед. работники | Создание системы оценки социально-психологических параметров среды неблагоприятных и опасных для здоровья ребенка. | ||
Создание единой базы данных по оценки состояния образовательной среды детей МДОУ №1 «Росинка» | 1.Организация системы сбора информации по психологическим и экологическим факторам среды, влияющим на здоровье детей. 2.Создание компьютерных экспертных систем оценки состояния образовательной среды. | заведующая, врач, психолог, физрук, зам. по УВР | Банк данных образовательной среды в МОУ №1 «Росинка». | ||
Совершенствование системы питания в МДОУ №1 «Росинка». | Создание системы разнообразного питания в МДОУ и семье с учетом индивидуальных предпочтений детей. | постоянно | Ст. м/с, зам. по АХР, врач, родители | Повышение качества и разнообразия питания в д/с и семье. | |
Совершенствование системы психологической и методико-социальной помощи в возрастных группах МДОУ №1 «Росинка». | 1.Разработка модели психологической службы МОУ 2.Разработка модели взаимодействия психолого-медико-педагогической и социальной служб. 3.Включение модели ППМСС в воспитательную систему МДОУ. 4.Разработка и внедрение инструментария психологической помощи детям. 5. Внедрение новых технологий коррекции основных трудностей в обучении в практику психологической службы МОУ 6. Внедрение современных технологий в практику работы медицинской сестры МОУ и инструментальное обеспечение этой работы. | психологи |
| ||
Комплекс мероприятий по профилактике травматизма | 1. Использование видеоматериалов, дидак-х пособий по травмо опасному поведению. | постоянно | ст. м/с, врач, воспит. групп | Снижение уровня бытового, дошкольного и дорожного травматизма | |
Сквозной перспективный план «Педагогика здоровья | Разработка и поэтапное внедрение перспективного плана по педагогике здоровья (с родителями) | Формирование знаний, умений и навыков ориентированных на сохранение и укрепление здоровья | |||
Подготовка и переподготовка кадров |
| зам. зав. по УВР психолог врач, мед. раб-ик, физрук коллектив МОУ | |||
Информационное обеспечение программы «Образование и здоровья» |
| завед., замест., специал. завед., род. комитет, попечит. совет |
| ||
Программа «Образование и здоровье» и родители | Психолого-медико педагогический всеобуч. родителей воспитанников МОУ «Росинка» | в теч. года | воспитатели, психологи, мед. раб., род. комитет |
Программа «Образование и здоровье»
МДОУ детский сад №1 – «Росинка» г. Козьмодемьянск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа:"Детский сад и семья"
Опыт работы детского сада и семьи....
Городская межведомственная программа «Дети России Образованны и Здоровы – ДРОЗД»
Здоровье подрастающего поколения – это важнейший показатель благополучия общества и формирование здорового образа жизни необходимо начинать с раннего возраста, вырабатывая привычку «быть здоровым».Для...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию Азбука «Здоровья» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
возраст от 3 до 7 лет...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Быть здоровыми хотим"
Актуальность программы.Сохранение и укрепление здоровья детей XXI века — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми докумен...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация) педагога-психолога ДОО
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удо...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Быть здоровым –это здорово!» для детей старшей и подготовительной группы
Программа направлена на применение эффективных форм оздоровления детей в условиях детского сада, привитие здорового образа жизни у дошкольников.Цель программы «Быть здоровым – это здорово!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...