Перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности (январь)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Такие разные ткани
Цель : Способствовать развитию у детей познавательно – творческой активности, расширение знаний о видах тканей.
Сроки проведения | Вид деятельности | Цель | Примечание |
1.01.2018-7.01.18 | Беседа "Разные ткани" Исследование льняной и ситцевой ткани.( как растет, как используют) Опыт "Разрывание ткани" | Познакомить детей с разнообразием тканей Дать знания о происхождении тканей | Приложение 1 |
8.01.18-14.01.18 | Изучение драпа и шелка Опыт "вода и ткани" Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» | Дать знания о происхождении тканей, изучить свойства тканей | Приложение 2 |
15.01.18-21.01.18 | Опыт "Какая ткань быстрее впитывает воду" Разучивание логоритмики "Рубашка" Чтение русской народной сказки "Золотое веретено" | формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы; | Приложение 3 |
22.01.18-28.01.18 | Создание коллекции тканей(ситец, хлопок, драп, шелк, мебельная, шерсть, | Обобщение и закрепление ранее изученного материала |
Приложение 1
Загадка
Что за чудо лоскуток -
И не рвётся, и не мнётся
Можно гладить утюгом
(дать ребенку образец ткани)
-ткани бывают разными, но все они состоят из ниток, которые получают из различных растений. Чаше всего встречаются льняные и ситцевые вещи.
Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна. Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.
Ситцевую ткань делают из хлопчатника.
Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.
Из хлопчатобумажной ткани шьют постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на эту ткань . Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Опыт
«Разрывание ткани»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее чем бумага
Приложение 2
Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто, куртку. Послушай стихотворение и вспомни, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Опыт "Ткань и вода"
Положи перед собой ситец, драп и лён. Намочи эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.
Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка , которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику
Рассказ К. Ушинского "Как рубашка в поле выросла" http://www.razumniki.ru/kak_rubashka_v_pole_vyrosla.html
Приложение 3
Логоритмика «Рубашка».
У рубашки два манжета, Ребенок показывает манжеты на двух руках
Воротник Показывает воротник
И рукава, Проводит ладонными по рукавам.
И застежка есть, чтоб легче Показывает застежку сверху вниз.
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, Имитирует движения.
А потом гулять пойдем. Марширует.
Сказка "Золотое веретено" http://mir-skazki.org/russkie_narodnye_skazki/russkaja_narodnaja_skazka_15.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
Планирование занятий, используемая литература, опыты...
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
планирование экспериментальной деятельности...
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе.
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группеСентябрьТема: «Человек. Звук и слух»Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»Цель: закреплять пр...
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в средней группе...
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности
2 младшая группа...
Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа
Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....