Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.

·        Знакомить детей с одеждой русского народа, их традициями.

·        Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.

·        Развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным.

·        Пополнять словарь новыми словами русского быта.

·        Развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству.

·        Воспитывать желание слушать русскую народную музыку.

·        Воспитывать любовь к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_babushkin_sunduk.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

«Бабушкин сундук»

                                                                           Составила воспитатель

                                                                          первой квалификационной категории

                                                                          Балдина Светлана Васильевна.

Норильск.

Бабушкин сундук

Программное содержание:

  • Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.
  • Знакомить детей с одеждой русского народа, их традициями.
  • Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.
  • Развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным.
  • Пополнять словарь новыми словами русского быта.
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству.
  • Воспитывать желание слушать русскую народную музыку.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы.

Словарная работа:   головной убор, кокошник, малахай,  тесьма,  рубашка, рифма, косоворотка, порты, кушак, баклуши, шлифовать.

Оборудование, материал:

Видеозапись (электронный носитель)- приглашение;

Сундук с народными костюмами, куклами: Кукла - перевёртыш девица-бабушка; кукла –  молодец;

Кукла Би-ба-бо - домовёнок Кузя.

Карточки с картинками – к игре «Подбери рифму»

Ложки деревянные - роспись «Хохлома»;

Ложки -  заготовки для росписи (картон);

Аудио – запись (русская народная мелодия)

Куклы – Пеленашки (обереги)

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети находятся в театральной студии, играют в русскую, народную игру «Бабушка-Стряпушка».

Воспитатель обращает внимание на конверт, который лежит на скамейке:

Воспитатель: Ребята,  это не вы оставили конверт? Что в нём? Да это видеописьмо. Давайте посмотрим.

Видеозапись: «Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?».

Правильно, я домовёнок Кузя.  Живу я, в музее - «Сокровищнице русских умельцев». Где хранятся  предметы русской старины, которые сделаны руками русских умельцев, мастерами.

 И сегодня приглашаю вас к себе в гости.        

Воспитатель: - Так давайте пойдём в гости к Кузе в «Сокровищницу русских умельцев».

Под  мелодию русской народной песни, дети заходят в музей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь сидит? Да это Кузя, нас ждёт.

- Здравствуй Кузя, мы получили твоё приглашение.  Вот пришли к тебе в гости.  

-Что ты говоришь, Кузя?  Что ты здесь живёшь и охраняешь   предметы старины.

 -Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с предметами старины?

-Правильно, вот Кузя подсказывает осторожно и аккуратно.

Интересно, что же это такое, давайте присядем и узнаем:

Есть у бабушки-старушки 
Очень маленький секрет: 
Всё в него  упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)

 

 Что же можно хранить  в этом красивом, расписном сундуке?

  Как, вы думаете? (ответы детей)  Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или  для всей семьи.

Дети с воспитателем рассматривают содержание сундука.

-Воспитатель достаёт куклу-перевёртыш: Ребята, посмотрите, какая девица. А девица – то не простая, с сюрпризом. Сюрприз будет попозже. А сейчас давайте рассмотрим её наряд.

Воспитатель: Как называется головной убор? (Кокошник)

Воспитатель: Как называется этот предмет женской одежды?

(показывает на сарафан) 

Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем украшен сарафан?  

(дети рассказывают, чем украшен сарафан - тесьмой, вышивкой, бисером, лентами)

Воспитатель: Ребята подберите определение к слову сарафан!

Сарафан, какой? Сарафан  - разноцветный. А ещё какой?

Воспитатель: Наша девица по кругу пойдёт,

Красивые слова о сарафане соберёт.

(Красивый, длинный, расшитый, расписной, украшенный, нарядный, праздничный, яркий, русский, народный)

Воспитатель: Замечательные слова, ребята, а вы знаете, что одежда молодой девицы и бабушки отличается. Хотите посмотреть, и ты Кузя внимательно смотри. А вот и сюрприз:

Раз, два, три девица в бабушку превратись (кукла-перевёртыш)

Воспитатель: Скажите, как называется  головной убор у бабушки? (платок)

А у девицы - как?

Воспитатель: Во что одета бабушка? (сарафан, рубашка, фартук).

Воспитатель: Бабушка для вас приготовила карточки с картинками  и предлагает поиграть в игру.  

Воспитатель: Вы  знаете что слова, которые звучат в конце одинаково, называются рифмой. Послушайте внимательно:  рубашка – неваляшка, девица - красавица.

Я вам буду показывать карточки, к которым вам нужно подобрать картинки, название которых звучат в конце одинаково.  

Игра  "Подбери слова рифмы"

  • Раз, два, три – к  картинке рифму подбери.

Сарафан - барабан, банан,

Кокошник - школьник, наушник  охотник,  всадник, защитник, горчичник

 Рубашка - неваляшка, шишка, ромашка, чашка,  подушка,   избушка, бабушка,  игрушка, лошадка, фуражка.

Девица - лисица, певица

Сундук - бурундук, старик, паук, лук, фартук галстук утюг,

Платок – грибок, колобок, клубок, кузовок, флажок, пирожок,  

теремок,  колосок,  носок, поясок,  брусок,  молоток,  цветок, листок.

 Воспитатель:  Дети, Кузя что-то говорит: «Всё про девиц, да про девиц, а про молодцев знаете?»

 Воспитатель:  Конечно, знаем: давай заглянем в твой красивый сундучок.

  • Раз, два, три - сундук молодца покажи.

 Воспитатель:  Ребята, давайте теперь посмотрим, во что одет молодец. (головной убор - малахай, рубаха - косоворотка, штаны - порты, пояс - кушак).

Воспитатель:   Давайте представим, красных девиц и добрых молодцев. (девицы красиво ходят, как лебёдушки плывут, руки  полочкой положили или  пальчик к щёчке приложили; а молодцы бравые ребята, грудь колесом).

Физминутка: Русская народная игра «Летал, летал воробей»

Воспитатель:  Замечательные девицы и молодцы у нас, правда, Кузя?

Да, любили девицы и молодцы повеселиться, да на ложках  поиграть.

Воспитатель:  А вы, знаете, что ложки делают из баклуши? А баклуши - это чурочки - брусочки, из которых вытачивают ложки. После того, как сделают ложки, их шлифуют - делают гладкими, затем расписывают разными узорами.

Кузя подсказывает - Ложками можно не только кушать, но и играть на них, как на музыкальных инструментах.

Кузя: Да  в старину, на чём только не играли и на балалайке, и на пиле, и на ложках тоже.…Давайте и мы  с играем  на ложках.

Воспитатель: У Кузе припасено столько ложек, что на всех хватит. Ну, ка подходи каждый по 2 ложки бери.

Игра на ложках русской народной мелодии.

Кузя - Повеселили вы меня, много интересного узнал. Да вот только ложки не все расписаны.

Воспитатель: Не волнуйся, мы поможем тебе, распишем.

Кузя отдаёт заготовки ложек из картона.

 

Итог занятия.

Спасибо Кузя, что пригласил нас. Мы столько много нового узнали! И про одежду говорили и ещё о чём? (ответы детей).

Кузя: Спасибо ребята, что зашли ко мне в гости. А у меня на дне сундука ещё для  вас подарки  припасены.

Из сундука достаются куклы – Пеленашки. Дарятся детям.

Дети прощаются с Кузей, уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

конспект непосредственно- образовательной деятельности "Бабушкины сказки "

Освоение нетрадиционной  изобразительной техники "восковый мелок +акварель"...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности тема: "Бабушкин сундук"

Самоанализ проведенного занятия на тему:"Бабушкин сундук" в подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема НОД «Бабушкин сундук».

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физическому развитию с использованием русских народных иг...