перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_poznavatelno.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе.
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование;
ЗАДАЧИ: Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование.
Перспективно-тематический план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста.
Дата | Тема | Задачи |
сентябрь | 1.«Сыплем, лепим» «Сухой – сыпется!» «Мокрый – лепится!» | Формировать у детей знание о свойства сухого и влажного песка Учить детей способам обследования материала (Сжать песок в руке и с сыпать с ладони) Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Центр «Вода – песок», формочки для песка |
2.«Водичка, водичка» | Формирование представлений о целительных свойствах воды. Закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются. Закаливание ребёнка посредством игры с водой. Иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Водичка, водичка» Прозрачный кувшин с кипячёной водой | |
3.«Какого цвета водичка» | Ознакомление с приёмом окрашивания воды Гуашь красного, синего, жёлтого, зелёного цветов; прозрачные стаканчики | |
«Волшебные краски» | Формирование представлений о трёх основных цветах и возможности их смешивания Гуашь красного, синего, жёлтого, цветов; 4-5 прозрачных стаканчиков с чистой водой, кисти | |
октябрь | 1.«Какие предметы держатся на воде» | Изучение свойств лёгких и тяжёлых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования Набор предметов из различных материалов |
2.«Отпечатки наших рук» | Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Песок, разноцветные камушки | |
3.«Тонет, не тонет, плавает» | Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камешками. Центр «Вода – песок», маленькие резиновые мячики, разноцветные камушки, резиновая утка. | |
4.«Откуда берётся песок» | Сформировать представления о песке и его свойствах Два камня, лист бумаги, лупа | |
ноябрь | 1.Игры с соломинкой | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом Трубочка для коктейля, ёмкость с водой |
2.Игры с воздушным шариком и соломинкой | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом Воздушные шары, ёмкость с водой | |
3.Надувание мыльных пузырей | Формирование умения пускать мыльные пузыри | |
4.Воздух- невидимка «Ветер по морю гуляет» | Формировать представления о воздухе Таз с водой, модель парусника | |
декабрь | 1.«Снег» | Формирование представлений о снеге |
2.«Почему снег тает» | Формировать у детей представления о зимних природных явлениях (холод, снег, мороз) Кукла в зимней одежде, ведро со снегом пластмассовый тазик, лопатка, вата | |
3.«Снеговик в гостях у детей» | Формирование у детей навык практического экспериментирования с разными материалами Развивать мелкую моторику рук Игрушка снеговик, формочки для песка, совочки, подносы, цветные льдинки, чистый снег в тазу | |
4. «Вода холодная и горячая». | Развивать тактильные ощущения. Учить сравнивать бутылочки с горячей и холодной водой. Проговаривать, где какая водичка (холодная, горячая). | |
январь | 1.«Горки для козлят» | Формировать знание о высоте предмета (высокий, низкий) Воспитывать доброжелательность, желание помочь Песок, набор для деревянного театра «Волк и семеро козлят», большие и маленькие ведёрки |
2.«Волшебные прищепки!» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. | |
3.«Конструктивные превращения» «Вылови шарик!» | ||
4.«Бутылочки с сюрпризом». | Развивать слуховое внимание. Вызвать заинтересованность детей к происходящему. Учить как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. | |
февраль | 1.«Лёгкий - тяжелый». | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. |
2.«Игры с губкой». | Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | |
3.«Шарики с сюрпризом». | Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. | |
4.«Бумага». | Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. | |
март | 1.«Чудесный мешочек» №1 (по форме). | Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). |
2.Чудесный мешочек» №2 (по цвету). | Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | |
3.«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). | Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | |
4.«Игра с пёрышком». | Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. | |
апрель | 1.Игры с султанчиками». | Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения |
2.«Развесим платочки». . | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять латочки на веревочке, с помощью прищепок. | |
3.«Найди по звуку». | Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. | |
4.«Найди такую же бутылочку по звуку». | Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей. | |
май | 1. «Открываем, закрываем». | Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение |
2.«Поиграем с солнечным зайчиком» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Вызвать чувство радости и удивления. | |
3.«Что в трубке лежит?». | Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия с родителями во второй группе раннего возраста
Перспективный план взаимодействия с родителями во второй группе раннего возраста....
Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста на 2016-2017 уч.год
Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...
Познавательно-исследовательский проект во 2 группе раннего возраста "Огород на подоконнике"
В публикации представлена разработка познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике" во 2 группе раннего возраста, осуществленного в рамках педагогической технологии проектн...
Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшей группе на 2018–2019 год
Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшейгруппе на 2018–2019годМесяцыНазвание мероприятияОтветствен-ные...
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковвторой группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год...